УДК 658.7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ внутреннЕГО воднОГО транспортА КАК ЭКОНОМИЧНОГО СПОСОБА ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
Беккер Роман Волдемарович
студент 2 курса,
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: r.bekker@mail.ru
Научный руководитель – Зайцева Татьяна Сергеевна
ст. преподаватель кафедры «Системный анализ и управление проектами»
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: tzay@yandex.ru
Usage of inland waterway transport as cost-effective method of cargoes carriage
Bekker Roman Voldemarovich
2nd grade student
Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia
Scientific adviser – Zaitseva Tatyana Sergeevna
senior lecturer of «System Analysis and Project Management» department
Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia
В статье рассматриваются преимущества использования внутреннего водного транспорта, как одного из наиболее экономичных способов доставки грузов. Анализируются ценообразующие факторы и способы формирования тарифных ставок на грузоперевозки различными видами транспорта, обосновывается экономическая целесообразность использования речного транспорта для перевозки грузов. Также в статье рассматривается возможность выхода данного вида транспорта к Северному морскому пути, как одному из самых перспективных направлений в современной логистике.
Ключевые слова: грузовые перевозки, тарифы, речной транспорт, логистика
In the article the advantages of usage inland waterway transport are discussed, as one of the most cost-effective method delivery of cargoes. Pricing factors and ways of formation of rates for cargo transportation by different modes of transport are analyzed, economic efficiency of usage river transport for freight carriage is justified. Also in the article the possibility of output this mode of transport to Northern Sea Route is considered, as one of the most promising routes in modern logistics.
Key words: cargo transportation, rates, river transport, logistics
Важным стратегическим звеном транспортной системы Западной Сибири является внутренний водный транспорт. Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей. В регионах крайнего Севера в условиях отсутствия железных и автодорог внутренний водный транспорт является жизнеобеспечивающим и осуществляет основные объемы перевозок грузов [2, c. 17].
В связи со значительной стоимостью единицы транспортного средства и длительным сроком ее окупаемости, в условиях рынка, внутренний водный транспорт сократил объем перевозок. В настоящее время широкое распространение получил автомобильный транспорт за счет сравнительно низкой стоимости единицы транспортного средства и короткого срока окупаемости. Однако следует отметить, что не используются существенные достоинства внутреннего водного транспорта, на котором себестоимость перевозок в зависимости от маршрута в 2-3 раза ниже, чем при перевозках на автомобилях. Кроме того, уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в несколько раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения [1, с. 56].
Особенностью речных перевозок служат значительные временные затраты, обусловленные низкой скоростью движения судов. Поэтому доставляют таким способом только несрочные грузы. Чаще всего это щебень, песок, лес, различные грузы строительного назначения: кирпич, сибит, трубы, металл, цемент. Относительно велики также перевозки нефти, нефтепродуктов и каменного угля.
Для оценки экономической целесообразности использования данного вида транспорта было проведено исследование, в ходе которого были определены затраты на перевозку 50-ти тонн гравийного щебня различными видами транспорта из Новосибирска в Лабытнанги.
В Новосибирске несколько компаний осуществляют речные и морские перевозки, например, такие как: «Новосибречпорт», «Квенбергер Логистикс», «AService».
Согласно тарифам компании «AService» стоимость перевозки 50 тонн щебня речным видом транспорта из Новосибирска в Лабытнанги составляет около 102 500 рублей. Данная стоимость перевозки рассчитывается на основе провозной платы за перевозку данным видом транспорта, рассчитываемой по следующей формуле:
ПП=ТнкоL+Тдвомаг*Кприв , (1)
где Тнко – тарифная ставка за начально-конечные операции. Данная ставка не зависит от расстояния перевозки и включает в себя расходы, связанные с содержанием и обслуживанием судна на стоянке;
Тдвомаг - тарифная ставка за движенческие операции. Данная ставка зависит от расстояния перевозки и включает в себя расходы, связанные с содержанием судна на ходу;
Кприв – коэффициент, учитывающий соотношение провозной платы, рассчитанной по Прейскуранту № 14-01 к существующим тарифам в современных условиях:
КпривППТстат , (2)
где Тстат – тариф на перевозку грузов речным транспортом согласно статичтическим данным Росстата [3, с. 11].
Согласно данной формуле провозная плата за перевозку 1 тонны груза на данное расстояние будет равна 0,79 руб. за 1 км. (86900 руб. при данном объеме груза).
Также в общую сумму перевозки включены сборы за погрузо-разгрузочные работы, в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 02.08.2005 "Об утверждении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Новосибирский речной порт" и составят 24,24 руб. за тонну (за весь объем перевозимого нами груза - 1212 руб.). Кроме того, в данную сумму перевозки входит стоимость погрузки и отгрузки компанией-перевозчиком в размере 250 - 300 рублей за 1 тонну (в нашем случае она составит 12500 - 15000 руб.). Пройденное речным судном расстояние между данными городами по Оби составит приблизительно 2200 км. Временные затраты на транспортировку груза будут равны 12 суткам.
Железнодорожным транспортом компания «AService» может перевезти указанный груз за 220 000 рублей. Столь высокая стоимость перевозки железнодорожным транспортом связана с тем, что единственный существующий маршрут следования по железной дороге предполагает объезд большой протяжённости, и пройденное расстояние при использовании данного вида транспорта составит 4078 км.
Согласно Прейскуранту № 10-01 тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, включают сборы в размере 85 510 руб. с учетом применения повышающих коэффициентов: по классу груза (0,6), с применением дополнительного поправочного коэффициента по тарифному классу груза (0,77), по виду отправки (1,03), роду вагона (0,909), дельты корректировки базовой ставки за расстояние перевозки (464,04). Таким образом, расчёт платы за перевозку груза железнодорожным транспортом определяется по следующей формуле:
П=Ан-кL+Вдв*Кпопр , (3)
где Ан-к – ставка за начально-конечные операции;
Вдв – ставка за движенческие операции;
L – среднее расстояние перевозки;
Кпопр – поправочные коэффициенты, учитывающие рост тарифов в отчетном году по отношению к базовым тарифам, приведенным в прейскуранте №10-01 [3, с. 10].
Таким образом, сумма, взимаемая ОАО «РЖД», за данную перевозку составит 100 901,80 руб. с учетом НДС (15 391,80 руб.). Остальную сумму составляют услуги компании «AService» по оформлению железнодорожных перевозочных документов, экспедированию груза, страхованию и др. Время доставки составит от 8 до 11 суток.
Стоимость перевозки того же груза автомобильным транспортом составит около 460 000 рублей по расценкам компании «ТЭС» (Транспортно-экспедиционная сеть).
Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно. В стоимость перевозки груза включается оплата за перевозку груза, за простой автомобильного транспорта в местах погрузки и разгрузки в пределах установленных норм, доля порожнего пробега и другие факторы. На практике автотранспортными предприятиями наиболее часто используются следующая тарифная схема:
Т=СЗ+В*СВ+Р*Стмк , (4)
где Т - тарифная плата,
СЗ - тарифная ставка платы за заказ,
В - время пребывания автомобиля у клиента,
Св - тарифная ставка платы за один час пребывания под погрузкой или разгрузкой,
Р - объем выполненной транспортной работы,
Стмк - тарифная ставка платы за один тонно-километр для груза данного класса.
Также достаточно часто для определения стоимости перевозки груза автомобильным транспортом используется схема, так называемого, повременного тарифа, которая имеет вид:
Т = Сз + Пс*Сп +А*Сач , (5)
где Т - тарифная плата,
Сз - тарифная ставка платы за заказ,
Пс - сверхнормативный (превышающий среднее расчетное значение) пробег автомобиля за смену,
Сп - тарифная ставка платы за один километр сверхнормативного пробега,
А - автомобиле-часы работы автомобиля у заказчика;
Сач - тарифная ставка платы за один автомобиле-час [4, с. 110].
В стоимость перевозки груза будут также входить расходы по системе взимания платы «Платон», которые в нашем случае составят около 9180 руб. Затраты на топливо будут равны приблизительно 82 000 руб.
Пройденное автомобильным транспортом расстояние составит около 2950 км со сроком доставки 14 суток.
Таким образом, сравнивая различные виды транспортировки груза можно сделать вывод, что преимущества речного транспорта имеют место при больших объемах перевозимого груза. Проблемой при речных перевозках является ступенчатость глубин на всем протяжении пути, что в ряде случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности. К тому же речные перевозки в нашем регионе возможны только в навигационный период, который составляет около 180 дней, в то время как ж/д перевозки не зависят от времени года и погодных условий. Автомобильный же транспорт отличается высокой маневренностью, однако сравнительно небольшой грузоподъемностью, при сравнении его с речным и железнодорожным видами транспорта.
Для некоторых городов речная транспортировка является практически единственным способом доставки грузов, так, например, до Салехарда или Сабетты железная дорога в настоящее время не проложена, и одним из вариантов доставки грузов до этих городов может быть речная транспортировка по Оби.
Грузы из Сибирского региона и, в частности из Новосибирска, могут доставляться в страны Европы, Дальневосточный федеральный округ, Китай и Юго-Восточную Азию при помощи речного и морского транспорта по Северному морскому пути, который является одним из самых перспективных направлений в современной Российской логистике, так как прогрессирующее в последнее десятилетие потепление климата значительно уменьшает ледовый покров в Арктике, что в свою очередь удлиняет и облегчает навигацию по Северному морскому пути.
Одним из преимуществ морских перевозок является низкий уровень стоимости доставки грузов. Невысокая цена вызвана низким уровнем расходов на организацию морских грузоперевозок.
Исследование показало, что перевозка грузов с использованием речного транспорта выгодна с финансовой точки зрения, при условии перевозки большого объема груза и при отсутствии альтернативных способов их доставки.
Как правило, для большинства клиентов стоимость является главным фактором при выборе способа транспортировки груза, однако, в некоторых случаях определяющим критерием может быть не стоимость перевозки, а сохранность груза или время его доставки. В любом случае выбор всегда остается за клиентом.
Библиографический список:
1. Ефремов, Н.А., Костров, В.Н., Этин, В.Л., Митрошин, С.Г. Развитие речного транспорта в ХХI веке – новые технологии // Вестник транспорта Поволжья. 2008. № 4. С. 56-62.
2. Зачесов А.В. Организация работы речного флота по Северному морскому пути: Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития водного транспорта» // Сб. научн. тр. Новосибирск: Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2013. 212 с.
3. Злобин Д.С., Уртминцев Ю.Н. К вопросу стратегии развития смешанных «река-море» перевозок // Наука и техника транспорта. 2013. № 2. С. 8-16.
4. Стринковская А.С. Цены и ценообразование на транспорте: учебное пособие. Омск: СибАДИ, 2010. 196 с.