Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:26:16
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 330.52

 

         УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 Уваров Сергей Алексеевич

 д.э.н., профессор,  зав. кафедрой,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: s_uvarov@mail.ru

Григорьев Михаил Николаевич

к.т.н., профессор,

 Балтийский государственный технический университет

«Военмех» им. Д.Ф. Устинова

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: dept.dmpt@unecon.ru

        

 

 

 

MANAGING THE STRATEGIC OIL RESERVES AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY

Uvarov Sergey Alexeevich

doctor of Economics, Professor, head. the Department,

Saint-Petersburg state University of Economics

Saint-Petersburg, Russia

Grigoriev Mikhail Nikolaevich

Ph. D., Professor,

Baltic state technical University "VOENMEH" named after  D. F. Ustinov,

Saint-Petersburg, Russia

 

Рассмотрены тенденции развития  управления запасами нефти в современных условиях. Управление цепями поставок становится инструментом экспансии транснациональных корпораций. Предлагается комплекс адекватных ответных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности.

Ключевые слова: управление цепями поставок, логистика, стратегические запасы нефти, национальная безопасность, глобализация

 

The development trends for the management of stocks of oil in modern conditions. The supply chain management becomes a tool of expansion of transnational corporations. Proposed a set of appropriate response measures aimed at ensuring national security.

Keywords: supply chain management, logistics, strategic petroleum reserves, national security, and globalization.

 

В основе процесса глобализации лежит углубление интернационализации производства и капитала, распространение конкурентных факторов за пределы конкретных государственных территорий или сфер человеческой деятельности, что выражается в росте взаимозависимости политических и экономических систем множества стран. Глобализация охватывает совокупность социально-экономических и политико-идеологических проблем, что находит свое выражение в формировании несправедливого и негуманного мироустройства, в обнищании значительной доли населения планеты (при процветании «золотого миллиарда»), деградации национальных государств и цивилизационном противостоянии. Управленческая сущность глобализации состоит в упрощении коммуникаций, что ведет, в конечной счете, к упрочению власти транснациональных корпораций.

Инструментом управления этого процесса выступает новая предпринимательская парадигма - управление цепями поставок (Supply Chain Management) - интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. При этом корпоративная стратегия фокусной фирмы становится корпоративной стратегией всей цепи поставок.  Supply Chain Management, как и всякий управленческий инструмент, политически и социально индифферентен, но его направленность формируют ограничения, определяемые фокусной фирмой.

Исходя из вышеизложенного, ставим проблему эффективного использования парадигмы управления цепями поставок теми странами и их предприятиями, кто не собирается следовать в фарватере «мировых глобализаторов». В управлении цепями поставок ведущей формой функционального менеджмента выступает логистика, одним из важнейших ресурсов которой являются объекты хранения материальных ресурсов на всех этапах цепи поставок.

Как известно, нефть является важнейшим сырьем для мировой экономики и одним из главных источников обеспечения экономической и национальной безопасности Российской Федерации. Районы ее добычи и транспортировки на протяжении последнего столетия часто оказывались в зоне политической нестабильности и/или военных конфликтов, что, естественно, приводило к нестабильности объемов поставок и резким колебаниям цены на мировом рынке. Эти явления вызвали у многих стран потребность в создании запасов сырой нефти, при этом данные запасы имели  не только прагматический, оперативно тактический, но и стратегический характер.

Длительное хранение сырой нефти более экономично, чем столь же продолжительное складирование результатов ее переработки. Кроме того, стратегический характер подобного подхода состоит в том, что запас исходного сырья при наличии достаточных мощностей для нефтепереработки позволяет в кризисной обстановке произвести именно такие нефтепродукты, в которых обозначится критический дефицит.

К началу XXI века накоплен большой опыт создания и управления стратегическими запасами сырой нефти в условиях рыночной экономики.

Каждое функционирующее ныне хранилище представляет собой группы искусственных подземных полостей, созданных в массивах каменной соли путем их глубинного бурения для формирования скважин, через которые прокачивается вода, локально растворяющая массив. По мнению Министерства энергетики США, строительство хранилищ такого типа в 20 раз дешевле, чем в скальном массиве, и в 10 раз дешевле, чем традиционных наземных, которые, кроме прочего, требуют значительных земельных отводов, больших затрат по снижению вероятности загрязнения окружающей среды в результате, как несчастных случаев, так и преднамеренных действий.

Анализ аварий на традиционных хранилищах показывает, что экономический ущерб от них превышает стоимость возведения в 20–50 раз. Известно, что массивы каменной соли устойчивы во времени, имеют ничтожную проницаемость, склонность к пластической деформации, что приводит к естественной ликвидации образовавшихся трещин под действием веса залегающих выше пород.

Дополнительным преимуществом хранения нефти в глубоких подземных емкостях является естественная разница температур между ее верхней и нижней частью на расстоянии около 2000 футов, которая заставляет нефть медленно, но непрерывно циркулировать, что сохраняет стабильное качество нефти.

Особенностью побережья Мексиканского залива в штатах Техас и Луизиана является наличие там порядка 500 районов залегания массивов каменной соли, полости в них использовались нефтехимической промышленностью США для хранения жидких химических веществ в течение многих лет до создания SPR (Strategic Petroleum Reserve). При создании стратегического нефтяного резерва правительство США для начала приобрело их для хранения первых 250 миллионов баррелей сырой нефти, что было самым быстрым способом создать хранилища.

На 31мая 2015 года совокупный объем хранилищ составлял 713 500 000 баррелей сырой нефти и был заполнен на 96,66 % , что могло компенсировать отсутствие зарубежных поставок нефти в течение 137 дней, если учитывать объем импорта 2014 года.

Процесс создания стратегических запасов нефти протекал и в других экономически развитых странах. Особый интерес для нас имеет Индия, которая последней из крупных стран, являющихся активными импортерами жидких углеводородов, приступила к созданию стратегических запасов сырой нефти.

Зависимость от импорта нефти является характерной чертой экономики Индии, ввоз нефти покрывает 75 % ее внутреннего спроса, ежегодная величина которого к настоящему моменту составила 120 млн. т. и, по прогнозам, будет продолжать расти более чем на 4 % в год. Объем добычи собственной нефти в стране остается на уровне 34 млн. т., поэтому импорт нефти для Индии и в дальнейшем совершенно необходим.

Являясь крупнейшим импортером углеводородного сырья, Индия огромное внимание уделяет экспорту готовых нефтепродуктов. Для удовлетворения внутренних потребностей и роста экспорта к марту 2017 г. страна намерена увеличить переработку нефти на 46 %, доведя этот показатель до 6,2 млн. баррелей/сутки, сегодня имеющиеся мощности составляют 4,26 млн. баррелей/сутки.

Большая зависимость индийской экономики от поставок нефти, политическая напряженность как на границах у традиционных поставщиков, так и на своих собственных, стали причинами создания стратегических запасов нефти в стране. Начиная с 2004 года, Индия приступила к проектированию и строительству в естественных подземных пустотах трех сравнительно дорогостоящих подземных хранилищ тоннельного типа.

Подземное расположение хранилищ в значительной мере повышает безопасность запасов сырой нефти в условиях военных действий, но такие стихийные бедствия, как ураганы и землетрясения, могут существенно затруднить подачу сырья из хранилищ, оказавшихся в зоне их действия. Очевидным логистическим решением, позволяющим разрешить противоречие между надежностью хранения и его стоимостью, будет вывод стратегических складов из вероятной зоны поражения.

По планам правительства Индии к 2021 году суммарный стратегический запас сырой нефти достигнет эквивалента потребления ее индийской экономикой в течение 90 дней, а коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в распоряжении нефтяных компаний - эквивалента 70 дней потребления. Сегодня при полном заполнении хранилищ первой очереди, накопленного в них объема будет достаточно, чтобы удовлетворять потребности страны в нефти в течение 13 дней.

В полной мере таким характеристикам отвечает Россия. Размещение склада для хранения стратегических запасов нефти Индии на территории, например, российского Приморья позволит заполнять его из трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), призванной обеспечить российской нефти выход на новые рынки, в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Дополнительные преимущества может обеспечить расположение склада на территории свободной экономической зоны.

Выгода индийской стороны состоит в том, что размещение части ее стратегических запасов нефти в России, вне зоны вероятного поражения при региональных конфликтах и местных террористических актах, снижает интерес к разрушению стратегических складов собственно в Индии, поскольку за рубежом будет находиться достойная альтернатива им. Следовательно, предлагаемый подход косвенным образом повысит не только экономическую, но и национальную безопасность Индии.

Достоинство рассматриваемого подхода для России состоит в том, что в моменты плохой конъюнктуры рынка сырой нефти, появляется возможность: во-первых, не снижать ее добычу путем отключения скважин, что коммерчески невыгодно и вызывает технологические трудности при возобновлении их работы, а во-вторых, не вывозить добытую продукцию на свободный рынок, уменьшая тем самым среднюю цену нефти на нем.

Таким образом, описанный выше комплекс логистических мероприятий, направленный на размещение индийских стратегических запасов нефти на территории России, сулит взаимные выгоды сторонам, является прочной основой для укрепления мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе, открывает возможности для создания сети складов для хранения стратегических запасов нефти стран ЕАЭС и АТР вне их национальных территорий, формирования на основе величины этих совокупных запасов базисных ставок нефтяных контрактов на реальную поставку сырья.

Сегодня, как известно, рынок фьючерсных контрактов на нефть критически зависит от состояния запасов в США, которые используются как эффективный инструмент воздействия на мировую экономику в целом и финансовое благополучие основных нефтедобывающих стран в частности.

Подконтрольные России запасы СКВ малы по сравнению с основными игроками на рынке нефтяных фьючерсов, возможности влиять на курс основных мировых валют у России еще меньше, поэтому следует принимать меры к формированию активного рынка реальных поставок, опираясь на заинтересованных нефтепроизводителей и нефтепотребителей. Создание взаимно скоординированных стратегических запасов сырой нефти может стать материальной предпосылкой этому.

Предлагаемый подход противостоит сложившейся в мире системе стратегических запасов сырой нефти, которые пассивны, дороги при создании и эксплуатации, но при этом не решают одну из центральных задач экономической безопасности большинства стран – стабилизацию цен на сырую нефть. Он позволит не только обеспечить преодоления чрезвычайных обстоятельств, но и нормализует экономическую жизнь человечества между чрезвычайными обстоятельствами.

Таким образом, мы можем утверждать перспективность использования подземных хранилищ в нефтяной сфере не только как способ повышения конкурентоспособности важнейшей отрасли экономической системы, но и как фактор повышения национальной безопасности.

 

Библиографический список:

1.                Григорьев А.А.,  Гасумянов В.И. и др. История государственных резервов России. СПб: Питер, 2007.

2.                Григорьев А.А., Кийко М.Ю., Казарян В.А. и др. Подземные хранилища в системе государственного резервирования продуктов. М.: ОПК, 2006.

3.                Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3-е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс,  – М., 2012 – 825с.

4.                Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для студентов экономических направлений и специальностей высших учебных заведений (2-е изд., перераб. и доп.). Сер. Бакалавр. Углубленный курс. – М., 2012 – 480с.

5.                Данилина М.В., Ерошкин С.Ю. Способы стабилизации финансовых поступлений в федеральные бюджеты зарубежных стран // Научный журнал Российского газового общества. 2014, № 2. С. 105 – 115.


Количество просмотров: 3454
теги:
02.06.2016 10:26 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: