УДК 658.7
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Большанина Дарья Сергеевна
бакалавр 2 курса,
Национальный исследовательский томский политехнический университет, г.Томск, Россия
E-mail:dascha-bolschanina96@mail.ru
Кислицына Александра Евгеньевна
бакалавр 2 курса,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г.Томск, Россия
E-mail:kislitsyna.aleksandra@yandex.ru
Научный руководитель –Янушевская Марина Николаевна
Старший преподаватель кафедры ФМПК
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г.Томск,Россия
E-mail:vela2007@bk.ru
REENGINEERING OF BUSINESS PROCESSES AS A TOOL TO IMPROVE THE LOGISTICS SYSTEM
Bolshanina Daria Sergeevna
Bachelor 2nd year,
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Kislitsyna Aleksandra Evgenievna
Bachelor 2nd year,
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Scientific adviser –Yanushevskaya Marina Nikolaevna
Senior lecturer,
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
В данной статье рассмотрен один из методов совершенствования логистических и производственных процессов организации – реинжиниринг бизнес-процессов. Определены основные причины и условия использования реинжиниринга бизнес-процессов. Изучена специфика его применения для логистических целей, а также представлены методы улучшения логистических систем с помощью реинжиниринга бизнес-процессов.
Ключевые слова: логистика, реинжиниринг бизнес-процессов, систематический реинжиниринг, правила ESIA, реинжиниринг «с чистого листа»
This article discusses the main problems of modern business processes in organizations. One of the business methods for process improvement is described - business process reengineering (BPR). The main causes and conditions of BPR usage are determined. The specifics of its use are studied for logistic purposes, and methods are provided for improving logistics systems using BPR.
Key words: logistics, business process reengineering, systematic reengineering, ESIA rules, reengineering "from scratch"
В современном мире конкуренция на рынке товаров и услуг становится особенно острой. Организации вынуждены постоянно совершенствоваться, чтобы суметь выжить в столь жестких условиях. Руководители всех компаний стремятся к тому, чтобы их бизнес процветал, а, следовательно, должны разрабатываться все новые стратегии для достижения стабильного дохода и развития. На сегодняшний день существует множество методов по улучшению деятельности компании для достижения максимальной эффективности. Наиболее прогрессивным и универсальным из всех методов является реинжиниринг бизнес-процессов (РБП). Американский ученый М. Хаммер дал такое определение термину реинжиниринг: фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы [1].
Основные задачи нашего исследования:
· определение условий использования РБП для логистики;
· изучение специфики применения РБП для логистических целей;
· улучшение логистических систем с помощью РБП.
Основной причиной проведения РБП является наличие, либо приближение системного кризиса логистической системы управления в организации.
Существует несколько решений задач по выходу из кризисного состояния:
· получение точной и достоверной информации о процессах, протекающих в компании, что дает возможность внедрить или усовершенствовать корпоративную логистическую систему [2];
· улучшение качества продукции, что означает внедрение системы управления качеством по стандартам ИСО серии 9000;
· снижение себестоимости продукции, услуг, при их заданном качестве;
· снижение длительности операционных циклов, уровня брака при производстве продукции.
Однако каждую из этих задач пытаются решить отдельно, не учитывая ее связь со всей совокупностью процессов, происходящих в организации. Совершенствуя бизнес-процессы, можно решать проблему комплексно.
На данный момент существует два принципиально разных способа применения реинжиниринга бизнес-процессов для целей логистики [3].
Первым из них является систематический реинжиниринг, когда процесс понятен, документирован и проанализирован для систематического создания новых, улучшенных процессов. Его проводят, опираясь на правила ESIA (erase, simplify, integrate, automate), предполагая выполнение четырех основных действий для систематизации существующих логистических процессов: уничтожение, упрощение, объединение и автоматизация.
1. Этап уничтожения. Заключается в исключении операций, не связанных с добавлением ценности. Например, в компании «Тойота», в расчетах большинства традиционных производственных процессов, 85% сотрудников заняты непродуктивной работой в любое время суток (5% сотрудников наблюдают, но не действуют; 25% сотрудников чего-то ждут; 30% сотрудников делают что-то увеличивающее уровень запасов, но не добавляющее ценности; 25% работают, пользуясь устаревшими стандартами и процедурами) [4].
2. На втором этапе происходит упрощение всего, что осталось. Чаще всего упрощение проводят на особо сложных участках процесса.
3. На этапе объединения происходит облегчение движения потока от поставщика к предприятию и от предприятия к потребителю. Так, предприятия, добившиеся тесных взаимоотношений с поставщиками и потребителями, находятся в более выгодном положении, ведь они имеют большие возможности для успешного совершенствования.
4. На заключительном этапе мощный эффект и хорошие результаты дают информационные технологии и робототехническое оборудование. Например, в сфере управления качеством важное значение имеет автоматизация анализа данных, собранных статистическим методом. Однако следует помнить, что автоматизация сложных процессов не желательна, так как она может привести к большому количеству ошибок.
Другим способом применения реинжиниринга бизнес-процессов является реинжиниринг «с чистого листа», при котором происходит полное разрушение существующего процесса и создание с нуля нового, путем фундаментального переосмысления существующего. Результат данной радикальной перестройки во многом зависит от творческой активности, воображения, знаний, а также наличия современных технологий и людей, способных все это воплотить в жизнь. Вследствие чего, каждый реинжиниринг бизнес-процесса становится уникальным.
В выводах отметим, что РБП для целей логистики используют в тех случаях, когда компания нуждается в радикальных преобразованиях. При соблюдении же методик реинжиниринга, организация может существенно улучшить свое положение на рынке, усовершенствовать технологии и способы организации логистических бизнес-процессов.
Библиографический список:
1. Хаммер М. Реинжиниринг: не автоматизируйте-уничтожайте// Режим доступа: URL: http:// www.interface.ru.
2. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. – М. – 2015. – 176 с.
3. Волков К.В. Современный реинжиниринг/ К.В.Волков, Е.В.Попов// Менеджмент в России и за рубежом. – 2012.– №4 – С. 23-29.
4. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе/ М. Хаммер, Д.Чампи. – М., 2011.- 288с.