УДК 658.7
ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СКЛАДСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Балясникова Лада Владиславовна
магистрант 1 курса,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: yourlada@mail.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
DESIGN PROCESS OF WAREHOUSES
Balyasnikova Lada Vladislavovna
1st grade master-student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье анализируется процесс проектирования складских комплексов и основные проблемы, которые допускают девелоперы при возведении новых складских комплексов.
Ключевые слова: процесс проектирования, складской комплекс
The article analyzes the process of designing of warehouses and the main problems that allow developers in the construction of new storage systems.
Key words: the process of designing, warehouses
Процесс проектирования складов имеет широкий ряд вопросов, которые необходимо прогнозировать и учитывать на начальных этапах.
По оценкам специалистов, до 80% возводящихся сегодня складских комплексов имеют ошибки в проектировании. Неверное соотношение общей площади участка и площади застройки, неправильный расчет нагрузки на пол, ошибочное представление об объемотоварных потоков той или иной группы клиентов - эти и многие другие моменты могут существенно ухудшить показатели эффективности складского комплекса, а значит, снизить его рентабельность [2].
Проектирование склада включает в себя решение следующих вопросов:
- определение концепции склада;
- определение его целевой аудитории;
- устройство зон хранения;
- расчет товарных потоков в соответствии с потребностями клиента;
- выбор складского оборудования;
- его грамотное размещение;
- внедрение программного обеспечения, способного управлять процессами на объекте, и т. д [2].
Казалось бы, задачи ясны, а их решения не представляют больших проблем. Но оказывается, при всем обилии теоретических знаний на практике навыков все также не хватает, ошибок по-прежнему много и в результате рынок пополняется объектами, которые имеют проблемы функционирования. Такой ход событий специалисты объясняют в первую очередь неразвитостью рынка и, как следствие, непрофессионализмом. Грамотные и опытные проектировщики в нашей стране занимают всего 10% от всех проектировщиков и их услуги обходятся достаточно дорого, и не каждый девелопер имеет возможность сотрудничать с такими профессионалами. Желая сэкономить, застройщик часто обращается к менее профессиональным проектировщикам и оказывается неудовлетворенным работой дилетантов. В результате многие девелоперы предпринимают отчаянный шаг делать все самостоятельно. В итоге рынок пополняется строениями, которые имеют многочисленные ошибки в проектировании [4].
При организации складского комплекса редко соблюдаются международные требования к соотношению размеров здания и площадки.
Европейский опыт строительства складских комплексов свидетельствует, что оптимальное использование площадки соответствует следующему соотношению:
- 40% - площадь складских помещений;
- 45% - площадь дорог и стоянок для автотранспорта;
- 15% - площадь зеленых насаждений".
В отдельных случаях, когда компания строит склад под себя и специфика ее деятельности подразумевает относительно малый грузопоток, "пятно" застройки может быть увеличено до 60%. Но не больше, иначе зона маневрирования и парковки будет недостаточна для нормального функционирования склада [1].
Неграмотное зонирование земельного участка влечет за собой и другие ошибки, например, недостаточное количество места для разворота фур. Подобные недочеты существенно снижают скорость логистических процессов, влияют на эффективность работы склада [4].
Отрицательно сказывается на организации технологического процесса неэффективное расстояние между колоннами, например 6x6 или 12x6. Известно, что оптимальная сетка колонн при сегодняшних логистических требованиях компаний - 12x24 [4].
На рынке можно встретить проекты, где необоснованно выбрано соотношение количества ворот на входе и выходе со склада. Количество ворот определяется объемами обрабатываемых на складе грузопотоков и используемой для этого технологией. Игнорирование этого в дальнейшем не позволит операторам оптимизировать свою складскую логистику и предлагать конкурентные цены [3].
Вернемся к последовательности логистического проектирования, которая включает в себя несколько принципиальных этапов:
1. Определение концепции склада: На этом этапе определяют, где строить склад, его площадь, высоту потолков, пункта погрузки-выгрузки товаров, схемы движения транспорта к ним. Также в концепции указывают, где и какие будут стоять стеллажи, какое нужно оборудование на начальном этапе и многое другое. Концепцию склада можно сравнить с бизнес-планом [5].
2. Обоснование выбранной концепции в существующих реалиях рынка, финансовая актуализация: на этом этапе происходит финансовое обоснование проекта - анализируется и сопоставляется с ожидаемой рентабельностью стоимость земли, подведения коммуникаций, стоимость строительства по элементам конструкции и инженерным системам. Далее на этом этапе девелопер принимает решение представляется ли обоснованным строительство склада или нет. Определяется основной конструктив помещения, сроки реализации, оценивается весь объем работ и т. д [5].
3. Формирование логистической модели склада: на этом заключительном этапе формулируется техническое задание для проектировщиков, которое подробно описывает конфигурацию будущего склада, зонирование комплекса, устройство напольных покрытий и т.д. На этом же этапе подбирается тип складской техники, проводится тендер по выбору поставщиков оборудования, решаются вопросы с выбором системы управления и отчетности склада и только после всего этого девелопер приступает к реализации комплекса [5].
Привлечение профессиональных проектировщиков позволяет минимизировать потери при запуске проекта, что делает его экономически рентабельным и востребованным в течение длительного времени [5].
Библиографический список:
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская . – Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. – 116 с.
2. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
3. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: [для студентов экономических специальностей высших учебных заведений] / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2011. – 734 с.
4. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кє, 2011. – 521 с.
5. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / В. В. Дыбская. – М.: Инфра-М, 2012. – 557 с.