Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:14:06
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

УДК 658.7

 

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Козловский Николай Анатольевич

магистрант I курса,

Полоцкий государственный  университет,

г. Новополоцк, Беларусь

E-mail: kolyavartanov@gmail.com

Научный руководитель – Банзекуливахо Мухизи Жан

к. т. н., доцент кафедры учёта и аудита, логистики и менеджмента,

Полоцкий государственный  университет,

г. Новополоцк, Беларусь

 E-mail: bamuje@mail.ru

 

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION

OF PETROCHEMICAL PRODUCTS

Kozlovskii Nikolai Anatolyevich

1st grade master-student,

Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

Scientific adviser Banzekulivaho Muhizi John

Ph.D., associate professor of the department of accounting and auditing,

logistics and management

Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

 

В статье проанализирована концепция управления цепями поставок при реализации нефтехимической продукции. Приведен ряд инновационных решений для предприятий нефтехимической промышленности для преодоления сложившихся трудностей на мировом финансовом рынке.

Ключевые слова: цепь поставок, управление цепями поставок, инновационная деятельность предприятий, концепция реализации продукции

 

In the article analyzed the concept of supply chain management in the implementation of petrochemical products. An innovative range of solutions for the petrochemical industry enterprises to overcome the existing difficulties in the global financial market.

Key words: supply chain, supply chain management, innovation activities of enterprises, concept of product sales

 

Современные рыночные условия ставят перед предприятиями, производящими нефтехимическую продукцию различные задачи по изменению принципов управления своей хозяйственной деятельностью. С каждым днём, все больше и больше предприятия используют для оценки эффективности своей деятельности инновационные показатели. К таким показателям следует отнести объем товарно-материальных запасов, гибкость производства, качество производимой продукции, показатели надежности и безопасности производства и воздействия производства на окружающую среду, оперативность обработки и выполнения заказов потребителей, длительность производственного цикла, ресурсоемкость продукции и др. Предприятия чаще всего сталкиваются с задачами согласования спроса и предложения на множестве рынков сбыта, что часто требует выпуска продукции на заказ и все в более сжатые сроки. В этих сложившихся условиях ведущие предприятия уже давно пришли к заключению, что во многом, ключом к успешному ведению производственно-хозяйственной деятельности и её повышению экономической эффективности, является эффективное управление цепями поставок продукции на основе анализа процессов и среды производственно-хозяйственной деятельности, а также использования современных методов прогнозирования.

Высокоэффективные цепи поставок обеспечивают максимальное удовлетворение спроса на продукцию наиболее гибким, надежным и менее затратным образом, что является основой для обеспечения устойчивого развития организации. Для снижения уровня издержек и принятия управленческих решений предприятия традиционно учитывают только собственные ресурсы, ограничения и стратегии. На сегодняшний момент такой подход становится недостаточным. Исходя из положения общей теории систем, предприятие  должно рассматриваться в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром [1, 2, 3].

Следовательно, при принятии ряда решений по управлению производственно-хозяйственной деятельностью предприятия необходимо дополнительно учитывать взаимодействие его с поставщиками и потребителями. Также необходимо изменить существующие производственные стратегии с целью включения в процессы принятия решений информации, протекающей  в логистических цепях предприятия. Управление взаимосвязями в цепи поставок, или логистической цепи, с целью достижения логистического объединения внутренних и межпроизводственных процессов называется логистической координацией, или управлением логистической цепью.

Логистика активно начала развиваться как наука и инструмент хозяйственной деятельности в США с начала 1950-х годов. В значительной степени внимание, уделяемое большинством предприятий к управлению логистическими цепями, обусловлено успешным примером крупных западных компаний, сумевших сэкономить миллиарды долларов на снижении логистических и складских издержек за счёт эффективного управления своими логистическими цепями.

Управление цепью поставок – это интеграция и управление всеми организациями и видами деятельности, входящими в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью создания высокоэффективных систем формирования ценности, которые обеспечивали бы организациям-участникам существенное конкурентное преимущество [4].

В условиях неопределенности мировой цен на углеводороды, замедления темпов роста национальных экономик, мощной ориентированности экономик стран-членов ОПЕК на экспорт природных углеводородов, слабой конкурентоспособности многих видов промышленных товаров, перед предприятиями производящими нефтехимическую продукции остро ставится вопрос о применении новых инновационных решений при построении соответствующих цепей поставок.

На современном этапе развития логистики задачами управления цепями поставок являются приспособление цепей поставок к изменениям во внешней среде, что требует активных интеллектуальных усилий от исследователей в этой области. Развитие идёт по ряду нескольких направлений, направленных на применение современных телекоммуникационных технологий в цепях поставок. Но в тоже время, одним из самых перспективных в силу меняющейся природы конкуренции и моделей поведения потребителей, является включение современных теорий маркетинга в управлении цепями поставок. Во многом, влияние маркетинга на развитие управления цепями поставок подразумевает ориентацию на клиента, концентрацию усилий предприятия в цепи поставок на создании инновационного, более ценного предложения. Тем не менее, основной же целью остается снижение издержек.

Предприятия химической промышленности и нефтепереработки являются современными объектами логистики особого класса. В этой связи, они требуют комплексной оптимизации операций разработки, производства, реализации и использования нефтехимической продукции, оптимального управления запасами сырья, полуфабрикатов. Кроме того, ввиду их специфики, они  должны способствовать предотвращению образования в технологических процессах производства источников, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в виде отходов и выбросов, обеспечению надежности и безопасности химико-технологических процессов с целью недопущения аварий и снижения уровня химического риска. Вместе с тем, управление предприятием нефтехимического производства требует применения принципов ресурсосбережения на всех стадиях производства и переработки сырья [5].

Логистические цепи предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности, как правило, имеют большую длину, а структура производственных связей предприятий является стационарной и негибкой. 

В условиях возможного объективного снижения государственного финансирования предприятий нефтехимической промышленности необходимо максимально использовать собственные финансовые средства, организационно-управленческие инструменты и производственные ресурсы, а также расширять государственно-частное партнерство. Только при оптимальном использовании всех видов интеллектуальных, организационно-управленческих, производственных и сырьевых ресурсов нефтехимической промышленности реализуется возможность перехода от стратегии выживания к устойчивому развитию производства в долгосрочном периоде в нынешних условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Одним из важных механизмов такого перехода является активное разностороннее инновационное поведение предприятий, которое включает в себя инновационную производственно-хозяйственную деятельность, создающую и развивающую инновационный потенциал предприятий, и приводящую к обновленной инновационной политике, в которой не формально реализуются миссии предприятий. Инновационное поведение представляет собой цель высокого уровня обобщения, призванная объяснить социально-экономическое назначение предприятия для потребителей его продукции и для его персонала, а также для персонала всех субъектов, представленных во всех цепях поставок продукции предприятия.

Для организации инновационной деятельности на предприятии необходимо провести внешний анализ ситуации на конкретном рынке потребителей, а также внутренний анализ собственных ресурсов и возможностей предприятия для развития рационального выбора продукции и наиболее эффективного способа ее реализации. При выборе концепции реализации продукции на существующих рынках реализации нефтехимической продукции инновационная деятельность предприятия направляется на освоение ранее не используемых ресурсов и неосвоенной продукции на новых рынках.

При выборе концепции реализации освоенной продукции на новых рынках инновационное поведение способствует поиску новых возможностей применения или сфер использования продукции. Если выявляется возможность продвижения новой продукции на уже используемые рынки, то инновационное поведение предприятия нацеливается на создание новой конкурентоспособной модификации продукции. Разработка и внедрение на рынок новой продукции, диверсификация основных видов деятельности, в конечном итоге, являются наиболее перспективными, но, с другой стороны, наиболее затратными направления инновационного поведения.

Таким образом, несмотря на ухудшение мировой экономики, вызывающее определенные трудности в деятельности предприятий, занятых производством нефтехимической продукции, и обусловленное политическими факторами, существует ряд реальных возможностей перехода к устойчивому развитию нефтехимическому производству и его взаимодействию с потребителями нефтехимической продукции. Возможности развития нефтехимических предприятий в непростых финансовых условиях ограничиваются оптимальным использованием внутренних ресурсов самих предприятий и состоят в переходе от общепринятой производственно-хозяйственной деятельности к инновационному поведению, обеспечивающему применение инновационных способов вывода на рынки высококачественной нефтехимической продукции.

Устойчивое развитие предприятий нефтехимической отрасли, способствующее их инновационному развитию, связано с выгодами широкого использования современных методов логистики, внедрения инструментов ресурсосбережения, применения информационных систем и технологий в управлении цепями поставок, использования взаимовыгодных стратегий разделения прибыли между всеми производителями, поставщиками и потребителями и другими участниками цепей поставок нефтехимической продукции.

Библиографический список

1.  Макова, М.М. Оценка устойчивого развития промышленных предприятий / М.М. Макова // Экономика и управление. Науч.- практ. журн.                 –2012. – №6. – С.54-59.

2.  Логистика и управление цепями поставок: монография / Т.Р. Терешкина [и др.]; под общ. ред. Терешкиной Т.Р. – СПб.:  СПбГТУРП, 2011.                 – 155 с.

3.  Калужский, М.Л. Общая теория систем. Курс лекций / М.Л. Калужский. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 144 с.

4.  Хэндфилд, Роберт Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности / Роберт Б. Хэндфилд, Эрнест Л. Николс, мл.; пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003. – 416 с.

5.  Мешалкин, В.П. Стратегия управления логистическими цепями химической продукции и устойчивое развитие / В.П. Мешалкин, В.Г. Дови, А. Марсанич; под ред. Мешалкина В.П. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003.                – 531 с.


Количество просмотров: 2914
теги:
09.06.2016 06:49 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: