УДК 658.7
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
Астафьева Кристина Александровна
бакалавр 3 курса,
Омский Государственный Университет Путей Сообщения,
г. Омск, Россия
E-mail: christina.astafeva@yandex.ru
Научный руководитель – Левкин Григорий Григорьевич
к. вет. н., доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством»,
Омский Государственный Университет Путей Сообщения,
г Омск, Россия
E-mail: lewkin_gr@mail.ru
THE ESSENCE AND BASIC CONCEPTS LOGISTICAL SERVICES
Astafieva Christina Alexandrovna
bachelor of 3rd course,
Omsk State Transport University, Omsk, Russia
Scientific adviser – Levkin Grigori Grigoryevich
PHd, associate professor of «Economics of transport, logistics and quality management»,
Omsk State Transport University, Omsk, Russia
В статье рассмотрены основные понятия сервиса, в общем, и логистическом понимании, выделено из каких основных составляющих он состоит. Особое внимание обращается на взаимосвязь логистического сервиса с процессом распределения, выявлена и обоснована необходимость применения данного вида сервиса в организации для оказания влияния на потенциальных клиентов и повышения конкурентоспособности.
Ключевые слова: логистический сервис, услуга, сервис, предмет и объект логистического сервиса
The article discusses the basic concepts of the service in general and logistics understanding isolated from any major components it comprises. Particular attention is drawn to the relationship of logistics services to the distribution process, discovered and proved the need for this type of service in the organization to influence potential customers and improve competitiveness.
Key words: logistic service, service, subject and object of logistical service
В условиях конкурентной борьбы, когда рынок перенасыщен, продавец должен выстраивать свою деятельность исходя из покупательского спроса, поэтому сфера услуг становится движущей силой экономического развития. Потребитель рассматривает товар комплексно в совокупности различных факторов. Эти факторы включают в себя как материальные составляющие, такие как дизайн товара, размер, цвет упаковки, так и комплекс услуг.
В современных условиях понятие «товар» рассматривается как продукт труда, который удовлетворяет разнообразные потребности человека. Услуга является специфичным товаром и как результат труда имеет потребительскую стоимость.
Понятие услуги можно рассмотреть по-разному. К. Маркс считал, что услуга – не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимостью товара или труда.
Ф. Котлер определил понятие услуги иначе – это действие или выгода, которую одна сторона предлагает другой. Как правило, услуга не имеет вещественного выражения, а ее приобретение не приводит к получению чего-либо в собственность [3, с. 46].
Таким образом, у понятия «услуга» можно обозначить главные признаки:
она является особенной формой экономических отношений;
эта деятельность, направленна на достижение поставленных целей, то есть она имеет целеполагание;
она направлена на удовлетворение потребностей человека;
имеет уникальность;
потребление происходит в момент ее исполнения.
Комплексность подхода в научных разработках в сфере логистического сервиса стала рассматриваться с 1980-ых годов по настоящее время. Период интеграции, как текущий этап развития логистики, характеризуется соединением ее функций в единую логистическую цепь, включающую в себя снабжение, производство, сбыт и сервис посредством распределения данных задач между функциональными областями и подразделениями предприятия. Кроме того, интегрированный подход направлен на устранение противоречий между производственной структурой и маркетингом, поскольку деятельность каждого из подразделений сводится к достижению единой стратегической цели организации [5].
Сервис – это комплекс по оказанию услуг, направленный на удовлетворение потребностей людей.
В общем понимании сервис имеет две составляющих:
техническое обслуживание (консультирование, разработка проектов, ремонт, профилактика);
торговое обслуживание (организация места обслуживания потребителей, отдел заказов, парковочные места, упаковка товаров, проверка товаров, доставка) [1, с. 349].
Составляющие сервиса представлены на рисунке 1.
Логистический сервис на предприятии и в
цепи поставок имеет цель – удовлетворить потребности клиентов, следовательно, сервис должен быть гибким, то есть
направлен на меняющиеся требования рынка. Предоставление логистических услуг в
процессе купли-продажи повышает потребительскую стоимость товара.
Рисунок 1 – Основные составляющие сервиса
Логистический сервис включает значительное количество составляющих, среди которых можно выделить такие, как сервис потребительского спроса, производственный сервис, послепродажное обслуживание, информационное обслуживание и финансово-кредитный сервис. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Рассмотрим несколько определений логистического сервиса.
Логистический сервис – оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями потребителями продукции, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков [6, с. 158].
Логистический сервис – это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом [4, с. 114].
Обобщение приведенных определений приводит к тому, что логистический сервис – это комплексное оказание услуг при организации поставок клиентам, что включает в себя предпродажную подготовку товаров и системы товародвижения, собственно оказание услуги и послепродажное обслуживание.
Следовательно, логистический сервис включает в себя управление потоками услуг.
Объектом логистического сервиса являются потребители материального потока, а именно: производственные предприятия; различные распределительные центры; конечные потребители.
Предметом логистического сервиса является комплекс соответствующих работ. Работы в области логистического обслуживания можно разделить на три группы:
предпродажные, то есть работа по формированию системы логистического обслуживания;
работы по оказанию услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
послепродажные, то есть необходимые услуги, для обеспечения эффективного функционирования продукции после покупки [2, с. 43].
Таким образом, логистический сервис можно рассмотреть на микро- и макро уровне. Микроуровень – это организация, структура и качество обслуживания конкретных потребителей предприятия, а макроуровень – это распределение заказчиков по зонам их агрегирования, сегментам целевого рынка, а также разработку стандартов обслуживания и стратегическое планирование.
Рассмотрев понятия услуги, сервиса, логистического сервиса, можно сделать вывод, он связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, которые оказываются во время поставки товаров, и является важнейшим элементом в организации.
Библиографический список:
1. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. СПб.: Питер, 2008. 736 с.
2. Бочарова Ю.О. Развитие логистического сервиса как фактор повышения конкурентоспособности организации / Ю.О. Бочарова // Социально-экономические явления и процессы. № 5 (051). 2013. С. 43-47.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. М.: Вильямс, 2009. 1072 с.
4. Меркулова Т.А. Развитие логистического сервиса на современном этапе бизнес-процессов организаций / Т.А. Меркулова // Курорты. Сервис. Туризм. № 1 (22). 2014. С. 114-122.
5. Сырова К. П. Развитие системы логистического сервиса как основы повышения конкурентоспособности предприятия / К. П. Сырова, Л. А. Сосунова, Д. М. Калимуллин // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. № 7(11). 2015. URL : https://regrazvitie.ru/razvitie-sistemy-logisticheskogo-servisa-kak-osnovy-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpri yatiya/ / [электронный ресурс] (дата обращения 12.03.2016).
6. Хан Р. С. Сервис как маркетингово-логистическая категория / Р.С. Хан // Инженерный вестник Дона. № 3 (2б). 2013. С. 158-162.