УДК 658.3
КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ РОССИИ
Куприенко Алексей Дмитриевич
Магистрант 2 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail:kuprijenko@mail.ru
Ивкина Валентина Александровна
Магистрант 1 курса, Ассистент
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail:vaivkina@bk.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
THE PROBLEM OF A HUMAN RESOURCE IN LOGISTICS
Kuprienko Alexey Dmitrievich
2nd grade master-student
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
E-mail:kuprijenko@mail.ru
Ivkina Valentina Alexandrovna
1st grade master-student, Teaching Assistant
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
E-mail:vaivkina@bk.ru
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Статья посвящена кадровым проблемам в сфере логистики. Проблема кадров не дает полностью раскрыть потенциал логистики в компаниях России из-за низкой квалификации персонала соответствующих отделов. Было предложено решение на нескольких этапах: на этапе подготовки молодых специалистов – прохождение практики с последующим наймом на работу; на этапе уже с имеющимся персоналом – повышение квалификации. Но это не самое главное - наличие квалифицированного персонала, а умения пользоваться современными инструментами логистики.
Ключевые слова: логистика, кадры, проблемы логистики
The article is devoted to HR problems in a logistics. The problem of HR do not unlock the full potential of logistics in companies in Russia due to low qualification of staff of a departments. It was suggested that the solution at several stages: at the stage of preparation of young specialists – a practice subsequent to the employment; on the stage already with the existing staff – training. But it's not the most important - the availability of qualified personnel, and the skills to use modern tools of logistics.
Key words: logistics, HR, problems of logistics
На данном этапе развития экономики России, логистика является одной из быстроразвивающихся сфер. Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Основу работы логистики составляют различные сферы деятельности: закупка сырья, закупка материалов, производство, сбыт продукции, транспортировка, информационное обеспечение, а также различные системы управления – запасами, качества товаров и услуг, планирования [1].
Выразим главные проблемы развития логистики, существующие в России:
- системы распределения товаров и услуг развиваются нерационально;
- низкий уровень развития систем коммуникаций и складского хозяйства;
- транспортная система - наследие советского союза;
- несовременное производство тары и упаковки;
- скудное количество квалифицированных кадров. Рассмотрим это проблему подробнее.
В сфере логистики слишком малый приток новых молодых специалистов, т.к. данная профессия – относительно молода в нашей стране. Сравнительно небольшое количество высших учебных заведений готовит специалистов по данному направлению. Например, в Красноярске из 11 ВУЗов специалистов по профилю логистика готовят лишь 2. Именно поэтому в этой сфере работают люди со смежных профессий, такие как экономисты, менеджеры, маркетологи, попавшие в ходе развития организации в отдел логистики или снабжения. Следовательно, качество такой работы более низкое. Необходимо отметить, что сами работодатели устанавливают слишком высокую планку для найма молодых специалистов, требуя опыт работы в данной сфере, который соответственно отсутствует.
Одним из вариантов решения данной проблемы является заключение договоров между ВУЗами и транспортными компаниями на прохождение практики с последующим наймом на работу. Для потенциального работодателя удобно, так как появляется возможность наблюдать за работой студентов на их потенциальном рабочем месте. Так же, можно предварительно проводить отбор из кандидатов – студентов, уже зная, на что они способны и какими обладают знаниями в своей профессиональной сфере.
В случае, если на предприятии нет персонала с логистическим образованием, то имеет место повышение квалификации в данной сфере у уже имеющихся сотрудников.
Но теоретические знания не ключ к успеху. Вот простой пример – метод АВС. При использовании этого метода все объекты разделяются на три группы:
А – 20% ценных объектов, дающих 80% всех результатов;
В – 30% объектов, обеспечивающих 15% результатов;
С – 50% объектов, которые дают только 5% результатов.
В результате появляется возможность сосредоточить все усилия компании на небольшой группе важных объектов, влияющих на конечный результат, выстроить соответственно логистику приобретения, управления запасами, продаж в торговле [2].
Применение одного из самых популярных инструментов на практике весьма не простое дело. Поэтому в подтверждение своих слов, упомянутых выше, было бы не плохо студентам преподносить настоящую практику.
Для решения логистических проблем можно использовать следующий алгоритм:
1. Изучить и охарактеризовать систему (имеется в виду системный подход к объекту);
2. Выявить проблемы в системе;
3. Установить цель и задачи для устранения проблем;
4. Выбор нужных инструментов;
5. Применить существующий метод, использовать несколько методов совместно или создать новый;
6. Определить промежуточный результат;
7. Скорректировать воздействие для улучшения результата.
Важно отметить, что универсального метода решения логистических проблем не существует, для каждого предприятия разрабатывается уникальный подход для решения проблем в рамках конкретного предприятия.
Не успев восстановиться после кризиса 2008 года, страна снова погружается в еще более глубокий кризис, связанный с санкциями и повышением курса доллара и евро. Российский бизнес увидел лишь один способ, чтобы остаться на плаву в кризисное время – уменьшения затрат. При этом многие директора компаний недооценивают возможности логистики и управления цепями поставок, как инструмента уменьшения общих издержек, концентрируясь зачастую на сокращении операционных затрат в логистике. Между тем инструменты логистики специально предназначены для оптимизации ресурсов компании и цепей поставок в целом, за счет синхронизации и планирования, применения новейших технологий в неустойчивой внешней среде. Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.
Библиографический список:
1. Маликов О.Б., Складская и транспортная логистика в цепях поставок – Питер, 2015 – 400с.
2. Сергеев В.И., Управление цепями поставок – Юрайт, 2015 – 480с.