УДК 658.7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН СЕРВИСОВ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРИ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ ПРОДУКЦИИ АПК
Пантелеев Владимир Иванович
кандидат исторических наук, доцент
Красноярский государственный аграрный университет
г. Красноярск, Россия
E-mail: vpanteleev@yandex.ru
THE USE OF ONLINE SERVICES TO MINIMIZE COSTS IN THE TRANSPORTATION OF AGRICULTURAL PRODUCTS
Panteleev Vladimir Ivanovich
candidate of historical sciences, associate professor
Krasnoyarsk state agrarian University
Krasnoyarsk, Russia
Анализируется опыт группы компаний «Юг Руси» по использованию онлайн сервиса для минимизации издержек при грузоперевозках продукции аграрно-промышленного комплекса. Делается вывод, что анализируемая модель может быть эффективна при внедрении в других крупных аграрно-промышленных холдингах. Вместе с тем, для сравнительно небольших компаний АПК более эффективно участие в виртуальных транспортных электронных торговых площадках более широкого, межотраслевого масштаба, не ограниченных рамками продукции АПК.
Ключевые слова: виртуальная логистика, АПК, грузоперевозки
The experience of the group of companies "Yug Rusi" on the use of online services to minimize the costs of cargo transportation of production of agrarian and industrial complex is given. It is concluded that the analyzed model can be effective when implemented in other major agro-industrial holdings. However, for relatively small agricultural companies, it is more effective to participate in virtual electronic transport trade sites of broader interdisciplinary scale, not limited by the framework of agricultural products.
Key words: virtual logistics, agro-industrial complex, cargo service
Минимизация издержек на грузоперевозки является одной из актуальнейших проблем российской экономики. Цель настоящей статьи проанализировать опыт по использованию онлайн-сервисов при грузоперевозках продукции АПК.
В июне 2015 года при базовом для Агропромышленного союза России информационно-аналитического портале www.agro2b.ru была открыта электронная торговая площадка www.agro2b.com. Инициатором и заказчиком ее создания выступила группа компаний "Юг Руси", которая является безусловным лидером по производству подсолнечного масла и одним из крупнейших производителей зерна и плодоовощной продукции в России.
В декабре 2015 года кафедра логистики Красноярского государственного университета в рамках межрегионального семинара «Логистика – Инновации – АПК» организовала видеоконференцию с руководителем вышеназванного портала и площадки генеральным директором ООО «АгроВеб» Л.А. Соболевым (г. Ростов-на-Дону). Воспользуемся материалами этого семинара[1].
- Мы начали работу с того, что стали исполнять запросы отделения по логистике группы компаний "Юг Руси",- сказал на видеоконференции Леонид Соболев.- Каждый день головная компания производит несколько сотен тонн подсолнечного масла. Соответственно, ежедневно встаёт проблема найма автомобилей для осуществления его перевозок. У группы компаний есть свой пул перевозчиков, транспортных компаний, с которыми налажены долговременные связи. Но гарантируют ли эти связи лучшую цену на перевозку? Безусловно, нет. А вот с помощью нашей площадки такая возможность появилась. Ежедневно менеджер по перевозкам "Юга Руси" выставляет на площадку заявку на перевозку, в которой указано расписание рейса и предлагаемая цена. Транспортные компании вносят свои предложения. Решение о том, кто и по какой цене повезёт груз, принимается в течение одного рабочего дня или меньше.
Насколько эффективна такая работа? По словам Леонида Соболева, при перевозке груза на большие расстояния, к примеру, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга и Москвы, экономия для владельца товара составляет 5-7%, при перевозке же на средние расстояния (например, на маршруте Ростов-на-Дону - Краснодар) - до 15%.
Для перевозчиков выгода не очевидна, но в любом случае они получают заказы на свои услуги. Регистрация и участие в торгах - бесплатные. Правда, победитель тендера уплачивает в пользу площадки символический сбор - 150 рублей, причём эта сумма уменьшается при последующих выигрышах в торгах.
По состоянию на декабрь 2015 года, услугами площадки пользуются более 300 компаний. Это и перевозчики, и производители сельхозпродукции: как растениеводства, так и животноводства. Начинавшись как площадка по продаже транспортных услуг, она расширяет свою деятельность, через неё всё больше и больше ведутся торги на сельхозпродукцию, а также на товары, необходимые для АПК.
Современная география работы площадки - европейская часть страны, но, по словам Леонида Соболева, её услугами вполне могут пользоваться и компании Зауралья, в том числе и Красноярского края. Сделать это нетрудно - следует лишь зарегистрироваться на площадке. Крупным компаниям, которые хотят минимизировать издержки на перевозки своей продукции, можно при этом обязать обслуживающих их транспортников работать с ними через площадку.
- Возможно, рядовым менеджерам, которые привыкли искать партнёров обычным способом, работа на площадке не очень понравится,- заметил Леонид Соболев.- У них есть наработанные связи, благодаря чему они могут иметь свою выгоду. Когда же работа ведётся через площадку, всегда можно посмотреть историю торгов и котировок выбранных предложений. Возможность для поиска личной выгоды исполнителями существенно сужается. То есть это система, которую не очень любят менеджеры, но очень любят директора, так как она позволяет сэкономить деньги.
Ежедневно в разделе "Аналитика" исследуемого портала публикуются итоги торгов на грузоперевозки. Приведем для примера одну из таких таблиц.
Таблица 1- Котировки и цены на грузовые перевозки по Южному федеральному округу машинами грузоподъемностью 20 тонн за 1 марта 2016 года, руб.[2].
Как видим, экономия при перевозке может достигаться весьма существенная. Так, на маршруте Ростов-Тула она составила 28,5%.
Материалы проведенной нами видеоконференции были опубликованы в газете "Красноярский рабочий", имеющей подписчиков по всей территории Красноярского края, особенно в сельской местности, а также на информационном портале Бизнес-Сайт (www.sitebs.ru), имеющем порядка 2500 пользователей в 15 странах мира.
Спустя три месяца мы провели мониторинг указанной электронной торговой площадки с целью выяснения того, представила ли она интерес для предприятий АПК Красноярского края как онлайн-сервис для грузоперевозок. Его результаты показали, что с этой точки зрения организованный нами информационный «вброс» дал нулевой эффект. Однако это не означает, что аграрии региона не знают о существовании этого сервиса: в разделе «Объявления» информационно-аналитического портала www.agro2b.ru предприятия представлены достаточно широко.
Вполне однозначно был сделан вывод, что с точки зрения оказания услуг по транспортировке грузов АПК, сервис, созданный под нужды одного грузоотправителя, не представляет особого интереса для других владельцев грузов. Для них более эффективно участие в межотраслевых виртуальных транспортных торговых площадках, где объединено наибольшее количество субъектов рынка грузоперевозок не только в лице грузоотправителей и грузоперевозчиков, но и бизнесов сопутствующего профиля (экспедирование, страхование и т.д.). Вместе с тем, опыт группы компаний «Юг Руси» по созданию онлайн сервиса грузоперевозок может быть полезен и эффективен для крупных агропромышленных холдингов, имеющих большие объемы и географию перевозок.
Библиографический список:
1. Крутиков В. Учиться торговать электронным образом // Красноярский рабочий. - 2015. - 19 декабря; То же //Бизнес-Сайт [Электронный ресурс] http://sitebs.ru/blogs/26248.html
2. Источник: http://agro2b.ru/ru/analytics/2787.html