УДК 658.7
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ
Богданова Александра Вадимовна
бакалавр 4 курса,
Ростовский государственный строительный университет,
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: Sandra-ydik@yandex.ru
Научный руководитель – Теренина Ирина Владимировна
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономики, менеджмента и логистики в строительстве»
Ростовский государственный строительный университет,
Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: teririn@yandex.ru
THE USE OF AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY IN LOGISTICS
Bogdanova Aleksandra Vadimovna
4-st grand bachelor-student,
Rostov state university of civil engineering, Rostov-on-Don, Russia
Scientific adviser – Terenina Irina Vladimirovna
Doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair "Economics, management and logistics in construction"
Rostov state university of civil engineering, Rostov-on-Don, Russia
В статье рассматриваются современные информационные технологии в логистике и применение технологии дополненной реальности в логистике
Ключевые слова: логистика, информационные технологии, грузоперевозка, дополненная реальность
The article includes modern information technology in logistics and the use of augmented reality technology in logistics.
Key words: logistics, IT, shipping, augmented reality
На данный момент, информационные технологии, обеспечивающие процесс интеграции как внутри организации, так и в самой цепи поставок, рассматриваются как важнейший источник обеспечения конкурентного преимущества компанией на рынке. Очевидно, что скорость и качество обмена информацией помогают контрагентам цепи поставок увеличить производительность, обеспечить гибкость и ускорить оперативное внедрение инноваций [1, с. 258].
В жизнедеятельности современной логистической компании, а также служб логистики в составе фирмы, информационные технологии играют немаловажную роль.
Например, использование штрихкодирования обеспечивает контроль качества партий и процессов, что позволяет сократить издержки, увеличить скорость операций и производительность. Сегодня самыми известными подобными технологиями являются система EPOS, позволяющая с помощью процедуры сканирования получать информацию о продаваемом товаре, а также использование технологии RFID (Radio Frequency IDentification), применяющаяся в логистике для автоматической идентификации объектов с записью данных, носителями которых являются RFID-метки [2, с. 126].
Сложность, большая размеренность и большой объём документации, необходимой для успешного функционирования логистической системы, в частности для управления материальными и информационными потоками, послужили причиной стремительного развития и популяризации программ EDI (Electronic Data Interchange) – электронного обмена данными/документами, – использование которых увеличивает достоверность, своевременность и качество информации.
Однако ключевым направлением в развитии информационных технологий в логистике является интеграция информационных потоков и обеспечение успешной транспортировки груза (товара), при организации которой обойтись без компьютерной обработки данных практически невозможно [3, с. 76].
С целью оптимизации погрузо-разгрузочных процессов, процессов грузоперевозки, а также повышения контроля за ними используются специальное программное обеспечение, электронные карты и базы данных, позволяющие учитывать максимальное количество факторов и критериев данных логистических операций. Основные функции, выполняемые подобными программами:
- автоматическое планирование маршрутов доставки;
- оптимизация маршрутов;
- расчёт грузоподъёмности транспортного средства и выбор подходящего варианта для конкретной перевозки;
- контроль габаритов транспорта и груза;
- зоны обслуживания;
- расчёт расписания маршрутов с прогнозом прибытия;
- учёт совместимости грузов;
- имеет мобильное приложение для водителей транспорта и мониторинга;
- интеграция с системами Глонасс/GPS мониторинга транспорта.
Необходимо обратить внимание на то, что большинство функций, выполняемых подобными логистическими программами, одинаковы и отличаются друг от друга учётом тех или иных дополнительных факторов или параметров.
Кроме того, важно отметить, что большинство крупных логистических компаний имеют свои собственные внутренние программы управления логистическими процессами. В этом случае информационные технологии могут быть разработаны специализированным отделом компании, специально привлечёнными экспертами либо у сторонней компании. Обратная ситуация наблюдается у средних и мелких логистических организациях. Такие фирмы в своём большинстве просто не могут себе позволить выделить достаточную сумму средств для разработки собственных информационных технологий, поэтому они пользуются услугами сторонних организаций, предлагающих общедоступные пакеты программ, функционал которых может корректироваться в зависимости от специализации компании.
Самыми популярными на сегодняшний день программами, используемыми логистическими департаментами или компаниями, являются:
1) «Логистик Эксперт» предназначена для распределения товаров между складом и магазинами, а также между магазинами на основании данных о продажах, остатках и заказах, получаемых из базы данных;
2) «TRANSTRADE» рассчитана на транспортные компании и экспедиторов, а также любые логистические отделы предприятий, чья деятельность, так или иначе, связана с перевозками (процессами грузоперевозки, автоперевозки и доставки);
3) «TruckLoader» предназначена для расчета оптимальной схемы укладки грузов различных форм в транспортные средства разных видов;
4) «Департамент логистики» является облачный сервисом, который использует математические алгоритмы при формировании маршрутов, загрузке кузова и распределения заказов по транспортным средствам;
5) «Packer3d» рассчитывает оптимальный план загрузки разнотипных ящиков, цилиндров и паллет в контейнеры, фуры, вагоны.
Конечно, каждая из вышеперечисленных программ имеет конкретную направленность, однако, как уже отмечалось, все они выполняют определённый базовый набор функций и существенно минимизируют роль человеческого фактора при механических расчётах, но не могут повлиять на выполнение сотрудником инструкций, полученных в результате использования программного обеспечения.
С этой точки зрения дальше всех продвинулась программа «Packer3d», которая позволяет визуализировать в 3D на экране компьютера предполагаемое расположение груза в контейнере или кузове грузовика, а потом распечатать его на листе бумаги и передать такую инструкцию сотруднику, непосредственно принимающему участие в конкретной операции.
Однако использование технологий виртуальной реальности не всегда позволяет найти решение для проблем, возникающих в окружающем нас настоящем мире. Так, разработанной и нарисованной на бумаге 3D-модели расположения груза в транспортном средстве воспользуются только разбирающиеся в данной специфике работы специалисты. А поскольку в данном случае определяющим является человеческий фактор, то эффективность использования подобной программы падает до 10-20%. Рядовому сотруднику проще совершить погрузку по собственному, отработанному месяцами плану.
Современные разработки в области информационных технологий позволяют найти новое решение в самых разных специфических областях.
Там, где с задачей не справилась виртуальная реальность, на помощь придут технологии дополненной реальности (augmented reality, AR — «расширенная реальность») — результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.
Дополненная реальность — это воспринимаемая смешанная реальность, создаваемая с использованием «дополненных» с помощью компьютера элементов виртуальной (воспринимаемой) реальности.
Итак, дополненная реальность:
1) совмещает виртуальное и реальное;
2) взаимодействует в реальном времени;
3) работает в 3D.
В настоящее время, с учётом достигнутого уровня развития информационных технологий применение технологии дополненной реальности возможно следующим образом: соединение реальностей через дополнительный объект (проводник), который и отражает дополненную действительность.
Для этого необходимо разработать программное обеспечение, поддерживаемое как ПК, так и другими электронными устройствами (сотовый телефон, планшет), и включающее в себя базу данных и приложение с функцией отображения результата расчёта программы. При этом база должна содержать информацию о транспортных средствах, их характеристику, о типах грузов и грузоперевозках, об особенностях перевозки и характеристики конкретных грузов. База данных интегрируется с программой 1C и другими базами данных. Кроме того, можно осуществить ручной ввод информации, её корректировку, а также ввод информации о грузе с помощью технологии сканирования, которая подразумевает считывание специальным устройством (сканером или камерой) различных знаков, наклеенных на грузах.
Одним из результатов осуществления расчёта программы является 3d-модель расположения груза, а также совмещение этой картинки с реальностью с помощью вспомогательного устройства.
Полностью процесс применения технологии дополненной реальности можно отразить в нескольких этапах:
1) выбор соответствующих параметров грузоперевозки с учётом факторов, оказывающих наибольшее влияние на осуществление перевозки и погрузо-разгрузочных работ;
2) составление маршрута;
3) вывод отчёта и конечной информации специалисту (маршрутные карты, план погрузки, 3d-модель;
4) совмещение полученных данных через вспомогательное устройство;
5) осуществление погрузо-разгрузочных работ и выполнение маршрута.
Итак, как же на практике выглядит совмещение реальностей? Это просто. Нужно всего лишь вспомогательное устройство со встроенной камерой (либо специальные очки) и с установленной соответствующей программой. После загрузки результатов расчётов на устройство необходимо направить его камеру на соответствующе транспортное средство, тогда, по истечении операции совмещения, на дисплее устройства отобразиться данное транспортное средство с уже расположенным на местах грузом. Если использовать очки как вспомогательное устройство, то нужно всего лишь подойти к месту расположения груза. Тогда на дисплее очков появится соответствующее окно с информацией о данном грузе и его конкретном месте в транспортном средстве. Кроме того, эта «картинка» несёт в себе всю необходимую информацию о каждом объекте (груз, тара, упаковка, транспортное средство и т.д.), виртуальное окошко с которой можно вызвать нажатием на конкретный объект.
Необходимо отметить, что применение технологии дополненной реальности актуально также и в складской логистике.
Применение технологии дополненной реальности в логистике позволит решить следующие проблемы:
1) снизить влияние человеческого фактора в процессе решения задачи размещения груза в транспортном средстве, а также при осуществлении погрузо-разгрузочных работ;
2) уменьшить время погрузо-разгрузочных работ;
3) оптимизировать размещение груза внутри транспортного средства;
4) снизить риск перегруза транспортного средства;
5) контроль нагрузки на ость транспортного средства;
6) снизить риск поломки транспортного средства.
В настоящее время во всех областях логистики непосредственно применяются различные информационные технологии, от качественной работы которых зачастую и зависит осуществление службами логистики своих функций. Однако современный мир не стоит на месте: при нерешённых старых проблемах возникают новые вопросы. И уже проверенные информационные технологии и системы не могут дать на них конкретные ответы. Именно поэтому и возникает потребность в разработке и применении новых технологий, которые б смогли справиться с постоянно изменяющимися задачами.
Скорость изменения современных технологий, появление новых функций, проблем и задач приводят к необходимости поиска новых решений. Одним из этих решений, безусловно, и является применение технологий дополненной реальности в логистике, главной задачей которых является интегрирование виртуальной и существующей реальности в единое пространство с целью упрощения восприятия информации человеком.
Библиографический список:
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2012. – 484 с.
2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н.. Логистика – М.: Эксмо, 2013, – 944с. – (полный курс МВА).
3. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок – М.: ГроссМедиа, 2008, – 192с.