УДК 658.7
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: «ТОЧНО ВОВРЕМЯ» И «КАНБАН»
Доржиева Сарюна Булатовна
Студент 2 курса
Томский политехнический университет, г.Томск, Россия
E-mail:saryuna.dorzhieva.1997@mail.ru
Семёнова Виктория Алексеевна
Студент 2 курса
Томский политехнический университет, г.Томск, Россия
E-mail: victoriya@okidoki.pro
Научный руководитель – Янушевская Марина Николаевна
Старший преподаватель кафедры ФМПК
Томский политехнический университет, г.Томск, Россия
E-mail: vela2007@bk.ru
LOGISTICS CONCEPTS: «JUST IN TIME» AND «KANBAN»
Dorzhieva Saryuna Bylatovna
2nd grade student
Tomsk polytechnic university, Tomsk, Russia
Semenova Victoria Alekseevna
2nd grade student
Tomsk polytechnic university, Tomsk, Russia
Scientific adviser – Yanyshevskaya Marina Nikolaevna
Senior lecturer FMPK
Tomsk polytechnic university, Tomsk, Russia
В тезисах рассмотрены логистические концепции и методы, которые сегодня применяют в своей деятельности российские компании. Анализируется специфика концепции «Точно вовремя» и инструмента, используемого для ее функционирования - «Канбан».
Ключевые слова: точно вовремя, канбан, логистика
The theses are devoted to logistics concepts and methods. It is used in its operations by Russian companies. It gives analysis of the concept of "just in time" and the tool used for its operation - "Kanban".
Key words: just in time, kanban, logistics
На сегодняшний день перед логистикой, как прикладным научным направлением, стоит много вопросов, которые требуют оперативного решения. Огромный вклад в развитие перспективных логистических концепций и методов внесла всемирно известная японская компания «Toyota». Именно она стала первой, кто внедрил в свою систему управления концепцию «Точно вовремя» и инструмент, используемый для ее функционирования «Канбан».
Существует легенда, что однажды в 1954 году Тайити Уно посетил тогда еще новый тип магазина в США, который назывался «супермаркет». Прогуливаясь по торговому залу, он заметил, что покупатели «вытягивают» с полок и кладут в свои тележки именно те продукты и товары, которые им нужны сейчас, и в том количестве, какое им требуется. В этот момент на него нашло озарение, и он пришел к фундаментальному принципу «Точно вовремя», принципу вытягивания продукции снизу из процесса, идущего сверху [1].
Суть концепции заключается в том, что во время производственного процесса детали, необходимые для сборки, попадают на производственную линию в тот момент, когда это нужно и в строго необходимом количестве.
Используя данный метод можно достичь высокой управляемости компанией, улучшения отношений с заказчиками, финансового состояния и повышения конкурентоспособности. Как и для любой концепции, необходимо создать условия, которые способствовали бы нормальному функционированию данной концепции. Например, необходимо быть уверенными в качестве работы поставщиков, т.к. снижается возможность устранения возникшего или пропущенного на следующий процесс брака. Это происходит из-за того, что «Точно вовремя» не предусматривает запасы и резервы как материальные, так и временные (все они сведены к минимуму). В процессе производства исправить или переделать брак становится достаточно трудным – это и есть главный недостаток данной концепции.
Однако «Точно вовремя» внедрить не так-то просто. Для этого необходимы глубокие радикальные перемены в самой структуре управления производством.
Канбан - система управления производством и снабжением, которая использует методы логистики и является инструментом концепции «Точно вовремя». Основными принципами функционирования системы являются своевременная доставка продукции заказчику, контроль за качеством продукции на всех этапах производства, наладка оборудования, которая исключает выпуск бракованных деталей, сокращает число поставщиков необходимых изделий.
Систему канбан разработала и впервые в мире реализовала фирма «Toyota». В 1959 году эта фирма начала создание этой системы и в 1962 году перевела все производство на этот принцип. Канбан делится на три вида: тарный, карточный и программный.
Всю систему «Канбан» можно рассматривать как совокупность из трех основных элементов:
1) Отказ в производстве крупных объемов продукции.
2) Принцип многопредметности производства в двух аспектах — в отношении продукции и в отношение модельности.
3) Создание непрерывного поточного производства.
4) Низкая плотность снабжения производства материалами [2].
Но внедрения одной системы «Канбан» на практике недостаточно. Для максимального увеличения прибыльности ее необходимо рассматривать с комплексным управлением качества.
В России большое распространение получил программный канбан. На его основе создаются универсальные системы, которые могут использоваться в компаниях различных направлений. Одной из самых популярных канбан-платформ является зарубежная «Trello», которая получила большое распространение в России, наряду с отечественными аналогами. Данная система позволяет работнику грамотно распределить свое время, акцентирует внимание на срочных задачах, позволяет избежать задержек производства. По результатам объема и качества выполненной работы, руководство может применять систему поощрений, что ведет к повышению производительности труда.
Библиографический список:
1. Лайкер, Джеффри К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира: пер. с англ. / Д. К. Лайкер. — Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с.
2. Халипина Е. А. Система «Канбан» и кружки контроля качества: современный аспект // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 322-326.