Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:19:20
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ЭТАПОВ ЭВОЛЮЦИИ ЛОГИСТИКИ

УДК 658.7

 

         СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ЭТАПОВ ЭВОЛЮЦИИ ЛОГИСТИКИ

Сумец Александр Михайлович

канд. техн. наук, доцент,

Харьковский национальный технический университет сельского хазяйства имени Петра Василенка, г. Харьков, Украина

E-mail: sumets61@mail.ru

 

         MODERN VISION OF THE STAGES OF EVOLUTION LOGISTICS

Sumets Alexander Mikhailovich

Ph.D., associate professor,

Kharkiv National Technical University of Agriculture named after Petro Vasylenko,

Kharkiv, Ukraine

 

В статье представлено авторское видение разделения всего периода развития логистики на этапы в часовом спектре. Выделено п’ять этапов эволюции логистики. Первый етап характеризуется зарождением логистики. Для этого этапа характерны первые признаки использования логистического подхода к перемещению товаров на микро- и макроуровнях. Второй етап является самым длительным. Ох характеризуется становлением логистики как прикладной науки. Третий етап развития логистики в большей степени связан з мировыми экономическими кризисами. Четвертый етап является в развитии логистики самым коротким. Он характеризуется началом интеграции логистики во все сферы народного хазяйства, массированным развитием научной платформы логистики. Пятый етап – это современный период развития логистики.

Ключевые слова: логистика, эволюция, этапы.

 

The article presents the author's vision of the separation of the entire period of development of logistics in stages in the time range. Emphasis p'yat stages in the evolution of logistics. The first is characterized by the birth of Etap logistics. This stage is characterized by the first signs of the use of the logistical approach to the movement of goods at the micro and macro levels. Second Etap is the longest. Oh characterized by the emergence of logistics as applied science. Third Etap development largely related logistics s global economic crisis. Fourth Etap is in the development of logistics the shortest. It is characterized by the beginning of the integration of logistics in all spheres of national hazyaystva, the massive development of the scientific platform logistics. Fifth Etap – a period of development of modern logistics.

Key words: logistics, evolution, stages.

 

Современное развитие логистики требует особого внимания корректного формирования ее теоретического базиса. На сегодня теоретический аспект развития логистики еще досконально не изучен. Исследователи до сих пор находятся в состоянии длительного дискуса по многим вопросам, в том числе и по вопросу выделения этапов эволюции логистики. Многие из ученых сходны во мнении о том, что логистика в своем развитии прошла всего три этапа. Однако анализ зарождения, становления и развития мирового рынка, изучение исторических фактов, которые относятся непосредственно к логистике, позволяет акцентировать внимание исследователей на уточнение этапов эволюции логистики во временном аспекте. Это предоставит возможность пересмотреть и количество этапов, которые прошла логистика в своем развитии.

Приведенный анализ современной литературы логистической направленности позволяет выделить основные этапы ее становления и развития.

Первый этап относится к ХIV в. до н. э. – I веку н. э. Он характеризуется фрагментарным использованием логистики для перемещения товаров на микро- и макроуровнях, то есть внутри государства (города) и между государствами, как по морю, так и по суше. В этот период зарождаются первые принципы логистики, разрабатываются элементарные методы расчета доставки товаров сухопутными и морскими путями; начинает использоваться логистический подход в управлении перемещением воинских формирований и материально-техническим снабжением войск.

Второй этап – это первое тысячелетие н. э. – конец ХIХ в. В этот довольно длительный период логистика развивалась как военная наука. Принципы логистики отрабатывались в основном на доставках и в процессе распределения военной амуниции, а также в процессе управления воинскими подразделениями в ходе военных операций. В это время логистика начала также использоваться уже и на государственном уровне. Об этом свидетельствуют древние документы, найденные при археологических раскопках в Греции. Расшифровка фрагментов текста, написанного на пергаменте, дала информацию о том, что в государственном правлении Греции было на службе десять логистов, которые занимались планированием и соответствующими расчетами потребности продовольствия и материалов для строительства.

Третий этап в развитии логистики приходится на начало 1900-х гг. и середину (1950-е гг.) ХХ в. Начало ХХ в. ознаменовано тем, что накопленный теоретический и практический опыт логистики в военной сфере постепенно находил применение во всех отраслях экономики, изучая и трансформируя процессы и операции, связанные с пространственно-временным перемещением материальных ресурсов.

Активизация развития логистики в начале ХХ в. связана с цепью последовательно разразившихся мировых экономических кризисов (1900–1903 гг., 1907 г., 1920 г.). К этому периоду относится появление первых логистических сообществ, в частности Национальной ассоциации проблем управления запасами. Она была основана в 1915 г. в США. В дальнейшем (1967 г.) ассоциация была преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

Новая волна экономических кризисов (1929–1933, 1937–1939, 1948–1949, 1953–1954, 1957–1958, и особенно 1973–1975 гг. Последний кризис охватил все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции и безработицы, переплетением с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства – энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему) потребовала от правительств стран Западной Европы и США разработки срочных мер по стабилизации экономики. Ученые и специалисты вынуждены были искать ту спасительную «соломинку», которая поможет не утонуть в «океане кризисов». Такой «соломинкой» оказалась логистика. В этот период времени логистика как наука начинает все шире проникать в различные отрасли экономики. Логистический подход все шире начинает использоваться при управлении материальными потоками в сфере обращения.

Четвертый этап ограничивается 50-ми и началом 80-х гг. ХХ в. Начало второй половины ХХ в. ознаменовано созданием в США Национального совета по менеджменту физического распределения, который немногим позже был преобразован в Совет логистического менеджмента. Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в 90-х гг. ХХ в. В это время начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, сегодня известны: представительный форум по логистике, состоявшийся в октябре 1989 года в Париже; семинар по логистике, проведенный в Москве в это же время. Примечательно, что в ходе семинара советские ученые вышли с инициативой организовать в СССР Ассоциацию специалистов-логистов.

Ученые и специалисты США, Европы и Азии постепенно расширяли сферу влияния логистики на все отрасли экономики. В Швейцарии был создан Европейский центр по логистике. В ряде городов Западной Европы организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов, владеющих правилами и принципами логистики. Транснациональные компании, крупные фирмы создают специальные службы и отделы логистики. В США подавляющее большинство фирм и компаний в своей производственной и коммерческой деятельности используют принципы логистики.

Восточная Европа сегодня также может быть отнесена к континентам, где логистизация экономических процессов становится важнейшим аспектом создания устойчивого положения на рынке. Здесь проблемы логистики решаются на государственном уровне. К примеру, в бывшей ГДР в конце 80-х гг. ХХ в. была разработана и внедрена логистическая система единого комплексного управления транспортом страны (ЛСЕКУТ), в основе которой лежала комплексная оптимизация грузовых перевозок. Она включала: внедрение достижений научно-технического прогресса, интенсификацию производства и транспорта в единой цепи от производства до потребления, оптимизацию взаимосвязей между производством и транспортом с уменьшением транспортных потребностей предприятий и соответствующим снижением расходов на перевозку продукции, а также оптимизацию самих транспортных процессов на основе совершенствования методов планирования и управления транспортом.

Весьма примечательным есть тот факт, что для обеспечения высокой эффективности функционирования ЛСЕКУТ студенты управленческих специальностей Высшей школы транспорта (г. Дрезден) в обязательном порядке изучали в течение трех лет курс логистики.

В Венгрии (Технический университет, г. Будапешт) многие годы проводились исследования по формированию логистических систем, в большей степени связанных с производством. Так, в Научно-исследовательском институте общественного транспорта под руководством Георгия Тремко в 80-е гг. ХХ в. была разработана логистическая система производства запасных частей к машинам различных наименований и предназначения.

Полезно вспомнить и современные логистические системы
и технологии, разработанные в США и Японии, получившие широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а именно: система планирования потребности в материалах, деталях и узлах (Materials Requirements Planning), система планирования распределения ресурсов (Distribution Requirements Planning), оптимизированные производственные технологии (Optimized Production Technologies), точно вувремя (
Just-in-time), канбан (Kanban).

Нельзя не отметить и тот факт, что в бывшем СССР также развивалась и использовалась логистика, правда, ее называли рохрематикой – наукой об изучении процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Эта наука рассматривала управление материальными потоками при помощи экономико-математического моделирования. Ее цель – сократить общее время прохождения материального потока (цикл) и общие затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

В эпоху развитого социализма в Советском Союзе разрабатывались и внедрялись логистические системы, правда, в большинстве своем лишь на отраслевых уровнях. Так, известны созданные транспортные производственные логистические системы, основными элементами которых являлись производители, потребители, транспорт. В Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (г. Москва) выполнялись исследования по оперативному планированию перевозок на автомобильном транспорте. При этом уделялось особое внимание доставке грузов в срок и сокращение запасов у клиентов. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ, г. Москва) была разработана межотраслевая система «Ритм». Она была успешно внедрена на железных дорогах – Южной и Юго-Восточной. Ее основное предназначение – всяческое уменьшение у потребителей больших запасов сырья и топлива.

Известна система оперативного планирования производства, применяемая на некоторых машиностроительных и авторемонтных предприятиях бывшего СССР. Можно было бы продолжить перечень аналогичных примеров. Однако в этом нет особой необходимости – в специализированной литературе они уже описаны.

Вышеописанное свидетельствует о том, что во второй половине ХХ в. логистика уже превратилась в одну из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта, распределения рынка с широким привлечением современной вычислительной техники, затем – и в науку.

Указанный период можно охарактеризовать двумя определениями. Первое – «оптимальная координация движения и создания запаса сырья, деятельность по переработке, упаковке конечной продукции, ее складирование и доставка клиентам».

Второе – логистика трансформируется в деятельность, которая включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание.

Пятый этап – современный период развития логистики – начался с середины 1980-х годов и продолжается по настоящее время. Именно в это время достаточно интенсивное развитие получили методы управления материальными потоками. Кроме того, массированное развитие и использование информационных технологий практически всеми участниками рынка, создание современных коммуникационных технологий усилили понимание того, что высокой эффективности в управлении материальными потоками в цепи «закупка – производство – дистрибуция – продажи» можно достичь за счет оперативного управления информационными потоками. Именно этот этап способствовал появлению новой концепции – управление цепями поставок.

Констатируя достаточно весомые достижения логистики, пятый этап ее развития можно назвать всемирным (глобальным), поскольку логистизация экономических процессов становится общей проблемой Европы, США и Азии. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой активно включились в процесс логистизации. Осознание возрастающего в мире дефицита ресурсов и, в то же время, желание получения прибыли являются для них весьма внушительным «мотиватором» к изучению и масштабному внедрению принципов, методов и технологий логистики во все отрасли экономики.

Приведенные этапы эволюции логистики с кратким их описанием формируют основу для уточнения теоретического базиса с целью дальнейшего развития положений именно интегрированной логистики. Знание истории рождения и становления логистики в четких временных рамках позволит исследователям корректно описать проблемы интегрированной логистики и спрогнозировать пути их решения. 


Количество просмотров: 2327
теги:
02.06.2016 10:23 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: