Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:39:55
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 658.7

 

         ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Чувикова Виктория Викторовна

к.э.н., доцент каф. «Технологии производства»,

Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия

E-mail: chuvikova@yandex.ru

 

INFLUENCE OF REGULARITIES OF COURSE OF TECHNOLOGICAL PROCESSES OF PRODUCTION ON FUNCTIONING OF LOGISTIC SYSTEM AND MANAGEMENT OF CHAINS OF DELIVERIES

Chuvikova Victoria Viktorovna

Candidate of  Economic Sciences

Military Academy of Logistics, Omsk, Russia

 

Вопрос интеграции процессов в логистической системе и управлении цепи поставок является актуальным и сводится к определению ключевых показателей. В статье представлено взаимодействие основных элементов технологии производства и логистической системы и цепи поставок.

Ключевые слова: интеграция, технология производства, логистика производства, логистическая система, цепь поставок

 

The question of integration of processes in logistic system and a chain of deliveries is relevant and reduces to the determination of key performance indicators. Interaction of basic elements of the production technology and logistic system and chain of deliveries is presented in article.

Key words: integration, production technology, production logistics, logistic system, chain of deliveries

 

С позиции современной парадигмы роль производственной логистики возрастает на уровне высокой степени интеграции между всеми процессами, протекающими не только в рамках логистической системы (ЛС), но и в управлении цепями поставок (УЦП). Совершенно очевидным становится необходимость выявления всех факторов, влияющих на это управление, с целью максимально возможного улучшения результативности и эффективности функционирования ЛС и ЦП.

В настоящее время управление логистическими процессами определяет устойчивость и эффективность функционирования ЛС и ЦП в динамично меняющихся условиях. Этот процесс представляет собой инструмент, повышающий конкурентные преимущества как отдельного предприятия в рамках ЛС, так и всех участников ЦП. Исходя из этого, ставится вопрос поиска путей совершенствования функционирования ЛС и ЦП, методов эффективного управления, как по отдельным функциональным областям, так и в целом. На помощь разрешения данного вопроса формируются различные методы исследования и моделирования процессов. Именно поэтому, немаловажным вопросом является выявление всех факторов, влияющих на функционирование ЛС и управление ЦП. Каждая из функциональных областей логистики играет важную роль в интеграции всех логистических процессов и значение каждого элемента ЛС указаны во всех источниках отечественных и зарубежных авторов.

Цель данного исследования: определить роль и значение основных закономерностей протекания технологических процессов (ТП) в ЛС и УЦП.

В рамках данной цели определены задачи исследования:

1)               Проанализировать сущность технологии производства с позиции логистических процессов.

2)               Выявить факторы, элементы технологии производства, влияющие на функционирование логистической системы и управление цепями поставок.

3)               Охарактеризовать основные закономерности ТП в технологии производства.

4)               Определить влияние технологии производства на функционирование логистической системы.

Рассматривая производство с позиции организации и планирования можно провести связь через длительность, ритм производственного цикла, трудоемкость изготовления изделия, такт и других показателей, которые, безусловно, влияют в дальнейшем на протекание логистических процессов и управление цепями поставок.

Особенную роль, на наш взгляд, играют факторы, протекающие непосредственно в процессе технологии производства изготовления деталей.

Технологии производства посвящены работы [1-6; 8-12], в которых указано, что «изготовление деталей осуществляется в результате производственного процесса», «важнейшим элементом производственного процесса является ТП», а для разработки эффективных ТП изготовления деталей и сборки машин требуется учет «основных закономерностей их протекания в определенных производственных условиях, особенностей формирования качества при изготовлении машины». Знание основных закономерностей построения ТП и использование математических методов способствует формированию оптимальных моделей и принятию управленческих решений при УЦП.

В таблице 1 рассмотрены основные закономерности построения ТП, их результаты реализации с позиции взаимосвязей технико-экономических показателей, влияющих на функционирование ЛС и ЦП. Важным проявлением влияния закономерностей ТП на ЛС и УЦП является наличие свойства интеграции, которое, с одной стороны, выражается в правилах логистики (необходимый груз в нужном количестве, в нужное место и время необходимому потребителю, соответствующего качества с минимальными затратами), с другой стороны, в главной цели машиностроительного производства (изготовление машин заданного качества, в необходимом количестве, в заданные сроки и при наименьших затратах материалов, энергии, труда и иных ресурсов).

 

Таблица 1 – Основные закономерности построения ТП 

Основные закономерности

Краткая сущность закономерности

Результат закономерности

Свойство интеграции в ТП и логистике

1

2

3

4

Точность изготовления детали

Степень соответствия детали данным чертежа и геометрическим параметрам: точности формы, точности размеров, точности взаимного расположения поверхностей. Должна соответствовать допуску. Зависит от ТП, применяемых на конкретном производстве.

Формирование затрат на допуски.

Повышение точности снижает припуски, уточняет механическую обработку, снижает трудоемкость сборочных работ и стоимость детали.

Оказывает влияние на качество изделия. Способность минимизировать затраты.

Базирование

Придание заготовке или сборочной единице требуемого положения относительно выбранной системы координат. Выбор баз влияет на точность механизма или машины, для которой они предназначены.

Зависит снижение или увеличение точности обработки детали.

Повышение точности детали влияет на увеличение ее стоимости за счет дополнительных затрат на установку.

Распространяется на твердые тела, изделия машиностроения, как в сборе, так и на всех стадиях производственного процесса (обработки, транспортирования, измерения, сборки, т.д.).

Погрешности системы СПИД (станок –приспособление – инструмент – деталь)

Возникает при обеспечении закрепления заготовки для обработки на станках, оснащенных приспособлениями и инструментами. Понижение точности деталей: точности размера, точности формы и точности расположения поверхностей. Влияние на износ инструментов при обработке и деталей станка.

Понижение точности обработки деталей, увеличение ее стоимости за счет дополнительных затрат на проверки закрепления заготовки, износа инструментов.

Процесс обработки характеризуется особенностями, которые вносят свои изменения в показатели качества деталей.

Температурные деформации

Нагрев системы СПИД при выделении теплоты в зоне обработки, в узлах станков вследствие трения, и поступления теплоты от внешних источников. Вызывает появление систематической погрешности обработки. Незначительное влияние на точность обработки.

Наличие обильной охлаждающей жидкости, обработка с перерывами для охлаждения повышает стоимость детали.

Жесткость системы: конструкции станка, приспособления, инструмента и др.

Способность системы оказывать сопротивление действию деформирующих ее сил. Фактический размер детали отличается от настроечного. Наибольшее влияние на точность обработки. При эксплуатации системы происходит износ ее элементов и разрегулировка.

Повышение стоимости детали за счет дополнительных затрат на проверки износа элементов и регулировку системы.

Деформации технологической системы влияют на качество изделия.

Качество поверхности детали

Геометрическая характеристика поверхности (шероховатость, волнистость) и физическое состояние поверхностного слоя материала детали (физико-механические характеристики слоя).  Определение её и обеспечение при изготовлении сокращает срок приработки и повышает надежность узла и машины в целом. Изностойкость деталей машин за счет создание функциональных покрытий (пленок) на обрабатываемых деталях. Затруднен подбор способа для повышения износостойкости.

Увеличение затрат на расчет показателей компенсируется увеличением срока службы деталей и в дальнейшем машин.

Оказывает влияние на качество изделия.

Технологичность деталей: ППД, ХТО

Характеризуется поверхностным пластическим деформированием (ППД) и химико-термической обработкой (ХТО). Результатом ПДД является возникновение в металле остаточных напряжений сжатия; изменяется микрорельеф поверхности, улучшаются физико-механические свойства поверхностного слоя за счет повышения твердости, предела текучести и сопротивления отрыву. ХТО взаимосвязана с износостойкостью детали.

Накопление деформаций, способствует ускорению изнашивания поверхностного слоя, и требует значительных затрат времени для ликвидации последствий и дополнительные виды обработок (напр., абразивную).

Значительное увеличение долговечности деталей. Влияние на качество изделия. Формирование затрат напрямую связано с повышением качества.

         

 

Трактуя источник [7], в котором указано, что «на машиностроительных предприятиях, как правило, используются статические методы планирования и управления производством, которые порождают ряд трудноразрешимых проблем», одна из которых «отклонения от технологии производства. Это, например, замена постоянных технологических маршрутов на специально подбираемые последовательности операций в обход узких мест. В результате растет объем наладочных работ, на станки устанавливается неподходящая оснастка, уменьшается эффективность процесса обработки». Остается дополнить на основе проведенного исследования, что влияние на функционирование ЛС и УЦП оказывают непосредственно закономерности протекания ТП, так как «организация производственного процесса невозможна без проведения технической подготовки производства» [10].

 

Библиографический список:

1.       Андрианов А.И. Основы технологии производства танков / А.И. Андрианов, В.А. Бобровский; под ред. В.А. Бобровского. – М.: ВАБТВ, 1965.-322с.

2.       Байбарацкая, М.Ю. Технология производства БТВТ: учебник / М.Ю. Байбарацкая, Г.Г. Макаров, В.Р. Эдигаров; Б.Ш. Алимбаева. – Омск: ОАБИИ,
 2013. – 249 с.: ил.

3.       Воробьёв Л.Н. Технология машиностроения и ремонт машин / Л.Н. Воробьёв. -М.: «Высшая школа», 1981.-344 с.

4.       Гусев А.А. Технология машиностроения (специальная часть) / А.А. Гусев, Е.Р. Ковальчук. – М.: «Машиностроение», 1986.-480с.

5.       Картавов С.А. Технология машиностроения (специальная часть) / С.А. Картавов. –Киев: «Вища школа», 1984.-272 с.

6.       Кован, В.Н. Основы технологии машиностроения: учебник для вузов / В.Н. Кован, В.С. Корсаков, А.Г. Косилова. – М.: Машиностроение, 1977. – 416 с.

7.       Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Л69    ИНФРА-М, 2002. – 368 с. - (Серия «Высшее образование»).

8.       Маталин, А. А. Технология машиностроения / А. А. Маталин. – Л.: Машиностроение, 1985. – 496 с.

9.       Проектирование технологии / Под редакцией Ю.М. Соломенцева. –М.: «Машиностроение», 1990.- 416 с.

10.  Технология машиностроения: Учебник для вузов. В 2т. / Под ред. А.М. Дальского. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. – 564 с.

11.  Технология машиностроения. В 2 томах. Производство машин / Под редакцией Г.Н.Мельникова. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. -565 с., 644 с.

12.  Технология производства гусеничных и колесных машин / Под редакцией Н.Л. Капустина. – М.: «Машиностроение», 1989. – 368 с.


Количество просмотров: 4217
теги:
02.06.2016 10:29 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: