Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:17:04
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ LOW-COST ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

УДК 656.01

 

         ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ LOW-COST ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Швалов Павел Григорьевич

к. э. н., старший преподаватель кафедры логистики;

Красноярский государственный аграрный университет;

г. Красноярск, Россия

E-mail: shvalov@yandex.ru

 

         USAGE OF LOW-COST MODEL FOR INTER-REGIONAL AVIATION SERVICE IN SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Shvalov Pavel Grigorievich

candidate of economic sciences, senior lecturer of logistics department,

Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia

 

В статье рассматриваются тенденции развития авиационного сообщения, анализируется современная практика применения модели бюджетных (Low-cost) авиаперевозок в России и за рубежом. На основании представленного анализа, предлагается идея применения данной модели для авиаперевозок в Сибирском Федеральном Округе.

Ключевые слова: транспортные системы, авиационные транспорт, модель Low-cost, региональная логистическая инфраструктура

 

The article offers the analysis of tendencies in aviation service development, the current practice of low-cost model in Russia and abroad. On the basis of the analysis, the idea of low-cost model usage for interregional aviation service is offered.

Key words: transport systems, aviation transport, Low-cost model, regional logistics infrastructure

 

Основополагающей тенденцией развития пассажироперевозок воздушным транспортом на протяжении XX века оставалось увеличение доступности данного вида транспорта для населения. Так, в 1955-е году в США авиаперелет Trans World Airlines (TWA) по маршруту Бостон - Лос-Анджелес (4200 км.) стоил 106$ [1] (937,83$ в ценах 2016 года [2]), что соответствовало 28,79% от среднемесячной зарплаты в стране [3]. Трансконтинентальный перелет по маршруту Нью-Йорк - Париж по льготному тарифу обходился в 310$ [1] (2742.70$ в ценах 2016 года [2]) - или в 84,20% от среднемесячной зарплаты. В настоящее время, стоимость перелета American Airlines (поглотившей TWA в 2001 году) по маршруту Бостон-Лос-Анджелес составляет от 208$ [4], что соответствует 4.36% от среднемесячной заработной платы [5]. Стоимость же перелета по маршруту Нью-Йорк - Париж снизилась до 489$ (10,27% от среднемесячной заработной платы соответственно).

Основными причинами повышения доступности авиаперелетов за эти годы являлись технический прогресс, приведший к увеличению скорости и вместимости транспортных единиц, и, соответственно - увеличение топливной эффективности. Кроме того, дополнительным фактором снижения себестоимости пассажироперевозок воздушным транспортом стало уменьшение количества включаемых в стоимость авиаперелета услуг [1]. Наконец, обязательным условием снижения стоимости перевозок является увеличение мощности пассажиропотока. Логическим завершением данной модели стала организация авиаперевозок по системе Low-Cost, впервые разработанной в США ещё в конце 1940-х годов, но получившей широкое распространение начиная с 1990-х годов. Ключевыми особенностями данной модели являются:

·        снижение объема предоставляемых на борту услуг, включенных в стоимость авиаперелета;

·        использование однотипных самолетов для снижения расходов на техническое обслуживание и подготовку персонала;

·        хеджирование стоимости топлива;

·        выполнение одним самолетом нескольких рейсов ежедневно за счет снижения времени оборота и оптимизации маршрутной сети, включая использование менее загруженных аэропортов с более низкой стоимостью базирования и технического обслуживания [6].

Развитие пассажироперевозок воздушным транспортом в Российской Федерации, в целом, соответствует тенденциям, характерным для США. Например, в 1962 году стоимость авиаперелета по маршруту Красноярск - Москва (3350 км.) составляла 68 рублей [7] (80,76% от среднемесячной заработной платы). По состоянию на апрель 2016 года средняя стоимость авиаперелета по данному маршруту составляет 10500 рублей (31,62% от среднемесячной заработной платы [8]). Однако, охват городов Российской Федерации Low-cost перевозками, на наш взгляд, является недостаточным. Несмотря на то что в настоящее время, в Российской Федерации по модели Low-Cost осуществляют перевозки 15 авиакомпаний: Победа, Air Baltic, Air One, Air Berlin, Blue Express, Germanwings, easyJet, Wizz Air, Smart Wings, Vueling Airlines, Norwegian, Niki, Pegasus Airlines, Air Arabia, Flydubai [9], лишь Победа осуществляет перевозки внутри России. Сегодня, в маршрутную сеть авиакомпании входит 30 аэропортов Российской Федерации, что составляет менее 20% от числа действующих аэропортов страны. Особенно актуальным это выглядит для аэропортов Сибирского Федерального округа: на данный момент, единственным рейсом авиакомпании в СФО является рейс DP552 "Новосибирск - Екатеринбург" [10].

Основным препятствием на пути организации бюджетных авиаперевозок в России называют меньшую плотность и платежеспособность населения и большее расстояние между населенными пунктами, препятствующее организации нескольких рейсов одним бортом в сутки.

Тем не менее, уже существуют примеры организации дальнемагистральных рейсов по модели Low-Cost, несмотря на высокие риски. Можно привести пример авиакомпании AirAsia, осуществляющей авиаперевозки по модели Low-Cost на расстояние до 7073 км. (время оборота воздушного судна составляет до 19 часов) [11] при условии достаточно высокого пассажиропотока и низкой стоимости авиационного топлива в пункте назначения. В этом случае, очевидной выглядит организация бюджетных авиаперевозок между столицей Российской Федерации и крупнейшими городами Сибирского и Дальневосточного Федерального округов. Однако, на наш взгляд, стоит обратить внимание на организацию по данной модели пассажирских авиаперевозок и в рамках Сибирского Федерального Округа, объем которых сегодня является крайне низким по причине высокой по отношению к средней заработной плате стоимости билетов, непропорциональной высокой по отношению к стоимости среднемагистральных авиаперелетов. Рассматривая пример Красноярска, можно сравнить расписание летнего периода 1986 года с летним периодом 2016 года аэропортов города, включавших в себя следующие направления Сибирского Федерального округа (без учета Местных воздушных линий, Хакасской авт. обл., Таймырского и Эвенкийского авт. округов):

 

 

 

Таблица 1 - Расписание авиарейсов из аэропорта Красноярск в города СФО

Направление

График движения 1986 [12]

График движения 2016 [13]

Барнаул

10 рейсов в неделю

-

Бийск

7 рейсов в неделю

-

Братск

21 рейс в неделю

-

Горно-Алтайск

3 рейса в неделю

3 рейса в неделю

Иркутск

24 рейса в неделю

11 рейсов в неделю

Кемерово

17 рейсов в неделю

-

Кызыл

7 рейсов в неделю

5 рейсов в неделю

Новокузнецк

17 рейсов в неделю

-

Новосибирск

37 рейсов в неделю

18 рейсов в неделю

Омск

19 рейсов в неделю

-

Томск

14 рейсов в неделю

7 рейсов в неделю

Улан-Удэ

7 рейсов в неделю

4 рейса в неделю

Усть-Илимск

7 рейсов в неделю

-

Усть-Кут

нет данных

2 рейса в неделю

Чита

5 рейсов в неделю

2 рейса в неделю

Как можно видеть из таблицы, число еженедельных рейсов за рассматриваемый период сократилось с 204 до 68. Снижение межрегиональной мобильности населения оказывает негативное влияние, в том числе, на деловую активность, что сказывается на уровне экономического развития регионов.

Оценивая потенциально возможный пассажиропоток между Красноярском и городами СФО при снижении стоимости авиабилетов, следует отметить, что, традиционно, наибольшую долю с суммарном пассажиропотоке занимает направление "Красноярск - Москва - Красноярск" (более 50% от объема внутренних пассажироперевозок [14] , или , приблизительно 690000 пассажиров в год на 2015 год [15]. Принимая во внимание тот факт, что доля рейсов в Красноярск из аэропортов московского узла составляет 1,60% от общего числа внутрироссийских рейсов, а также долю авиаперелетов в Москву из аэропорта Красноярска, средний пассажиропоток составляет 0,11 перелета в один конец в год на 1 жителя  Учитывая разницу в размере средней заработной платы в Москве и городах Сибири [8], скорректируем пассажиропоток воздушным транспортом до 0,06 перелетов в год на одного пассажира. Также стоит учесть долю наземного транспорта, способного конкурировать с авиатранспортом в масштабах СФО. Исходя из этих соображений, потенциальный пассажиропоток между Красноярском и городами СФО достигнет уровня, указанного в таблице 2. Также в таблице приводится необходимое количество рейсов еженедельно в расчете на 1 стандартный региональный реактивный самолет (56 пассажиров на рейс).

 

 

 

Таблица 2 - Пассажиропоток между Красноярском и городами СФО при применении модели Low-Cost

Направление

Население с пригородами, тыс. чел. [8]

Доля наземного транспорта, %

Пассажиропоток авиатранспорта, чел. в сут.

Потенциальный рост пассажиропотока, %

Рейсов на 1 региональный реактивный самолет в неделю

Барнаул

827

50%

82

-

10 рейсов

Бийск

214

50%

32

-

4 рейса

Братск

236

70%

26

-

3 рейса

Горно-Алтайск

80

40%

22

102,67%

3 рейса

Иркутск

1081

50%

103

117,05%

13 рейсов

Кемерово

694

80%

37

-

5 рейсов

Кызыл

126

40%

26

121,33%

3 рейса

Новокузнецк

1324

50%

123

-

15 рейсов

Новосибирск

1916

50%

171

110,83%

21 рейс

Омск

1261

40%

138

-

17 рейсов

Томск

728

80%

38

95,00%

5 рейсов

Улан-Удэ

427

40%

56

140,00%

7 рейсов

Усть-Илимск

99

50%

22

-

3 рейса

Усть-Кут

43

50%

18

126,00%

2 рейса

Чита

375

30%

57

199,50%

7 рейсов

Итого суточный пассажиропоток

951

233,09%

118 рейсов

 

Подводя итог, стоит отметить потенциал роста объемов пассажироперевозок в межрегиональном сообщении: как показывает анализ, в развитых странах пассажиропоток на душу населения существенно превосходит показатели Российской Федерации. Учитывая, что помимо экономической выводы развитие межрегионального сообщения является фактором, стимулирующим деловую активность, его развитие является актуальной задачей, стоящей перед регионами страны.

 

Библиографический список:

1.                M. Novak. Air Travel Today is a Damn Bargain  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://paleofuture.gizmodo.com/air-travel-today-is-a-damn-bargain-951705216 . 29 июля 2013 г..

2.                US Inflation Calculator [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.usinflationcalculator.com. 04 апреля 2016 г.

3.                According to the US Census Bureau the average salary in 1955 was $4,418. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.slideshare.net/RussellJWhite/then-and-now-1955-to-2010-10821744 . RussellWhite.com © 2012

4.                American Airlines [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.americanairlines.com.ru/intl/ru/index.jsp. 04 апреля 2016 г.

5.                Organization For Economic Co-operation and Development (OECD) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stats.oecd.org//Index.aspx?QueryId=64115 . 04 апреля 2016 г.

6.                Airline Cost Performance An analysis of the cost base of leading network airlines versus no-frills, low-cost airlines (LCCs) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.iata.org/whatwedo/Documents/economics/airline_cost_performance.pdf © International Air Transport Association (IATA) 2016. All rights reserved

7.                Расписание движения самолетов из Красноярского аэропорта на период с 1 декабря 1961 г. по 14 мая 1962 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aviaforum.ru/threads/aehroport-krasnojarsk-severnyj.21839/page-10 . 9.12.2011 г.

8.                Федеральная служба государственной статистики  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/. Copyright 1999 - 2016 Федеральная служба государственной статистики.

9.                Бюджетные авиалинии в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.flylowcost.ru/budget-airlines-Russia.htm. 04 апреля 2016 г.

10.            Расписание полетов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pobeda.aero/information/flights/flight_schedule. © 2014–2016, ООО «Авиакомпания Победа», Группа «Аэрофлот».

11.           AirAsia | Route map  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.airasia.com/my/en/where-we-fly/route-map.page? © 2016 AirAsia Berhad.

12.            Расписание движения самолетов из аэропорта Красноярск с 1 июня по 30 сентября 1986 года. Выпуск №3. Союзные воздушные линии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aviaposter.ru Из коллекции публикаций периодических изданий России.

13.            Расписание движения самолетов с 27 Мартa 2016 по 29 Октября 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yemelyanovo.ru/scedule?direction=outcome . Аэропорт Красноярск (Емельяново). 4 апреля 2016 г.

14.           Первое полугодие позади: подводим итоги за июнь и январь-июнь 2014 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yemelyanovo.ru/doc.php?id=2971 . Аэропорт Красноярск (Емельяново). 15 июля 2016 г.

15.           Международный аэропорт «Емельяново» обслужил в 2015 году более 1,8 млн пассажиров [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yemelyanovo.ru/doc.php?id=3462 . Аэропорт Красноярск (Емельяново). 26 января 2016 г.

         


Количество просмотров: 2853
теги:
02.06.2016 10:29 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: