Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 8:09:00
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФУЛФИЛМЕНТА ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

УДК 33.339.13

 

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФУЛФИЛМЕНТА ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Галкина Юлия Валерьевна

Студентка 4-го курса

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия

E-mail: galkinajulia@bk.ru

Научный руководитель –Товстоношенко Валентина Николаевна

Доцент кафедры логистики,

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия,

E-mail: teachervalya@mail.ru.

 

FEATURES OF RUSSIAN FULFILLMENT MARKET FOR E-COMMERCE

Galkina Julia Valeryevna

4th year student,

Reshetnev Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: galkinajulia@bk.ru

Scientific adviser Tovstonoshenko Valentina Nikolaevna

Assistant Professor of logistics,

Reshetnev Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: teachervalya@mail.ru.

 

В статье рассмотрен подход к обработке заказов организаций, которые занимаются электронной коммерцией. Проанализирован российский рынок фулфилмента. Выделены преимущества и недостатки при использовании данной бизнес-концепции. Изучены проблемы в сегменте дистанционной торговли. Предложены критерии по выбору фулфилмента-оператора.

Ключевые слова: ритейлеры, электронная коммерция, фулфилмент, аутсорсинг, склады

 

In the article approach to order processing organizations, which do e-commerce, is considered. The Russian fulfillment market is analyzed. Advantages and disadvantages in using this business concept are selected. Problems in the segment of distance selling are studied. Criteria for choosing fulfillment operator are offered.

Key words: retailer, e-commerce, fulfillment, outsourcing, warehouses

 

Для работы западных ритейлеров характерна тенденция передачи на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов. Руководство многих компаний в России до сих пор не имеют представления о достоинствах, недостатках, мотивах и возможных последствиях применения такой бизнес - модели, в частности логистического аутсорсинга. Лояльность потребителя зависит от состояния логистики. Так, в период широкого распространения электронной коммерции вопрос доставки продукции по приемлемой цене в нужный срок становится одной из актуальных задач для ритейлеров. За последние десятилетия прогресс 3PL-операторов, оказывающие аутсорсинговые услуги для организации офлайн торговли, изменил ситуацию в онлайн каналах продаж. В свою очередь, рынок фулфилмент-провайдеров, выполняющих операции с единичными посылками клиентов, находится на ранней стадии развития и напрямую зависит от динамики B2B и дистанционной торговли. Фулфилмент представляет собой комплекс операций, включающий в себя: приемку груза, складирование, комплектацию, сортировку, упаковку и возврат товара – все, что происходит с момента оформления заказа и до момента его передачи на конечную доставку курьерской службе или Почте РФ. В данном процессе также присутствуют финансовый и информационный потоки, предполагающие прием, обработку заявок, платежей и ведение документооборота.

В фулфилменте выделяют инсорсинг, аутсорсинг и дропшиппинг. Инсорсинг подразумевает, что компания сама все организует, использует собственные складские мощности, либо арендует их, а в некоторых случаях и офлайн магазины. Несмотря на то, что из-за кризиса рынок коммерческой недвижимости падает, покупка и содержание собственного склада требуют значительных затрат. Этот вариант для небольшого и только открывающегося бизнеса не подходит. В условиях массового оттока арендаторов и экономической нестабильности аренда складов также подешевела. Традиционные долларовые ставки сменились более предсказуемыми рублевыми. При этом некоторые девелоперы замедлили ввод новых складских мощностей. В дальнейшем это может привести к ценовым скачкам и дефициту. При аутсорсинге процессы выполняются nPL-провайдерами. Российские предприниматели более привычны к аутсорсингу доставки, а не к делегированию хранения. Этот рынок достаточно молодой, первые игроки появились в 2011 году [1].

Дропшиппинг представляет собой передачу продавцом принятого от клиента заказа на исполнение третьей стороне для последующей отправки. Фактически, при этом ритейлер не проводит контрольный досмотр товара, его практически сразу доставляют потребителю. Формально подобная модель равносильна аутсорсингу, однако существуют принципиальные различия. Во-первых, фулфилмент-оператор консолидирует грузы у себя на складе, а дропшиппером обычно является поставщик или оптовик. Во-вторых, фулфилмент-оператор предлагает более разнообразный спектр услуг, например, обработку возвратов. Дропшиппер может и не предоставлять такой услуги, тогда ритейлер будет вынужден самостоятельно решать все спорные ситуации с возвратами, которые в B2B относят к специфическим атрибутам. В-третьих, дропшиппер весь заказ полностью не комплектует, так как в нем могут быть товары от разных поставщиков. Тогда заказчику придет несколько отдельных посылок. Несомненно, для каждого варианта существует определенный уровень потенциальных рисков и вложений. С экономической точки зрения дропшиппинг рекомендуется применять небольшим фирмам и частным предпринимателям, не имеющих достаточного объема финансовых и человеческих ресурсов. Организовывать фулфилмент своими силами следует только при наличии четко сформированной стратегии развития компании и понимания целесообразности потенциальных инвестиционных вложений. Аутсорсинг фулфилмента рассматривают в качестве промежуточного варианта, подходящего и крупному, и среднему бизнесу. Стоит отметить, что при этом возможно комбинирование различных подходов. Например, наиболее оборачиваемую продукцию хранить на собственном складе, остальной ассортимент отдать дроппшиперу, который будет в соответствии с заказами осуществлять отгрузки.

Поскольку передача специализированным операторам процессов, связанных с созданием и функционированием интернет-магазина, предполагает большой риск потери контроля, аутсорсинг как современную бизнес концепцию используют в качестве решений для непрофильных операций в рамках отдельно взятой компании. Нехватка опыта работы отражается на рыночной деятельности. Высокая вероятность совершения большого количества ошибок влечет за собой сокращение прибыльности офлайн-сегмента и всего бизнеса в целом. В этом заключается преимущество работы с фулфилмент провайдером, ритейлер минимизирует свои риски и увеличивает доход при старте продаж через новый канал. В 2014 г. объем данного рынка в РФ оценивался в 8 млрд. руб. [3]. Основной движущей силой роста выступает развитие отрасли электронной торговли. По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, на ближайшие три года прогноз оптимистичный, так как в текущей макроэкономической ситуации организации будут стремится оптимизировать издержки и перевести складские процессы на внешнее управление логистическим провайдерам.


65b9eea6e1cc6bb9f0cd2a47751a186f.jpg 

Рисунок 1 – Динамика российского рынка фулфилмента, млрд. руб.

 

Несмотря на то, что рынок находится на стадии формирования, он является достаточно сегментированным, и его объемы в количественном выражении составляют порядка 90 млн. отправлений физическим лицам. Согласно имеющимся данным, на отечественном рынке существуют более 50 компаний, оказывающих фулфилмент-сервис, однако 14 крупнейших из них проводят основную часть всех операций. По оценке отраслевых экспертов, в настоящее время в Европе фулфилмент-операторы доставляют более 50% товаров, в нашей стране эта цифра не превышает 15% [2]. Преимущественно складские комплексы наиболее заметных участников сосредоточены в Москве и Московской области. Производственные мощности складов среди компаний, развивающих также и 3PL-направление, варьируются в пределах от 3 тыс. м2 до 600 тыс. м2 (таблица 1) [4]. В общей структуре сильнейших игроков преобладает сегмент электроники и одежды, что объясняется доминирующими долями данных категорий на рынке дистанционной торговли в Российской Федерации. Большинство новых виртуальных торговых площадок сталкиваются с одними и теми же проблемами. По сравнению с обычной розницей интернет-магазину требуется склад с разнообразным функционалом, так как на нем груз помимо приемки и хранения будут сортировать и комплектовать в заказы, которые часто состоят из нескольких единиц разной продукции. Возвраты от клиента будут поступать сюда же, поэтому в складском помещении должно быть несколько зон для разных целей. Многие предприниматели допускают погрешности при расчете оптимальной площади. Если результат больше, чем требуется, возрастает риск неудовлетворения клиентских заказов в периоды повышенного спроса; в противном случае, мощности будут простаивать. Данные проблемы разрешаются путем правильно подобранного оборудования и автоматизации операций.

Таблица 1 ТОП-5 российских фулфилмент-провайдеров по складской мощности

Компания

Расположение склада

Производственная мощность склада

Основные категории товаров

Itella

крупные регионы страны (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и пр.)

600+ тыс. м2 (+3PL)

Книги, электроника, одежда

Arvato

Ярославль

55000 м2 + 12000 м2 в разработке

Beta Production

Москва и МО

25000 м2 + 10000 м2

Ozon Production

Тверь

28000 м2

eTraction

Тверь

55000 м2 + 50000 м2 в разработке

Одежда, дом, декор

 

Сезонный спрос обуславливает потребность в привлечении дополнительной и, как правило, непрофессиональной рабочей силы. Возможным решением является применение конвейерного типа работы, при котором сотрудникам поручают несложные операции. Для интернет-магазина рациональным вариантом будет создание базы сезонных работников. В настоящее время оптимальное программное обеспечение для организации фулфилмента в сегменте электронной торговли не разработано. Попытки е-коммерсантов создать отвечающую их требованиям CRM-систему не отражают в полной мере проблемы торговой площадки. Нехватка специализированного ПО остро ощущается при работе с возвратами, причинами которых выступают клиентский возврат (брак, неподходящий размер или цвет) и невостребованный заказ. Продукцию из первой категории перепроверяют на наличие дефекта, сохранность товарного вида и упаковки, затем ее утилизируют или возвращают на склад. Изделия по отмененным заявкам можно сразу заносить в базу данных, чтобы система знала о готовности груза к отправке другому заказчику. Упаковка служит защитой товара во время доставки. Интернет-магазины предпочитают экономить на эстетике из-за высокой стоимости материалов и сложности в организации упаковки. Однако мнимая экономия вызывает увеличение объемов возврата. В онлайн-ритейле логистика для своих покупателей должна предлагать несколько способов доставки: курьерская служба, наложенный платеж, точки самовывоза. Подобные компании предлагают разные условия сотрудничества. Из этого следует, что необходимо заранее настраиваться на работу с большим объемом документооборота. Выбирать фулфилмент-партнера необходимо по таким критериям, как: размер складских площадей; наличие полочной и паллетной зон в одном складе; техническая оснащенность; чистота и порядок помещения; география доставок. Компания должна запросить результаты работы по таким параметрам, как процент подобранных и доставленных в срок заказов, процент возвратов и срок возврата денежных средств. При оценке квалификации сотрудников фулфилмент-центра следует обратить внимание на степень их заинтересованности в решении проблем организации, используемые ресурсы, качество предоставляемой услуги, уже имеющиеся в портфеле проекты.

Принятие решения об аутсорсинге услуг фулфилмента должно быть продуманным со всех сторон и ракурсов, максимально взвешенным с операционной и финансовой точки зрения. Оно зависит от множества факторов и является составляющей стратегического плана компании.

 

Библиографический список:

1. Агафонова А.Н. Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции [Электронный ресурс] / А.Н. Агафонова // Известия УрГЭУ. – 2014. – №4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-modeley-autsorsinga-biznes-protsessov-v-elektronnoy-kommertsii.

2. Рудская Е.Н. Логистические сервисы для Интернет-торговли: полно функциональность и сокращение этапов товародвижения / Е.Н. Рудская, Э.И. Абукаева // Молодой ученый. – 2014. – №20. – 387-390 с.

3. Интернет-торговля в условиях кризиса: тренды и пути решения проблем [Электронный ресурс]. URL: http://telebidder.com/ru/category/ecommerce/internet-torgovlya-v-usloviyakh-krizisa-trendy-i-puti-resheniya-problem/#.VoJe4aNumTM.

4. Рынок фулфилмента в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-fulfilmenta-v-rossiyskoy-federatsii-20150429022132.


Количество просмотров: 2234
теги:
09.06.2016 06:27 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама