Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:12:56
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ

УДК 658.7

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ЛОГИСТИКЕ

Богданова Александра Вадимовна

бакалавр 4 курса,

Ростовский государственный строительный университет,

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: Sandra-ydik@yandex.ru

Научный руководитель – Теренина Ирина Владимировна

Доктор экономических наук, профессор,  профессор кафедры «Экономики, менеджмента и логистики в строительстве»

Ростовский государственный строительный университет,

 Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: teririn@yandex.ru

 

THE USE OF AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY IN LOGISTICS

Bogdanova Aleksandra Vadimovna

4-st grand bachelor-student,

Rostov state university of civil engineering, Rostov-on-Don, Russia

Scientific adviser – Terenina Irina Vladimirovna

Doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair "Economics, management and logistics in construction"

Rostov state university of civil engineering, Rostov-on-Don, Russia

 

В статье рассматриваются современные информационные технологии в логистике и применение технологии дополненной реальности в логистике

Ключевые слова: логистика, информационные технологии, грузоперевозка, дополненная реальность

 

The article includes modern information technology in logistics and the use of augmented reality technology in logistics.

Key words: logistics, IT, shipping, augmented reality

 

На данный момент, информационные технологии, обеспечивающие процесс интеграции как внутри организации, так и в самой цепи поставок, рассматриваются как важнейший источник обеспечения конкурентного преимущества компанией на рынке. Очевидно, что скорость и качество обмена информацией помогают контрагентам цепи поставок увеличить производительность, обеспечить гибкость и ускорить оперативное внедрение инноваций [1, с. 258].

В жизнедеятельности современной логистической компании, а также служб логистики в составе фирмы, информационные технологии играют немаловажную роль.

Например, использование штрихкодирования обеспечивает контроль качества партий и процессов, что позволяет сократить издержки, увеличить скорость операций и производительность. Сегодня самыми известными подобными технологиями являются система EPOS, позволяющая с помощью процедуры сканирования получать информацию о продаваемом товаре, а также использование технологии RFID (Radio Frequency IDentification), применяющаяся в логистике для автоматической идентификации объектов с записью данных, носителями которых являются RFID-метки [2, с. 126].

Сложность, большая размеренность и большой объём документации, необходимой для успешного функционирования логистической системы, в частности для управления материальными и информационными потоками, послужили причиной стремительного развития и популяризации программ EDI (Electronic Data Interchange) – электронного обмена данными/документами, – использование которых увеличивает достоверность, своевременность и качество информации.

Однако ключевым направлением в развитии информационных технологий в логистике является интеграция информационных потоков и обеспечение успешной транспортировки груза (товара), при организации которой обойтись без компьютерной обработки данных практически невозможно [3, с. 76].

С целью оптимизации погрузо-разгрузочных процессов, процессов грузоперевозки, а также повышения контроля за ними используются специальное программное обеспечение, электронные карты и базы данных, позволяющие учитывать максимальное количество факторов и критериев данных логистических операций. Основные функции, выполняемые подобными программами:

-   автоматическое планирование маршрутов доставки;

-   оптимизация маршрутов;

-   расчёт грузоподъёмности транспортного средства и выбор подходящего варианта для конкретной перевозки;

-   контроль габаритов транспорта и груза;

-   зоны обслуживания;

-   расчёт расписания маршрутов с прогнозом прибытия;

-   учёт совместимости грузов;

-   имеет мобильное приложение для водителей транспорта и мониторинга;

-   интеграция с системами Глонасс/GPS мониторинга транспорта.

Необходимо обратить внимание на то, что большинство функций, выполняемых подобными логистическими программами, одинаковы и отличаются друг от друга учётом тех или иных дополнительных факторов или параметров.

Кроме того, важно отметить, что большинство крупных логистических компаний имеют свои собственные внутренние программы управления логистическими процессами. В этом случае информационные технологии могут быть разработаны специализированным отделом компании, специально привлечёнными экспертами либо у сторонней компании. Обратная ситуация наблюдается у средних и мелких логистических организациях. Такие фирмы в своём большинстве просто не могут себе позволить выделить достаточную сумму средств для разработки собственных информационных технологий, поэтому они пользуются услугами сторонних организаций, предлагающих общедоступные пакеты программ, функционал которых может корректироваться в зависимости от специализации компании.

Самыми популярными на сегодняшний день программами, используемыми логистическими департаментами или компаниями, являются:

1)                «Логистик Эксперт» предназначена для распределения товаров между складом и магазинами, а также между магазинами на основании данных о продажах, остатках и заказах, получаемых из базы данных;

2)                «TRANSTRADE» рассчитана на транспортные компании и экспедиторов, а также любые логистические отделы предприятий, чья деятельность, так или иначе, связана с перевозками (процессами грузоперевозки, автоперевозки и доставки);

3)                «TruckLoader» предназначена для расчета оптимальной схемы укладки грузов различных форм в транспортные средства разных видов;

4)                «Департамент логистики» является облачный сервисом, который использует математические алгоритмы при формировании маршрутов, загрузке кузова и распределения заказов по транспортным средствам;

5)                 «Packer3d» рассчитывает оптимальный план загрузки разнотипных ящиков, цилиндров и паллет в контейнеры, фуры, вагоны.

Конечно, каждая из вышеперечисленных программ имеет конкретную направленность, однако, как уже отмечалось, все они выполняют определённый базовый набор функций и существенно минимизируют роль человеческого фактора при механических расчётах, но не могут повлиять на выполнение сотрудником инструкций, полученных в результате использования программного обеспечения.

С этой точки зрения дальше всех продвинулась программа «Packer3d», которая позволяет визуализировать в 3D на экране компьютера предполагаемое расположение груза в контейнере или кузове грузовика, а потом распечатать его на листе бумаги и передать такую инструкцию сотруднику, непосредственно принимающему участие в конкретной операции.

Однако использование технологий виртуальной реальности не всегда позволяет найти решение для проблем, возникающих в окружающем нас настоящем мире. Так, разработанной и нарисованной на бумаге 3D-модели расположения груза в транспортном средстве воспользуются только разбирающиеся в данной специфике работы специалисты. А поскольку в данном случае определяющим является человеческий фактор, то эффективность использования подобной программы падает до 10-20%. Рядовому сотруднику проще совершить погрузку по собственному, отработанному месяцами плану.

Современные разработки в области информационных технологий позволяют найти новое решение в самых разных специфических областях.

Там, где с задачей не справилась виртуальная реальность, на помощь придут технологии дополненной реальности (augmented reality, AR — «расширенная реальность») — результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.

Дополненная реальность — это воспринимаемая смешанная реальность, создаваемая с использованием «дополненных» с помощью компьютера элементов виртуальной (воспринимаемой) реальности.

Итак, дополненная реальность:

1)    совмещает виртуальное и реальное;

2)    взаимодействует в реальном времени;

3)    работает в 3D.

В настоящее время, с учётом достигнутого уровня развития информационных технологий применение технологии дополненной реальности возможно следующим образом: соединение реальностей через дополнительный объект (проводник), который и отражает дополненную действительность.

Для этого необходимо разработать программное обеспечение, поддерживаемое как ПК, так и другими электронными устройствами (сотовый телефон, планшет), и включающее в себя базу данных и приложение с функцией отображения результата расчёта программы. При этом база должна содержать информацию о транспортных средствах, их характеристику, о типах грузов и грузоперевозках, об особенностях перевозки и характеристики конкретных грузов. База данных интегрируется с программой 1C и другими базами данных. Кроме того, можно осуществить ручной ввод информации, её корректировку, а также ввод информации о грузе с помощью технологии сканирования, которая подразумевает считывание специальным устройством (сканером или камерой) различных знаков, наклеенных на грузах.

Одним из результатов осуществления расчёта программы является 3d-модель расположения груза, а также совмещение этой картинки с реальностью с помощью вспомогательного устройства.

Полностью процесс применения технологии дополненной реальности можно отразить в нескольких этапах:

1)    выбор соответствующих параметров грузоперевозки с учётом факторов, оказывающих наибольшее влияние на осуществление перевозки и погрузо-разгрузочных работ;

2)    составление маршрута;

3)    вывод отчёта и конечной информации специалисту (маршрутные карты, план погрузки, 3d-модель;

4)    совмещение полученных данных через вспомогательное устройство;

5)    осуществление погрузо-разгрузочных работ и выполнение маршрута.

Итак, как же на практике выглядит совмещение реальностей? Это просто. Нужно всего лишь вспомогательное устройство со встроенной камерой (либо специальные очки) и с установленной соответствующей программой. После загрузки результатов расчётов на устройство необходимо направить его камеру на соответствующе транспортное средство, тогда, по истечении операции совмещения, на дисплее устройства отобразиться данное транспортное средство с уже расположенным на местах грузом. Если использовать очки как вспомогательное устройство, то нужно всего лишь подойти к месту расположения груза. Тогда на дисплее очков появится соответствующее окно с информацией о данном грузе и его конкретном месте в транспортном средстве. Кроме того, эта «картинка» несёт в себе всю необходимую информацию о каждом объекте (груз, тара, упаковка, транспортное средство и т.д.), виртуальное окошко с которой можно вызвать нажатием на конкретный объект.

Необходимо отметить, что применение технологии дополненной реальности актуально также и в складской логистике.

Применение технологии дополненной реальности в логистике позволит решить следующие проблемы:

1)    снизить влияние человеческого фактора в процессе решения задачи размещения груза в транспортном средстве, а также при осуществлении погрузо-разгрузочных работ;

2)    уменьшить время погрузо-разгрузочных работ;

3)    оптимизировать размещение груза внутри транспортного средства;

4)    снизить риск перегруза транспортного средства;

5)    контроль нагрузки на ость транспортного средства;

6)    снизить риск поломки транспортного средства.

В настоящее время во всех областях логистики непосредственно применяются различные информационные технологии, от качественной работы которых зачастую и зависит осуществление службами логистики своих функций. Однако современный мир не стоит на месте: при нерешённых старых проблемах возникают новые вопросы. И уже проверенные информационные технологии и системы не могут дать на них конкретные ответы. Именно поэтому и возникает потребность в разработке и применении новых технологий, которые б смогли справиться с постоянно изменяющимися задачами.

Скорость изменения современных технологий, появление новых функций, проблем и задач приводят к необходимости поиска новых решений. Одним из этих решений, безусловно, и является применение технологий дополненной реальности в логистике, главной задачей которых является интегрирование виртуальной и существующей реальности в единое пространство с целью упрощения восприятия информации человеком.

 

Библиографический список:

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2012. – 484 с.

2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н.. Логистика – М.: Эксмо, 2013, – 944с. – (полный курс МВА).

3. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок – М.: ГроссМедиа, 2008, – 192с.


Количество просмотров: 5370
теги:
09.06.2016 06:21 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: