УДК 658.7
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ НА РЫНКЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
Ворожейкина Алена Александровна
магистрант 1 курса,
Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: alena_k26@mail.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
LOGISTICS SERVICES IN THE MARKET OF INTERNET TRADE
Vorozheykina Alena Aleksandrovna
1st grade master-student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser - Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье рассматриваются логистические услуги, которые можно применить для интернет-магазинов.
Ключевые слова: интернет-логистика, интернет-магазин, электронная торговля, логистические услуги
The article deals with logistics services that can be applied for online stores. Key words: internet logistics, Online store, e-commerce, logistical services
В настоящее время огромная часть пользователей интернета предпочитает обычным магазинам интернет-магазины, и в этом, несомненно, есть смысл. По данным исследования интернет-проекта «Энциклопедия маркетинга» − «Российский рынок интернет-торговли-2014. Годовой отчет», рост российского рынка онлайн-продаж варьируется в районе 40%, а общий объем интернет-торговли в России за 2014 год составил свыше 645 миллиардов рублей. Если вернуться на несколько лет назад и обратиться к цифрам, то в 2010 году объем розничной электронной торговли составлял 240 миллиардов рублей. [1] Это говорит о том, что электронная коммерция и сегодня продолжает набирать обороты и завоевывать популярность и в мире, и в России.
Логистический сервис является неотъемлемой частью e-commerce. Каждый интернет-магазин выбирает удобный и выгодный для него способ доставки грузов и складирования. Сегодня практически все бизнес-процессы компании можно отдать на аутсорсинг. Данный вариант касается и логистики. В России увеличивается спрос на интернет платформы и проекты, которые стремятся помочь интернет-ритейлерям в поиске и оптимизации решений по всему циклу деятельности: от закупок, транспортировки, складирования до электронных платежей и доставки. Таким списком операций, например, обладает недавно созданная интернет платформа E-commerce Solutions. [3] В список логистических услуг которой входят курьерская доставка, фулфилмент, складирование, лизинг автомобилей, автоматизация логистики, трекинг заказов, а также представлен перечень транспортных компаний и пунктов выдачи заказов.
Для осуществления доставки и оплаты заказа более крупные интернет-магазины используют курьерскую доставку или обращаются к частным транспортным компаниям. Маленькие компании с небольшим объемом продаж предпочитают принимать оплату заказа либо наличными при встрече, либо переводом на банковскую карту или с помощью использования платежных систем. А доставку осуществляют собственными силами или с помощью Почты России, если это трансграничные заказы или заказы в другие регионы.
Существует несколько вариантов распределения заказов по способу доставки из интернет-магазина. Исследовательское агентство «Data Insight» ежегодно проводит исследования в области логистики, применяемой интернет-магазинами. [2] На рисунке 1 приведены данные, которые характеризуют способы использования доставки товара, заказанного через интернет-магазин.
Рисунок 1. Распределение заказа по способу доставки товара
из интернет-магазина.
Фулфилмент также является логистической услугой, предоставляемой различными логистическими интернет–платформами. Фулфилмент представляет собой комплекс мер по обработки заказов, который включает в себя все основные логистические функции: приемка, хранение, обработку, комплектацию и упаковку заказов. Как это работает можно наглядно увидеть на рисунке 2. [2]
Рисунок 2. Этапы обработки заказа по методу
фулфилмента.
Трекинг–заказов считается достаточно новой услугой на логистическом рынке. Некоторые, в большинстве своем малые, интернет–магазины после заказа товара, сообщают покупателю трек–код, по которому можно отслеживать заказ на всем его пути. Использование данной услуги увеличивает конкурентоспособность интернет–магазинов и привлекает наибольшее количество покупателей.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи практически невозможно без сосредоточения заказов в определенных местах. Именно для этого Интернет–магазины пользуются услугами складирования запасов. Маленькие магазины обходятся своими силами и хранят товар «у себя», более крупные компании предпочитают хранить товар с помощью складов. К примеру, компания DVS представляет обширную сеть складов, расположенную на всех континентах общей площадью 2200000 mІ.
В то время, как большинство составляющих логистического бизнеса идут на спад, доставки для Интернет–магазинов наоборот ежегодно увеличиваются. Именно поэтому Интернет–магазины являются достаточно привлекательными клиентами для логистических компаний. Также интересен данный рынок и для самого сегмента e-commerce. С каждым годом предложение на рынке логистических услуг увеличивается, и для большинства магазинов внешняя логистика – аутсорс, стала выгоднее и комфортнее, чем внутренняя.
Библиографический список:
- Исследование «Российский рынок интернет-торговли-2014. Годовой отчет». URL http://www.marketing.spb.ru/mr/it/eCommerce.htm
- Исследовательское агентство «Data Insight». URL http://www.datainsight.ru/files/DI-Logistic2015-basereport.pdf
- Проект E-commerce Solutions. URL http://ecomsol.ru/catalog/