УДК 658.7
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Жгун Елена Юрьевна
студент 1 курса,
КГБ ПОУ «Канский Технологический Колледж», г. Канск, Россия
E-mail: zhgun.lena@mail.ru
Научный руководитель – Моор Ирина Викторовна
преподаватель
КГБ ПОУ «Канский Технологический Колледж», г. Канск, Россия
E-mail: moor.ira @ yandex.ru
EFFECTIVENESS OF THE LOGISTIC SERVICE IN THE ENTERPRISE
Zhgun Elena Yuryevna
1st year student,
College of Technology, Kansk, Russia
Scientific adviser – Moor Irina Viktorovna
Teacher
College of Technology, Kansk, Russia
В настоящей работе представлена статья об эффективности деятельности службы логистики на предприятии. Указано значение службы логистики на предприятии, а так же оценка эффективности логистической деятельности.
Ключевые слова: служба логистики, логистическая деятельность, оценка логистической деятельности.
In this paper we presented an article on the effectiveness of the logistic service in the enterprise. Indicated value of logistics services in the enterprise, also the evaluation of logistics activities.
Key words: logistics service, logistics, assessment of logistics performance.
На современном этапе развития сложились новые условия производства, которые вышли за рамки традиционных методов его организации. Изменения во многие представления об организации производственного процесса на предприятии внесла логистика.
Деятельность службы логистики на предприятии или в организации нацелена на достижение необходимых конечных результатов с помощью ряда управленческих воздействий, осуществляемых как внутри предприятия (внутренняя среда – внутренняя логистика), так и вне него (внешняя среда – внешняя логистика).
Общее управленческое воздействие складывается из следующих составляющих:
1. управление производственно-хозяйственной деятельностью;
2. управление персоналом службы логистики, ее отделами и группами;
3.управление связями вне предприятия или организации;
4.рационализация управленческих воздействий на производственно-хозяйственную деятельность службы логистики, на персонал ее отделов и групп [ 2 ].
Управленческое воздействие службы логистики состоит из двух самостоятельных и в то же время взаимосвязанных блоков:
- первый блок состоит из ряда задач, решаемых службой логистики;
-второй блок представляет собой обеспечение нормального функционирования службы логистики - обеспечивающие системы.
При этом комплекс задач, решаемых службой логистики направлен на взаимодействие с функциями управления предприятия:
- планирование – составление плана как начальный этап процесса управления;
- организация – обеспечение выполнение плана производства;
- руководство – совокупность действий, направленных на эффективное действие подчиненных;
- мотивация – регулирование побудительных стимулов сотрудников, в содействии достижения намеченных целей предприятия;
- контроль – соизмерение фактических результатов работы с запланированными.
При оценке эффективности деятельности службы логистики субъекта хозяйствования используется целы ряд показателей, к которым относятся:
- процент доставки продукции потребителям в намеченный срок;
-фактические и нормативные затраты на гарантийное обслуживание продукции длительного пользования;
- фактическое и нормативное время удовлетворения потребности потребителя и другие.
Эффективная деятельность службы логистики должна строиться, как правило, основываясь на результатах работы каждого звена микрологистической цепи [ 1 ].
Оценка деятельности службы логистики осуществляется в виде обратной связи:
Возникающие проблемы → Задание управленческим звеньям → Принятие решения службой логистики → Оценка результатов
В свою очередь, при оценке результатов, используются следующие методы: метод затрат; метод продуктивности; метод сервиса.
Каждый из трех методов, имеет самостоятельное значение, а собственно оценка проводится при сопоставлении и совместном рассмотрении результатов каждого из них. Оценка деятельности службы логистики по методу продуктивности носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения. Метод затрат основан на установлении стоимостных показателей по каждой отдельной функции логистики. Метод сервиса используется для оценки эффективности деятельности службы логистики с применением качественных показателей, таких как: соблюдение сроков оказания потребителем сервисных услуг; выполнение услуг в установленной последовательности, регламентируемой разработанным графиком реализации технологических процессов оказания услуг.
Одновременно, при оценке эффективности логистической деятельности могут быть использованы следующие факторы:
- регулярное управление – способность сотрудников службы логистики ежедневно управлять логистическими процедурами и операциями, одновременно достигая оперативных целей, поставленных предприятиями отделами (группами) службы логистики в отношении производительности, финансирования проектов и других целей;
- решение проблем – способность сотрудников службы логистики диагностировать возникающие проблемы и находить оптимальные решения при одновременном улучшении сервиса;
- осуществление проектов – способность сотрудников службы логистики осуществлять инновационные планируемые проекты, а так же оперативно корректировать действия по реализуемым проектам.
Рассматривая вопросы оценки эффективности служб логистики, организованных на предприятиях, следует отметить, что имеется ряд ресурсов, способствующих повышению качества логистических функций.
Данные ресурсы подразделяются на четыре направления:
1.кадровая политика;
2.слаженность в работе;
3. используемые коммуникации;
4. структура управления.
Кадровая политика состоит в определении необходимого количества квалифицированного персонала, высоком уровне мотивации, в том числе оплаты труда по результатам работы, гарантированной возможности служебного роста.
Слаженность в работе заключается в согласованном сотрудничестве между подразделениями предприятия и стандартизации частично совпадающих требований к выполнению различных логистических процедур и операций.
Используемые коммуникации представляют собой современные информационные системы, совместные системы баз данных, эффективные системы контроля качества продукции, единую систему оценки поставщиков.
Структура управления заключается в координации работ подразделений службы логистики, оптимальном количестве уровней управления, эффективном подразделении маркетинга [ 3 ].
Для того чтобы служба логистики функционировала более продуктивно, необходимо соблюдение условий, обеспечивающих успех логистической деятельности предприятия, складывающихся из ряда составляющих, к которым относятся:
– точная формулировка функций каждого сотрудника службы логистики – перечень прав и обязанностей, выполняемых логистических операций, процедур и направлений взаимодействия с отделами, группами и сотрудниками службы логистики;
– наличие необходимой информации о количестве сотрудников службы логистики, которые потребуются в ближайшем или отдаленном будущее. Другими словами, прогнозирование будущих логистических операций, процедур, работ и функций, которые носят инновационный характер, связанный с изменениями конъюнктуры рынка, мотивацией потенциальных потребителей;
– информация о наборе знаний и навыков будущих сотрудников службы логистики, а также информация об объемах предполагаемых логистических операций, процедур и работ, возможном расширении предприятия и новых направлениях производственно-хозяйственной деятельности, количестве трудовых ресурсов и рынке рабочей силы, включая данные об учебных заведениях, которые готовят требуемых специалистов;
– необходимость подбора будущего менеджера на конкретную должность в организационной структуре, а не подбор должности для будущего сотрудника. Речь в данном случае идет о формальных и неформальных производственных связях, когда неформальная связь может привести к негативным последствиям в трудовых отношениях конкретного отдела или группы службы логистики или даже предприятия в целом.
Организация службы логистики на предприятии очень важно в настоящее время. Так как, благодаря данной службе вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя и после подтверждения факта оплаты. А также чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, наблюдается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов. Деятельность службы логистики на предприятии или в организации нацелена на достижение необходимых конечных результатов с помощью ряда управленческих воздействий, осуществляемых как внутри предприятия (внутренняя среда — внутренняя логистика), так и вне него (внешняя среда — внешняя логистика). Но для того, чтобы служба логистики работала хорошо нужно обучать работников организации. Необходимо провести работу по выработке единообразной стандартизированной логистической терминологии. Специалисты функциональных подразделений компании должны говорить на одном языке, оперировать схожими терминами и понимать друг друга.
В настоящее время ощущается определенный недостаток специалистов, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также знать общие взаимосвязи между функциональными областями бизнеса.
Библиографический список:
1.Гаджинский А.М. Логистика:учеб. 6-е изд. М., Издательско-торговая организация «Дашков и Ко», 2003.
2.Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2014. – 384 с.
3.Степанов В.И. Логистика: учебник для бакалавров. – Москва : Проспект, 2015. – 488 с.