Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 21:50:00
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

УДК 658.7

 

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Попова Юлия Владимировна

старший преподаватель

Сибирский университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия

E-mail:250907@mail.ru

 

TO THE QUESTION ON TNE THEORETICAL BASIS OF GLOBALIZATION OF WORLD TRANSPORT SYSTEM

Popova Julia Vladimirovna

Senior Lecturer

Siberian state university of  transport, Novosibirsk, Russia

 

В статье актуализируется необходимость совершенствования систем международных перевозок грузов и их регулирования в условиях глобализации мировой экономики.

Определено влияние транспорта на различные сферы общественной жизни, что, в свою очередь, обусловливает рост требований, предъявляемых к транспортной инфраструктуре, к уровню развития транспорта.

В этой связи совершенствование и постоянная модернизация транспортной отрасли становятся одними из ключевых задач любого государства.

Ключевые слова: глобализация, транспортная система, транспортная инфраструктура, мультимодальные перевозки.

 

The article actualizes the need to improve the system of international transport of goods and their regulation in the context of globalization of the world economy.

Defined transport impact on the various spheres of public life, which in turn leads to increase in the requirements for transport infrastructure, the level of development of transport.

In this context, improvement and constant modernization of the transport sector are some of the key tasks of any state.

Keywords: globalization, the transport system, transport infrastructure, multimodal transportation.

 

Глобализация подразумевает под собой процесс, в ходе которого мировое пространство преобразуется в единую зону, предполагающую свободное перемещение информации, товаров и услуг, капитала; образование всеобщего международного экономического, культурно-информационного и правового пространства. Таким образом, глобализация затрагивает и оказывает влияние на все основные сферы общественной жизни: экономику, политику, научно-исследовательскую деятельность, право, культуру, образование и многие другие. Транспорт также не является исключением и попадает под значительное влияние глобализации. Научно-технический прогресс в области транспорта и средств связи позволяет сократить, так называемое, экономическое расстояние между странами [1].

Ключевые признаки глобализации – рост объемов международной торговли, формирование зон свободной торговли и транснационализация крупнейших компаний – предполагают беспрепятственное перемещение товаров и ресурсов, что объективно не может быть осуществлено без высокоразвитой транспортной системы. Транспорт играет важную роль в осуществлении всего процесса производства товаров, обеспечивая доставку полезных ископаемых к месту их переработки, сырья к месту производства товаров, готовой продукции к конечному потребителю.  Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, а затраты на транспортировку учитываются и включаются в будущую цену товара или косвенно влияют на нее [2].

Данные критерии оказывают значительное влияние на рост требований, предъявляемых к транспортной инфраструктуре, к уровню развития транспорта, а совершенствование и постоянная модернизация транспортной отрасли становятся одними из ключевых задач любого государства. При этом важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем как на отраслевом и региональном, так и на межотраслевом, межрегиональном и международном уровне [3, с.89].

Устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения людей, товаров и услуг, развития конкуренции и свободы предпринимательства, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечения целостности и национальной безопасности, интеграции в мировое экономическое пространство. В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимателями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создаёт необходимые условия для получения прибыли всеми участниками внешнеэкономической деятельности. В развитых странах создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах, территориальную целостность, экономическую и геополитическую безопасность страны [4, с. 12].

Таким образом, в условиях глобализации можно определить влияние транспорта на различные сферы общественной жизни:

-     экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики;

-     политическое значение транспорта в том, что он способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации;

-     социологическое значение состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности, организации досуга населения;

-     научное значение транспорта в том, что потребность в его постоянном совершенствовании с целью снижения затрат стимулирует крупные вложения в развитие науки;

-     с помощью транспорта становится возможной быстрая передислокация населения, войск, производств в экстренных ситуациях;

-     транспортные услуги влияют на развитие международных экономических отношений, воздействуют на структуру отраслей производства, способствуют повышению мобильности факторов производства.

В условиях глобализации мировой экономики актуализируется необходимость совершенствования систем международных перевозок грузов и их регулирования.

Современная мировая транспортная система характеризуется использованием всех основных видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного. В зависимости от многих факторов, перевозчики используют те виды транспорта, которые способны обеспечить ближайшую доступность к конечной точке отгрузки, наиболее высокую скорость доставки и безопасность при осуществлении перевозки. Этот выбор может зависеть от большого числа факторов: расстояния между пунктом отправки и пунктом назначения, климатических условий в различных регионах, индивидуальных характеристик товаров и требований к их транспортировке и так далее.

Выбор транспорта, наиболее соответствующего требованиям конкретной перевозки, также основывается на знании характерных особенностей различных видов транспорта, преимущества и недостатки которых являются предпосылками к использованию нескольких видов транспорта при осуществлении одной перевозки, то есть к использованию мультимодальной и интермодальной технологий перевозки грузов, что является одной их характерных черт мировой транспортной системы в условиях глобализации мировой экономики. 

Мультимодальная перевозка – это перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа [5, с. 178].

Интермодальная технология – это бесперегрузочная технология, используемая при мультимодальном сообщении, находящаяся между (внутри) различными видами транспорта и соединяющая их [5, с.193].

Мультимодальные перевозки являются одним из основных методов доставки грузов в Европе, поскольку обеспечивают реализацию концепций «от двери до двери» и «точно в срок», объединяя преимущества отдельных видов транспорта. Интермодальные или бесперегрузочные технологии сокращают или ликвидируют время нахождения и потери грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах; снижают трудозатраты и расходы на перегрузочные работы; уменьшают (ликвидируют) потребность в перегрузочных механизмах и оборудовании; улучшают взаимодействие видов транспорта. Таким образом, мультимодальная система с использованием интермодальных технологий позволяет освободить отправителей грузов от необходимости вести финансовые расчеты и юридические отношения с каждым участником транспортного процесса, что и делает данный метод наиболее предпочтительным при организации перевозок в рамках торговли между странами [6, с. 214, 268].

Помимо широкого использования мультимодальных систем и интермодальных технологий одним из движущих факторов глобализации мировой транспортной системы является концентрация транспортных сетей на отдельных участках мирового рынка, что приводит к созданию международных транспортных коридоров и транспортно-логистических систем, пересекающихся в главных мультимодальных транспортных узлах, центрах международной торговли и крупнейших морских портах. Смена основных направлений товаропотоков стимулирует создание новых путей и целых транспортных коридоров, которые особенно активно формируются в настоящее время на направлении Восток-Запад.

В условиях глобализации мировой транспортной системы  модернизация национальных транспортных систем в первую очередь должна включать вопросы реализации транзитного потенциала страны, разрешение которых способно обеспечить дополнительные доходы и, как следствие, рост валового внутреннего продукта.

 

Библиографический список:

1.     Официальный сайт ГК Байт-Транзит [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sibtrans.ru/

2.     Гамбург – транспортно-логистический центр Северной Европы [Электронный ресурс] // ЛКГ – Логистический кластер Гамбург

3.     Липец Ю.Г., Пуляркин В.А. География мирового хозяйства: учебное пособие для ВУЗов, М.: Гуманит. издание центр ВЛАДОС, 2009. – 400с.

4.     Кибалов Е.Б., Комаров К.Л. Новосибирский транспортно-логистический кластер и оценка стратегий его формирования // Транспорт Российской Федерации, 2009, №1(20) – с.10-13.

5.     Колесниченко А.Н. Основы организации работы транспорта во внешней торговле, М.: О-во сохранения лит. наследия, 2011. – 277с.

6.     Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортной системе России: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 524с.

 


Количество просмотров: 2098
теги:
02.06.2016 10:08 | Loglem2016блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама