УДК 658.7
РОЛЬ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ АГРОЛОГИСТИКИ
Волобуева
Виктория Кирилловна
студент 3 курса,
Новосибирский ГАУ, г. Новосибирск, Россия
E-mail:volbvika@yandex.ru
Научный руководитель – Цынгуева Виктория Владимировна
ст. преподаватель
Новосибирский ГАУ, г. Новосибирск, Россия
E-mail:bolot2003@yandex.ru
THE ROLE OF THE WHOLESALE DISTRIBUTION COMPLEX IN THE CREATION OF A MODERN SYSTEM AGROLOGISTICS
Volobueva Victoria Kirillovna
Third-year student
Novosibirsk State Agrarian University Novosibirsk, Russia
Scientific Adviser
–Tsyngueva Victoria Vladimirovna
senior lecturer
Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования современной системы агрологистики на федеральном и региональном уровне, по средствам создания единой сети оптово-распределительных центров, направленной на поддержку сельскохозяйственных производителей и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Ключевые слова: логистика, торгово-распределительные центры, агрологистика, продовольственная безопасность, сельское хозяйство.
The article deals with topical issues of formation of the modern agro-logistics system at the federal and regional level, by creating a unified network of wholesale and distribution centers designed to support agricultural producers and increasing the competitiveness of domestic products.
Key words: logistics,
trade distribution centers, agrologistics, food security, agriculture.
Продовольственное обеспечение населения – одна из ключевых функций государства, вне зависимости от экономической ситуации. В сложившейся политической обстановке, связанной с введением продуктового эмбарго, поддержка отечественных производителей находится в приоритете. Создание современной концепции национальной безопасности и импортозамещения не могло не затронуть логистическую инфраструктуру страны. В данный момент в агрологистике имеется ряд проблем, и существующая на данный момент инфраструктура не способствует развитию сельского хозяйства, а ограничивает потенциал сельскохозяйственных производителей. Отсутствие надежных каналов сбыта между производителями и оптовыми покупателями, ведет к удорожанию продукции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке. В связи с этим, особую актуальность приобретает создание современных товаропроводящих сетей, для сбыта отечественной продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны. Необходимо развивать сельское хозяйство со значительным усилением инновационных факторов. Рост конкурентоспособности российского продовольствия должен произойти за счет повышения технологичности и организации производства, распределения и управления потоками продукции сельского хозяйства.
Перспективы развития агрологистики в России заключаются в создании единой сети оптово-распределительных центров, в различных регионах страны, включающую единую информационную систему, стандарты функционирования, нормативные документы и систему контроля качества, утвержденную на уровне Минсельхоза и правительства Российской Федерации. Оптово-распределительный центр (ОРЦ) – единая инфраструктурная площадка, предназначенная для хранения, транспортировки, первичной переработки и доработки, фасовки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а так же для ветеринарного и фитосанитарного контроля с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, в том числе включающий внутренние и наружные сети инженерно-технического обеспечения. [1]
Взаимодействие с ОРЦ в перспективе решит проблему сбыта продукции небольших хозяйств, которые, в отличие от крупных агрохолдингов не имеют возможности создать собственную систему консолидации и хранения произведенной продукции, так как их финансовые ресурсы в значительной степени ограничены, а так же наладить контакт с крупными торговыми сетями. Особенно остро проблема доставки и хранения стоит перед производителями продукции, требующей определенного температурного режима. Доставка продукции от поставщика к потребителю осуществляется через схему «холодильной цепи», включающей стационарные объекты, холодильный транспорт и систему мониторинга, которые являются достаточно затратными и сложно реализуемыми малыми предприятиями. Таким образом, выступая промежуточным звеном, между товаропроизводителями и покупателями, ОРЦ – станет «местом встречи» сельхозпроизводителей и продуктовых ритейлеров, которые зачастую не имеют возможности работать с производителями из-за небольших объемов производства, а также несоответствия требованиям – продукция должна пройти подготовку, иметь маркировку и штрих-код.
На базе ОРЦ возможно: 1) заложить продукцию на сезонное хранение 2) доработать продукцию согласно требованиям торговых сетей, ресторанного или гостиничного бизнеса. 3) сбыть продукцию напрямую крупным оптовым потребителям, государственным структурам общественного питания либо предприятиям социального питания. ОРЦ даст возможность сельхозпроизводителям довести свою продукцию до товарного состояния по льготным ценам, за счет значительных объемов и снижения удельных издержек. А так же конкурентный доступ на рынок, снижение капитальных затрат на хранение и переработку сельхозпродукции; снижение потерь сельхозпродукции и снижение логистических издержек.[4]. Современный ОРЦ обладает значительными складскими мощностями под овощехранилища, мультитемпературные склады для оборотного хранения, а так же морозильный склад для замороженной и охлажденной продукции. Так же в структуре ОРЦ присутствуют фасовочные линии, фабрики-кухни, сбытовые павильоны и павильоны реализации продукции, непосредственно с автотранспорта, кроме того, административно-инфраструктурный комплекс, обеспечивающий и поддерживающий функционирование всего оптово-распределительного центра. В перспективе, ОРЦ предоставит товаропроизводителям выбор, доставить продукцию на склад самостоятельно либо воспользоваться услугами логистической службы, что особенно актуально для хозяйств, не имеющих собственного транспорта. Так же, через логистическую службу будет возможна адресная доставка продукции в конечную точку сбыта.
Основная цель создания сети ОРЦ на территории России - объединить всех участников продовольственного рынка на одном объекте с единым информационным пространством, которое позволит отслеживать актуальные цены и предложения и сделает цепочку поставки более прозрачной, даст возможность сельхозпроизводителям отказаться от услуг перекупщиков и посредников.
В рамках федеральной программы.[5] планируется строительство пяти пилотных оптово-распределительных центров в Ростовской, Московской, Свердловской и Новосибирской областях, а так же в Приморском крае. Реализация проекта начинается со строительства ОРЦ в Новосибирской области. Ввод первой очереди планируется на конец 2016 года.[4]. Новосибирск, благодаря своему географическому положению, уже является логистическим центром, к тому же, обладает значительными хозяйственными мощностями. Область имеет значительный производственный потенциал в сельском хозяйстве – 7,5 млн. га сельскохозяйственных угодий; 3,6 млн. га – пашни; 2,4 млн. га – посевной площади; 3,8 млн. га сенокосов и пастбищ; 0,5 млн. голов крупного рогатого скота и др. Новосибирская область занимает первое место в СФО обороту в сфере общественного питания. В 2015 году оборот общественного питания в основном формировался субъектами малого и среднего предпринимательства, на их долю пришлось более 60% оборота. Доля торговли и общественного питания составила 17,8% от валового регионального продукта. Оборот торговли и общественного питания в прошедшем году составил 1153 и 19 млрд. соответственно[2]. Инвестиционный Совет при губернаторе Новосибирской области одобрили инвестиционный проект холдинга «РосАгроМаркет» - «Центр торговли и переработки сельхозпродукции (оптово-распределительного центра) на территории Промышленно-логистического парка». Российский оператор федеральной сети ОРЦ планирует строительство современного оптово-распределительный центра площадью 80 тыс. мІ. Общая площадь центра составит 210 тыс. мІ., объём единовременного хранения -136 тыс. тонн. .[3]. Промышленно-логистический парк расположен в 12 км от г. Новосибирска и имеет полноценную транспортную развязку – примыкание к федеральной трассе Р-256 и доступ к контейнерному терминалу и железнодорожной ветке, связанной с Транссибирской магистралью, что особенно актуально для доставки охлажденной и замороженной продукции из Владивостока. Разместить свою продукцию в ОРЦ смогут производители Новосибирской области, а также соседних регионов – Омской, Томской и Кемеровской областей и Алтайского края. Так же Новосибирский ОРЦ получит возможность обрабатывать грузопотоки из Средней Азии.
Успешная реализация проекта окажет позитивное влияние на экономику Новосибирской области, пополнит федеральный, региональный и местный бюджеты. Предполагается, что поступления в бюджет Новосибирской области с 2016 по 2030 гг. в результате реализации проекта превысят 8 млрд. рублей.[3].
Благодаря современной инфраструктуре, широкому спектру предоставляемых услуг и возможностей, а так же максимально прозрачной схеме ценообразования, система оптово-распределительных центров должна стать важным шагом для поддержки и стимулирования российских сельхозпроизводителей.
Библиографический список:
1. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) URL: http://www.akkor.ru/statya/1018-optovo-raspredelitelnye-centry-perspektivy-v-kooperacii.html (дата обращения: 06.04.2016)
2. Правительство Новосибирской области URL:https://www.nso.ru/news/19570 (дата обращения: 06.04.2016)
3. Правительство Новосибирской области URL: https://www.nso.ru/news/19566 (дата обращения: 06.04.2016)
4. РосАгроМаркет URL: http://www.rosagromarket.ru/novosibirsk.html(дата обращения: 06.04.2016)
5. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 19.12.2014) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"