Регион: Выбрать регион
Сейчас: 28 марта 15:05:39
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В СЕГМЕНТЕ «ПРОИЗВОДСТВА» НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

УДК 658.7

 

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В СЕГМЕНТЕ «ПРОИЗВОДСТВА»  НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Дементьева Алина Александровна

магистрант 1 курса

Красноярский государственный  аграрный университет,

г.Красноярск, Россия

E-mail: alina_diemientieva@mail.ru

Тел.: 8(923)5791793

Научный руководитель Колесняк Антонина Александровна

д.э.н., профессор, зав. кафедрой

Государственное и муниципальное управление

Красноярский государственный  аграрный университет,

г.Красноярск, Россия

E-mail: kolesnyak.antonina@yandex.ru

 

ROLE OF LOGISTICS IN THE SEGMENT "PRODUCTION" MARKETING OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Dementieva Alina Alexandrovna

1st grade master –student,
Krasnoyarsk state agrarian University , Krasnoyarsk, Russia

Scientifik adviser  Kolesnyak Antonina Alexandrovna

Doctor of economics, professor, head  of 

State and municipal management department

Krasnoyarsk state agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

 

В статье анализируется состояние сельскохозяйственной логистики и ее перспективы. Раскрыта роль и значение логистики на рынке сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: логистика, рынок сельскохозяйственной продукции , потоки ресурсов , производство, реализация

 

The article covers the analysis of the standing situation in the sphere of agricultural logistics and its perspectives. The role and importance of logistics marketing of agricultural products.

Key words: logistics, market for agricultural products, flow of resources, production, sales

 

Аграрный сектор экономики по уровню развития и потребления ресурсов, многообразия видов производимой продукции, размещением производственных мощностей и производств и наличием межотраслевых связей является одним из самых известных и значимых в структуре национальной экономики страны. Производство в сельском хозяйстве характеризуется территориальным способом размещения, что обусловливает как большой объем перевозки сырья и материалов для производственных целей (семена, удобрения, горючее, корма), так и производимой продукции в места хранения и сбыта[1,с .54].

Экономические отношения возникают при формировании материальных потоков. Они характеризуются нестабильной динамичностью, хаотичностью, конкурентным противостоянием, несоответствием предложения потребностям населения во времени и пространстве, что требует гармонизации и совершенствования процессов производства продукции и дальнейшего ее продвижения к потребителю. Все это предполагает интерес сельских товаропроизводителей к созданию и использованию эффективного логистического механизма управления очередностью выполнения работ и операций технологического процесса, с оптимизацией и рациональностью использования ресурсов и процессами, связанными с подготовкой продукции к реализации и прохождением от производителя к потребителю [1,с .57].

         Логистика в свою очередь, это  отрасль экономической науки, изучающая теорию оптимального управления материальными, информационными и финансовыми потоками в экономических адаптивных системах с синергетическими связями. Основное назначение логистики на стадии производства – это минимизация материально-денежных затрат на единицу продукции и оптимизация ресурсов в целом на отдельный комплекс работ. Если рассматривать логистический механизм как целостную систему, то очевидно, что тесно связанные между собой ее элементы, через которые происходит поток материальных, денежных и информационных ресурсов, являются основой для оптимизации совокупных затрат.

В практике логистика представляет собой совокупность экономических отношений. Они связанны с формированием информационно - сырьевой среды, а также проявляются в логистическом единстве организации планирования, управления и контроля за поставками ресурсов.

Логистическое обеспечение процесса производства любого продукта на рынке сельскохозяйственной продукции должно происходить в соответствии с последовательностью выполнения производственного цикла, а логистический механизм должен обеспечить поток определенной информации в каждой из составляющих, которые оптимизировали затраты ресурсов и обеспечили выполнение им функциональных обязанностей в определенное время и в пространстве. В логистическом механизме одной из важных составляющих является система экономически-хозяйственных связей, которые зарождаются на этапе поставки сырья и функционируют на всех уровнях от производства до реализации готового продукта. Таким образом, основные принципиальные задачи, которые решает логистика, заключаются в оптимальном управлении сырьевыми, товарными, информационными и денежными потоками, а затем требуют привлечения финансовых, человеческих и материальных ресурсов .

В общей системе производства любого вида продукта в соответствии с производственной функцией можно выделить отдельные блочные подсистемы. Подсистемой является выделенная из общей совокупности по свойственным, родственным, организационным и технологическим параметрам  особенность, которая составляет логистический  механизм и  направляет  функцию на    решение задач логистического администрирования. Эта подсистема является своеобразным завершением определенного вида и объема работ замкнутого круга общего цикла технологического процесса. Логистические услуги для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются тем рычагом, который позволяет уменьшить их внимание непосредственно на процесс производства и сфокусировать усилия на формирование ценового паритета. В частности  на снижение уровня затрат, повышение качества продукции, соблюдение сроков реализации. Качественное функционирование логистического механизма, который предусматривает управление материальными и информационными потоками на всех стадиях производства и прохождения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, означает также развитие результативных взаимоотношений между ее поставщиками и потребителями. В унисон повышению эффективности деятельности и улучшению собственных хозяйственно-финансовых результатов поставщики продукции стараются удовлетворить интересы потребителей за счет развития и совершенствования договорных отношений с ними по вопросам поставок продукции. Именно логистический механизм управления на рынке сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие горизонтальных связей и усиливает конкуренцию между поставщиками продукции на рынок, в процессе которой происходит борьба за потребителя, улучшается качество поставки и доставки продукции с наименьшими затратами [3].

Произведенная в аграрном секторе экономики сельскохозяйственная продукция проходит определенный путь из сферы производства к потребителю через сферу обмена. Этот процесс объективно обусловлен необходимостью продвижения продукции на товарном рынке и вызванный как продолжением цикла за пределами основного производства и территориальной обособленностью мест производства и потребления, так и наличием временного разрыва между мгновенным фактом изготовления и моментом факта потребления. Несмотря на это, сам процесс товародвижения продукции обеспечивает продолжение цикла от времени производства продукции до стадии ее конечного потребления. Но, к сожалению, в связи с большой масштабностью и разнообразием способов реализации, процесс товародвижения, как таковой, в целом на уровне региона слабо   подвергается   логистическому   управлению.   Поэтому   конечной  целью производства сельскохозяйственной продукции является ее эффективная реализация и настройка постоянных и прозрачных каналов сбыта, на которых можно было бы в достаточной степени использовать логистический механизм.

Также важно учесть потребности перерабатывающих предприятий, потребляющих всего около 25% продукции, и торговых рынков, где продается и потребляется в свежем виде около 30% продукции[4].

Для сбалансирования производства и потребления овощной продукции логистический механизм должен быть направлен на межрегиональный раздел продукции из регионов, в которых сконцентрировано производство определенного вида продукции, с обязательным хранением в приспособленных складских помещениях. При таких условиях удастся не только обеспечить насыщенность рынка овощами в межсезонный период, но и решить социальные задачи, создав рабочие места. Важная задача, которая возлагается на логистику – обеспечить потребителей продукцией в необходимом количестве, в определенном месте и времени.

В связи с особенностью сезонного характера производства в аграрном секторе для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий возникает потребность в формировании запасов как семенной, так и товарной продукции с целью поставки ее на торговые рынки в период межсезонья. Для этого необходимо оптимизировать затраты на обеспечение   надлежащих   условий  ее  хранения.   Координация  логистических процессов на рынке сельскохозяйственной продукции, особенно в формате складирования и хранения, позволяет обеспечить максимальные объемы поставок и продажи продукции в период межсезонного рост спроса.          Логистический процесс на складах должен регулировать и согласовывать поставки запасов, обработки грузов, перемещения их внутри складов, распределение и направление заказчикам с учетом организации заготовки, складирования, упаковки, транспортировки и сбыта. При таких условиях проявляют свое действие как закупочная, так и сбытовая логистики, которые находятся в тесной взаимосвязи, что вызывает необходимость взаимосвязанного их рассмотрения. Из этого следует, что логистический процесс охватывает не только сам процесс  хранения продукции, но и способ обеспечения ее продвижения в общем технологическом процессе производства и реализации, доказывает необходимость создания в сельскохозяйственных предприятиях целостной логистической системы с выделением отдельной службы логистики[2].

Реализация продукции возможна как с использованием собственных транспортных средств самого производителя, так и специализированных транспортных средств. Транспортная логистика предполагает комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортными средствами. Задачей транспортной логистики является обеспечение согласованности действий непосредственных участников транспортного процесса по доставке грузов определенным потребителям и в конкретное время. В основном перевозки на рынке сельскохозяйственной продукции осуществляется с помощью автомобильного транспорта. Доля транспортных затрат на перевозку в стоимости продукта высока и составляет около 30%[5].

Для транспортировки овощной продукции от производителя к местам сбыта, учитывая оптовый и торговые рынки, магазины, предприятия общественного питания и т.д., используются различные виды транспорта, различные маршруты и подобное. Поэтому разработать общий логистический механизм управлением всем транспортным комплексом работ по реализации продукции даже в масштабах одного административного района или города, является достаточно сложной задачей и реальность его выполнения может быть под большим вопросом.

Логистика транспортных перевозок должна формироваться и происходить в каждом отдельном случае с учетом вида транспорта, его водоизмещения, объема перевозимого груза и ассортимента продукции, направления маршрута, времени  и места доставки, количества привлеченных людей для погрузочно-разгрузочных работ. К тому же она должна быть направлена на возможность повышения коэффициента полезного пробега, снижение затрат и времени на перевозку единицы продукции и времени пребывания транспорта в обороте[2] .

Можно сделать вывод, что роль логистики на рынке сельскохозяйственной продукции очень важна, так как ее основными задачами  является обеспечение непрерывности производственных процессов, сокращение расходов в каждом отдельном блоке логистической системы, минимизация незавершенного производства, уменьшение расходов на загрузку, перегрузка и содержание складских запасов, высокое обеспечение предпочтений потребителей, высокая осведомленность потребителей об ассортименте и минимизация воздействия на окружающую среду .                            

 

Библиографический список :

          1. Экономическая энциклопедия: в 3 т. / Сост. С. В. Мочерный (отв. ред.) др.]. К. : Академия, 2000 - 2001.

          2. http://cyberleninka.ru/article/n/logistika-v-proizvodstve-na-rynke-selskohozyaystvennoy-produktsii //                                                                  3. 3.  3. Логистика в агропромышленном комплексе: Носов А. Л-Электронный журнал :Аудит и финансовый анализ,2012-№2

         4. http://www.nsh.ru/ Новое сельское хозяйство, журнал агроменеджера.

         5. www.agropoisk.ru/  Газеты и журналы - Сельское хозяйство в сети.

 


Количество просмотров: 1733
теги:
09.06.2016 06:36 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама