Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:05:58
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

КОНТРОЛЛИНГ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

УДК 658.7

 

КОНТРОЛЛИНГ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Дроздов Игорь Александрович

магистрант 1 курса,

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: Mental_03@mail.ru

 Дягилева Маргарита Эдуардовна

Бакалавр3 курса,

Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, Россия

E-mail: janeairas@mail.ru

Научный руководитель – Лукиных Юлия Валерьевна

к.п.н., доцент, зав. кафедрой,

Красноярский институт экономики – филиал Санкт-Петербургского академического университета , г. Красноярск, Россия

E-mail:yulla@bk.ru

CONTROLLING OF THE LOGISTIC PROCESS IN THE INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS

Drozdov Igor Aleksandrovich

1st grade master-student,

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

  Dyagileva Margarita Eduardovna

3rd grade bachelor,

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Scientific adviser Lukinykh Yulia Valerievna

candidate of pedagogical sciences, assistant  professor, head of department,

Krasnoyarsk Institute of  Economics,

branch of St.Petersburg Academic University,

Krasnoyarsk, Russia

 

В данной статье рассмотрен контроллинг логистического процесса в международных цепях поставок. Проанализированы характерные особенности моделей контроллинга; выявлена и обоснована необходимость использования  контроллинга логистического процесса в международных цепях поставок.

Ключевые слова: контроллинг, логистика, поставки, модель контроллинга, предприятие, цепи поставок.

 

This article deals with controlling of the logistic process in the international supply chains. The main peculiarities of controlling models as well as necessity of using controlling of logistic process in the international supply chains are considered.

Key words: controlling, logistics, delivery, controlling model, enterprise, supply chains.

 

Целью контроллинга логистических процессов является осуществление контроля над экономичностью и транспортировкой материальных ценностей того или иного предприятия. Контроллинг должен обеспечить предприятие необходимой информацией, на основании которой будут приниматься решения в сфере логистики, а также согласовывать и оптимизировать материальные потоки с другими процессами, протекающими на предприятии [4].

Существует несколько национальных моделей контроллинга: немецкая, англо-американская и японская.

По немецкой модели контроллинг понимается как некий комплекс задач, направленный на планирование, управление и контроль. На предприятии создаются такие условия работы, при которых каждый руководитель или специалист может контролировать себя сам в процессе достижения цели предприятия. В немецкой модели главной целью контроллинга является планирование и управление прибылью.

По англо-американской модели контроллинг это не что иное, как исполнительная функция управления или составная часть менеджмента.  Контроллинг выполняет функцию поддержки руководства.

По японской модели контроллинг ориентируется на совокупность предприятий, группы, а не на отдельные предприятия. Причем упор сделан на будущее, на работу на опережение. Здесь контроллинг очень близок к самому процессу производства, затрагивает лица, участвующие в производстве, чтобы на коллективном действии определять значимые цели [5].

Сравнивая характеристики японской, немецкой и англо-американской моделей (табл.1) можно сделать вывод, что они значительно отличаются друг от друга как принципами работы с человеческими ресурсами, так и подходами управления предприятиями. Более близки друг к другу немецкая и англо-американская модели, а вот японская модель сильно отличается от них. Ее особенность заключается в том, что в процессе управления принимают участие все сотрудники, включая тех, кто занят производством, проблемы решаются на коллективном уровне. А вот в англо-американской и немецкой моделях руководство осуществляется строго определенной группой лиц, а подчиненные только выполняют распоряжения свыше.

Сказать однозначно какая из трех моделей лучше представляется затруднительным, поскольку в каждой модели есть свои плюсы и минусы. При организации и управлении собственной компанией, желательно быть осведомленным о всех трех моделях контроллинга и стараться интегрировать лучшее из них в свою компанию.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика моделей контроллинга

Параметры сравнения

Японская

Немецкая

Англо-Американская

Основоположники

У.Оучи

Макс Вебер

Ф.Тейлор

Характер проведения инноваций

Эволюционным путем

Революционным путем

Революционным путем

На кого ориентируется

На все звенья

Руководители, менеджеры

Управляющие, директора, акционеры

Критерии отбора кадров

Трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость

Высокая квалификация работников, техническое образование, профессионализм, компетентность, самоконтроль, самодисциплина

Образование, практический опыт, умение работать в коллективе

Продвижение по иерархии

Вертикальное, медленное продвижение

Относительно медленное продвижение сотрудников строго по их специальности

Строго вертикальное, быстрое продвижение

Чем характеризуется

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности; гласность и ценности корпорации; управление, основанное на информации; управление, ориентированное на качество; постоянное присутствие руководителя на производстве; поддержание чистоты и порядка

Ориентация на высокое качество и на удовлетворенность клиента; поддержка сотрудников, развитая система кадров; двухуровневая система управления; социальная ответственность перед сотрудниками и обществом; приверженность к инновациям; преданность долгосрочным перспективам компании; высокий профессиональный уровень и техническая подготовка менеджеров

Жесткая организация управления; формализация управленческих отношений; персональная ответственность сотрудника

Принцип решения проблем

Коллективное решение проблем, включая лиц, непосредственно связанных с производством

Приказы отдаются строго сверху вниз и не подлежат обсуждению

Единоличное решение проблем; менеджер выносит решение, подчиненные выполняют

Система оплаты труда

Гибкая система, в основе личность человека

Негибкая, строго формализованная

Негибкая, строго формализованная

 

На сегодняшний день практически каждому предприятию необходимо, чтобы в структуру управления был внедрен контроллинг логистического процесса в цепях поставок. С одной стороны это связано с ростом конкуренции, а с другой  - коммерческой возможностью, обусловленной логистическим контролем производителя над поставками товаров потребителям.

Предприятия могут влиять на свою прибыль путем скоординированных действий в цепях поставок своей продукции. Понимание этого требует измерение значений логистических показателей функционирования цепей поставок и обработку полученных результатов по принципу бенчмаркинга. Этим и занимает контроллинг цепей поставок [3].

Управление цепями поставок можно рассматривать как процесс нахождения оптимального баланса между ориентацией на клиента и выгодным ростом. Возникает сеть создания и реализации материальных благ как внутри организации, так и между организациями по схеме «клиент-поставщик».

Процедура формирования международных цепей поставок достаточно громоздка и требует больших затрат времени. Неправильное управление международными поставками может сильно повлиять на экономику предприятия, привести к излишним затратам и в конечном итоге к некачественному обслуживанию клиентов.

Международные цепи поставок подразумевают большое количество деятельности, осуществляемой несколькими предприятиями. Деятельность может осуществляться различными компаниями в зависимости от материального состояния предприятия, типа продукции, страны, экономического рынка и других аспектов. Если цепи поставок работают продуктивно и результативно, то их взаимосвязь и деятельность должны быть четко определены и эффективно управляемы.

Процессы и виды деятельности,  определенные в ходе моделирования поставок, должны быть адекватно оценены. Они не должны значительно увеличивать затраты предприятия, должны обеспечивать надежность  и безопасность поставок и, по возможности, облегчать процесс поставок. Упрощение процесса поставки может помочь значительно расширить международную торговлю предприятия [2].

Для облегчения процесса моделирования цепей международных поставок часто за основу берут эталонную модель международной цепи поставок (ЭММЦП).  Есть еще другая модель, более подробная, которая носит название «покупка-перевозка-оплата». Обе модели имеют одинаковое происхождение.

Остановимся более подробно на модели «покупка-перевозка-оплата», которая значительно облегчает проведение анализа бизнес-процессов. Данную модель можно использовать как на этапе определения проблематики общего анализа предмета, так и при детальном моделировании процесса в качестве шаблона.

Модель «покупка-перевозка-оплата» рассматривает четыре основных типа деловых партнеров в международной торговле: заказчик (покупатель, импортер, грузополучатель и т.п.), поставщик (продавец, экспортер, грузоотправитель и т.п.), посредник (поставщик транспортных услуг, банк, страховщик и т.п.) и официальный орган (таможня, стандартизация, экология и т.п.).

Исходя из названия модели, можно сразу назвать основные процессы и операции, входящие в нее: покупка, перевозка и оплата. Причем процесс перевозки включает в себя несколько подуровней: подготовка к экспорту (заказ транспорта, страхование груза, составление таможенной декларации и т.д.), экспорт (обработка деклараций, применение процедур по обеспечению безопасности, очистка товаров и т.д.), транспортировка (получение товаров, транспортировка и доставка товаров и т.д.), подготовка к импорту (получение импортной лицензии, получение кредита и т.д.), импорт (обработка деклараций, применение процедур по обеспечению безопасности, выпуск товаров и т.д.) [1].

В заключении можно сказать, что эффективность контроллинга во многом зависит от грамотного и адекватного планирования как внутренних, так и международных цепей поставок, которое предполагает структурирование основных аспектов логистики: снабжение, производство и распределение. Определяющим моментом здесь является спрос на товар и реализация поставки.

Обеспечение сквозной координации функциональных циклов логистики является необходимым  объектом контроллинга и в международных цепях поставок. Увеличение числа этих циклов в цепях поставок значительно усложняет процедуру логистического контроллинга за их сопряжением во времени и пространстве, поэтому необходимо осуществлять диагностику согласованности этих циклов в пределах цепей поставок. 

 

Библиографический список:

1.                Модель «покупка-перевозка-оплата» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tfig.unece.org.

2.                Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lscm.ru.

3.                Российско-немецкое исследование логистического контроллинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lscm.ru.

4.                Система контроллинга и ее принципы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketologi.ru.

5.                Сравнительная характеристика японского, американского и европейского менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moluch.ru.


Количество просмотров: 3527
теги:
09.06.2016 06:38 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: