Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:41:03
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ГЧП (МЧП) В РЕГИОНЕ

УДК 338.984

 

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ГЧП (МЧП) В РЕГИОНЕ

Погорелов Илья Зиновьевич

                             Кандидат экономических наук, доцент;

                             доцент кафедры «Менеджмент»

                            Сибирский институт бизнеса, управления 

                            и психологии, г. Красноярск, Россия

E-mail: Pogor53@mail.ru

 

THE NEED FOR A "ROAD MAP" FOR THE IMPLEMENTATION OF PPP (MPP) IN THE REGION

Pogorelov Ilya Zinovievich

Candidate of economic sciences, associate professor;

Associate Professor of "Management"

Siberian Institute of Business,

Management and Psychology, Krasnoyarsk, Russia

 

Обоснована необходимость и сформулированы предложения по формированию «дорожной карты» развития государственно-частного партнерства (ГЧП)/ (муниципально-частного партнерства) (МЧП) в регионе/муниципалитете на примере Красноярского края и города Красноярска. Обоснована целесообразность создания в регионе /муниципалитете специализированного органа, координирующего деятельность ГЧП (МЧП); разработки новой редакции регионального закона (законов) о ГЧП и создания нормативного акта (актов) города Красноярска по развитию МЧП на примере объектов дорожного строительства.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство; концепция, проекты и соглашения ГЧП (МЧП); орган, координирующий деятельность по развитию ГЧП (МЧП) в Красноярском крае и городе Красноярске

 

The necessity and proposals on the formation of the "road map" of public-private partnership (PPP) / (municipal-private partnership) (SPE) in the region / municipality on the example of Krasnoyarsk region and the city of Krasnoyarsk. The expediency of creation in the region / municipality specialized body to coordinate the activities of the PPP (MPP); development of a new edition of the regional law (law) of the PPP and the establishment of a normative act (s) of the city of Krasnoyarsk on the development of MPP by the example of road construction.

Keywords: Public-private partnerships, municipal-private partnership; concept projects and PPP agreement (MPP); body coordinating activities for development of PPP (MPP) in Krasnoyarsk region and Krasnoyarsk city

 

В Российской Федерации в последние годы растет интерес к развитию различных форм ГЧП (МЧП), в том числе в ряде регионов. Однако,  развитие механизма ГЧП (МЧП) в России сопровождается рядом проблем, относящихся, скорее всего к т.н. «болезням роста». Так, по мнению А. Ерофеева, к таким проблемам можно отнести: низкий уровень конкуренции за ГЧП (МЧП) - проекты; малое число проектов, привлекательных для бизнеса и эффективных для общества; существующие в настоящее время условия и объем кредитования делают большинство проектов неокупаемых для инвесторов; проекты, как правило, плохо продуманы и структурированы [1]. Требует существенной доработки сама концепция ГЧП (МЧП) Российской Федерации, в которой в настоящее время явно в недостаточной степени учтен уровень развития в стране гражданского общества и его институтов, слабо проработан механизм управления рисками при реализации ГЧП-проектов.

Рамочный закон о ГЧП (МЧП), вступивший в силу с 1 января 2016 года, на наш взгляд, не позволил решить большую часть перечисленных выше проблем. Скорее всего, без проведения активной дискуссии, они не будут решены даже в среднесрочной перспективе. Во многом существование этих проблем связано, как с недостатком квалифицированных кадров в органах управления и частном бизнес, так и с условиями правоприменения норм действующего законодательства в этой сфере. Рассмотрим эти проблемы и возможные пути их решения на примере создания (реконструкции) автомобильных дорог в регионах Российской Федерации с использованием материалов дискуссии, развернувшейся на страницах газеты «Ведомости» декабре 2015 – марте 2016 гг.

1.                Анализ текущей ситуации с развитием ГЧП (МЧП) в логистике

В экономически развитых странах в последние годы существуют разные подходы к самой возможности существования платных автомобильных дорог. Так, например, во Франции самая большая в Европе сеть таких дорог – приблизительно 9000 км, напротив, сравнительно недавно Великобритания, признанный мировой лидер по реализации ГЧП-проектов, приняла принципиальное решение по ликвидации в недалекой перспективе национальной сети платных автомобильных дорог. Это, на наш взгляд, следствие объективного наличия сложностей в управлении рисками проектов, обеспечении соблюдения принципов социального равенства и пр. Таким образом, на наш взгляд, заслуживает отдельного специального обсуждения сама целесообразность существования (активного развития) системы платных дорог в Российской Федерации и финансирование ее содержания за счет населения. Вполне возможно, что в наших условиях более рационально использовать для расширения сети автомобильных дорог других инструментов, например, т.н. контрактов жизненного цикла.

В условиях недостаточного развития на сегодняшний день системы автомобильных дорог Российской Федерации, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке объективно сложно обеспечить наличие параллельно пролегающей бесплатной дороги. Важно отметить тот факт, что расходы на дорожное строительство в Российской Федерации в 2016 г. сократятся не менее, чем на 30% по сравнению с принятым бюджетом на этот год. Первоначально предполагалось потратить 140 млрд руб. (ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010–2020 гг.»). В 2015 году по факту сокращение бюджетного финансирования нового строительства автомобильных дорог составило 25%. В 2016 году ряд проектов в этой сфере планируется финансировать за счет поступлений от эксплуатации системы «Платон», но до сих пор нет ясности, как с тарифами, так и с суммой средств, которую можно будет направить на совершенствование региональной дорожной сети.

М. Ткаченко, исполнительный директор Центра развития ГЧП, анализирую причины отсутствия региональных проектов ГЧП в автодорожном строительстве, отмечает ряд основных причин такого положения. Во-первых, пока не существует механизма взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов по реализации таких проектов. Во-вторых, нет возможности получить субсидию на реализацию концессионного регионального ГЧП-проекта [2].

С другой стороны, в условиях роста задолженности российских регионов по состоянию на 1 января 2016 года до 2,318 трлн. руб. и затрат на его обслуживание на 22% по сравнению с прошлым годом ГЧП (МЧП) является по сути дела безальтернативным механизмом реализации подобных проектов.

2.Предложения по решению выявленных проблем

На наш взгляд, необходимо в кратчайшие сроки разработать своеобразную «дорожную карту» по развитию ГЧП (МЧП) в Красноярском крае и городе Красноярске. Это, прежде всего, создание специализированных органов, координирующих деятельность по созданию условий и самих партнерств на территории края и города и реализации ГЧП (МЧП) – проектов. Также в качестве первоочередной задачи выступает создание эффективно действующего механизма взаимодействия РФ и Красноярского края, а также края и его крупных городов по реализации региональных и муниципальных ГЧП (МЧП)-проектов в разных отраслях.

Кроме того, необходимо определиться, следует ли создавать специальные региональные законы, учитывающие особенности ГЧП-проектов в конкретных сферах (например, транспортной или АПК) либо ограничиться введением специальных разделов при совершенствовании действующего в крае закона о ГЧП. На наш взгляд, учитывая особую значимость рассматриваемой отрасли для региона и специфику существующих проблем, целесообразна разработка самостоятельного нормативного акта.

Особое внимание при создании документа следует уделить вопросам управления рисками при реализации таких проектов, в частности, следует проанализировать опыт Администрации г. Красноярска по отсрочке платежей инвесторам.

Необходимо изменение концепции ГЧП в стране с включением в нее элементов теории «стейкхолдеров», а   предложения в этой части мы разрабатываем, начиная с 2009 года, см., например, [3,4]. 

 

Библиографический список:

1.                Ерофеев А. Институты развития: Государство, что происходит? // Ведомости, 15.12.2015.

2.                Ткаченко М. Правила игры: Будущее регионального ГЧП в дорожном строительстве // Ведомости. 03.12.2015.

3.                Погорелов И. О российской концепции государственно-частного партнерства. Сб. статей Шестой международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие»; Москва, МГУ, 17-19 апреля 2013 г., с.259-262.

4.                Погорелов И.З., Владимирова О.Н. Подход к формированию российской концепции ГЧП с учетом региональной специфики. Вестник алтайской науки, 2014 - №4.

 


Количество просмотров: 2931
теги:
02.06.2016 10:07 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: