Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:25:56
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКОГО КОМПЛЕКСА ОАО «РЖД» В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

УДК 656.225:658.011.56

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКОГО КОМПЛЕКСА ОАО «РЖД»  В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Синицына Анна Сергеевна

к.т.н., доцент кафедры «Логистические

транспортные системы и технологии»

Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II, г. Москва, Россия

E-mail: acc-lgkr@mail.ru

Ивлиева Ксения Васильевна

ассистент кафедры «Логистические

транспортные системы и технологии»

Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II, г. Москва, Россия

E-mail: kvi-ltst@rambler.ru

 

В статье рассмотрены вопросы модернизации терминально - складского комплекса ОАО «РЖД» и внедрения современных логистических и информационных технологий, в том числе и на базе создания терминально - логистических центров, а также внедрение комплексного транспортно -логистического обслуживания клиентов с учетом интеграции информационных и программно – вычислительных комплексов.

Ключевые слова: терминально - складской комплекс, терминально - складская деятельность, терминально – логистический центр, логистические услуги, информационные и автоматизированные системы.

 

PERFORMANCE OPTIMIZATION TERMINAL AND WAREHOUSE COMPLEX JSC «RUSSIAN RAILWAYS» IN THE USE OF INFORMATION AND AUTOMATED SYSTEMS

 

Sinitsyna Anna Sergeevna

Ph.D. (Tech.), Associate professor of the

Department «Logistics transport systems and

Technologies»

Moscow State University of Railway Engineering of Emperor Nicholas II

Moscow, Russia

Ivlieva Xenia Vasilievna

Assistant of the Department

«Logistics transport systems and

Technologies»

Moscow State University of Railway of Engineering Emperor Nicholas II

Moscow, Russia

 

The article deals with the modernization of terminal - warehouse of JSC «Russian Railways» and the introduction of modern logistics and information technology, including on the basis of the creation of a terminal - logistic centers, as well as the introduction of an integrated transport -logistical customer service, taking into account the integration of information and software - computer complexes.

Key words: terminal and warehouse complex, terminal and warehouse operations, terminal and logistics center, logistical services, information and automation systems.

 

Железные дороги России явлюятся ключевым звеном, объединяющим транспортные коммуникации и имеющие мощные технические, технологические, инфокоммуникационные ресурсы для решения основной логистической задачи – создания системы, способной на практике реализовать технологии «от двери до двери» и «точно в срок».

Оптимизация логистического бизнеса – это одно из стратегических направлений диверсификации деятельности ОАО «РЖД», для развития которого создана специальная структура - Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом – филиал ОАО «РЖД».

Основные направления деятельности Центральной дирекции – это выполнение работ и оказание комплексных услуг на объектах терминально-складского комплекса Центральной дирекции, в том числе погрузочно-разгузочные работы, хранение и складская обработка грузов, транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, заключение договоров, связанных с терминально-складской деятельности; формирование программ реконструкции и модернизации объектов терминально-складского комплекса; организация выполнения работ по завозу, вывозу грузов с железнодорожных станций автомобильным транспортом; внедрение автоматизированных систем управления; подготовка вагонов к перевозке и др.

Существующее состояние объектов терминально-складского комплекса ОАО «РЖД» характеризуется следующими факторами:

-       высокая степень износа основных фондов (80%) (здания и сооружения, коммуникации, подъемно-транспортное оборудование) терминально- складского комплекса;

-       устаревшие терминальные, складские и транспортные технологии, низкий уровень автоматизации процессов;

-       «недружественный интерфейс» взаимоотношений с клиентами, ограниченный портфель предоставляемых услуг (не предоставляются услуги по доставке грузов «точно в срок», «от двери до двери», с добавленной стоимостью и т.п.);

-       снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, прежде всего, в сегменте генеральных грузов.

Все это является существенным фактором снижения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, наблюдается «вытеснение» железнодорожного транспорта в сегмент более дальних перевозок, происходит отток клиентов, которым важна оперативность, пунктуальность и гибкость в доставке грузов.

Для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта необходимо модернизировать терминально-складской комплекс (ТСК) и внедрять современные логистические и информационные технологии, в том числе и на базе создания терминально-логистических центров.

Современный терминально-логистический центр (ТЛЦ) – это комплекс, обеспечивающий весь спектр услуг по обслуживанию грузов. Наиболее важными для эффективной работы ТЛЦ являются характеристики, в число которых входят: мультимодальнось, т.е. возможность быстрой перегрузки с одного вида транспортного средства на другое; открытость – доступность для компаний разных форм собственности; предоставление распределительных контейнерных, складских и холодильных терминалов и других видов услуг; широкий спектр информационных услуг, обеспечивающих связь между транспортом и звеньями логистической цепочки; услуги, связанные с упаковкой, таможенной очисткойи т.д.

Инфраструктура ТЛЦ включает в себя современные склады, таможенные терминалы, терминалы на железнодорожном и автомобильном транспорте, перегрузочные комплексы в порту, стоянки автотранспорта и т.д.

Создание сети ТЛЦ представляет собой комплексное решение, позволяющее не только оптимизировать грузовую работу в транспортных узлах, но и реализовать потенциал контейнеризации грузопотоков, сформировать уникальные условия для развития новых видов транспортной деятельности (например, контрейлерных перевозок), рынка логистических услуг, генерирования новых бизнес-процессов за счет создания современной многофункциональной терминально-складской инфраструктуры.

Номенклатура перевозимых железнодорожным транспортом грузов, тяготеющих к сети ТЛЦ, достаточна велика. Это, прежде всего, генеральные грузы и грузы в контейнерах, строительные материалы, цемент, черные и цветные металлы. Предполагается, что за счет широкого спектра, ценовой привлекательности и уникальности некоторых видов логистических услуг, предоставляемых объектами сети ТЛЦ, значительная часть грузовладельцев и операторов при формировании цепей поставок предпочтет воспользоваться современной инфраструктурой.

Необходимым условием для ведения логистической деятельности и эффективного функционирования ТЛЦ (ТСК) является наличие интегрированных информационных и автоматизированннызх систем, которые могут включать в себя следующие функциональные модули:

·        АСУ контейнерным терминалом;

·        АСУ контейнерными поездами;

·        АСУ терминальной деятельностью;

·        АСУ складом (WMS- warehouse management system);

·        АСУ таможенного оформления грузов;

·        Интерфейсы обмена данными с другими действующими корпоративными информационными и управляющими IT-системами ОАО «РЖД», в том числе: «ЭТРАН», «Грузовой экспресс», «Диспарк», «Дискон», АСОУП и др.

·        Системы и средства электронной идентификации грузов, тары и транспортных единиц (в том числе RFID).

Одной из систем, применяемых в Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» явлется информационно-аналитическая автоматизированная система АС ТЕКСАД.

В системе АС ТЕСКАД автоматизация идет по следующим направлениям:

·        оперативный контроль и учет производственной деятельности;

·        учет объектов инфраструктуры;

·        анализ производственной деятельности.

Технологический процесс терминально-складской обработки грузов на ТСК и ТЛЦ предусматривает возможности ведения статической (электронный паспорт склада) и динамической модели склада (оперативный контроль и учет работы склада) и привязан к основным логистическим процедурам ОАО «РЖД».

В АС ТЕСКАД регистрируется Заказ клиента на выполнение работ и услуг. Информация о Заказе может быть введена одним из следующих способов:

-       в личном кабинете клиента на информационном портале в сети Internet;

-       в виде электронного файла в формате Microsoft Excel по электронной почте;

-       заказ оформляется приемосдатчиком груза и багажа непосредственно в АС ТЕСКАД, в случае первого или разового обращения клиента, а также в случае передачи данных на бумажном носителе.

При заполнении формы «Заказ» должны быть заполнены следующие поля: клиент; номер договора; период выполнения заказа; станция оказания услуг; наименование работ, услуг; наименование груза; адрес завоза/вывоза грузов; дата завоза/вывоза грузов; единицы измерения; объем.

Так как ТСК (ТЛЦ) представляет собой логистическую систему, то к нему в полной мере примененимы принципы транспортной логистики. С точки зрения системного подхода логистические методы обеспечивают техническое и технологическое единство транспортно-складского процесса и позволяют воздействовать на объект управления так, чтобы задачи складского комплекса были решены результативно и с достижением максимального эффекта. Кроме того, логистические методы позволяет прогнозировать параметры грузо- и товаропотоков; формировать гибкие системы управления движением товаров и других ценностей; оптимизировать запасы товаров в складах; планировать транспортный процесс совместно со складским и производственным и определять рациональные маршруты доставки груза.

При расположении функциональных зон на территории ТСК (ТЛЦ) также необходимо руководствоваться логистическими принципами. Ключевым принципом в определении оптимального взаимосвязанного расположения зон является четкое разделение основных логистических процессов и транспортных потоков.

На ТСК (ТЛЦ) выделяют следующие логистические операции:

-       прибытие и отправление грузов (контейнеров) железнодорожным транспортом;

-       загрузка/выгрузка грузов (контейнеров) в/из вагонов;

-       хранение грузов (контейнеров);

-       завоз и вывоз грузов (контейнеров) автотранспортом;

-       внутрискладская переработка грузов (контейнеров).

Технологический процесс погрузки, выгрузки, сортировки грузов представляет собой совокупность грузовых технологических операций и определяет характер и последовательность действий, совершаемых с грузом при его перемещении согласно принятому варианту погрузочно-разгрузочных работ (вагон-автомобиль, вагон - склад и т. п.).

Операции по погрузке и выгрузке грузов из вагонов осуществляются на ТСК, оснащенных ПРМ. Погрузочно-разгрузочные площадки и платформы специализируются по родам грузов (насыпные (навалочные), лесные, тяжеловесные, длинномерные, контейнеры, тарно-штучные, опасные и др.) и по характеру выполнения грузовых операций (погрузка, выгрузка, сортировка).

На проведение данных работ приёмосдатчик груза и багажа на основании задания мастеру оформляет наряд формы ФТУ-14 в АС ТЕСКАД, в котором указывает номер и наименование ПРМ, ФИО, состав бригады, выполняющей работы, а после окончания всех работ данные наряда корректируются и он закрывается. Технологическая схема организации работы, например, с тарно-штучными грузами приведена рисунке 1.

В случае завершения процесса реформирования и в соответствии с «Концепцией реформирования дирекций по управлению терминально-складским комплексом» Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» может быть преобразована в компанию – оператора в сфере терминально-складской деятельности. Учитывая благоприятные стартовые позиции с точки зрения наличия опыта, компетенций, технологического оборудования, персонала, разветвленной инфраструктуры бизнеса в региона и др., компания может занять доминирующее положение в сегменте оказания сетевых терминально-складских услуг.

 182be0c5cdcd5072bb1864cdee4d3d6e.jpg

Рис.1 - Технологическая схема организации работы с тарно-штучными грузами

В отличие от развития операторской деятельности, предполагающей сосредоточение на ключевых компетенциях, особенностью формирования сетевой терминально-логистической инфраструктуры станет реализация комплексного подхода, который состоит не только в учете потребностей каждого из профильных операторов ТСК (ТЛЦ), но также и в обеспечении эффективного функционирования ТЛЦ как единого технологического комплекса и интегрированного элемента логистической сети.

 

Библиографический список:

1. Концепция создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cargo.rzd.ru (дата обращения: 15.03.2016).


Количество просмотров: 9574
теги:
02.06.2016 10:18 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: