УДК 625.7/.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ДИНАМИЧЕСКОГО ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ
Панова Юлия Николаевна
к.т.н., доцент кафедры «Логистика и коммерческая работа»
Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I, г.Санкт-Петербург, Россия
E-mail: PanovaYulia87@gmail.com
Ивакин Игорь Андреевич
менеджер проектов
ООО «Техно-траффик», г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Igor.Ivakin@t-traffic.spb.ru
DEPLOYMENT OF INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS FOR DYNAMIC VEHICLE WEIGHT AND DIMENSION CONTROL
Panova Yulia Nikolaevna
candidate of technical sciences, associate professor of chair
“Logistics and commercial work”
Petersburg State Transport University, Saint-Petersburg, Russia
Ivakin Igor Andreevich
project Manager
Ltd ‘Techno-traffic’ Saint-Petersburg, Russia
В статье проведен анализ зарубежного опыта развития интеллектуальных транспортных систем динамического весогабаритного контроля и рассмотрены факторы успешной их сертификации в России. Формирование соответствующей законодательной базы и перспектива их повсеместного внедрения на российских автомобильных дорогах изучена с учетом сложившейся ситуации в сфере транспорта.
Ключевые слова: динамический весогабаритный контроль, интеллектуальные транспортные системы.
The article analyzes overseas experience of the development of intelligent transport systems for dynamic weight and dimension control, as well as provides factors of their successful certification in Russia. The development of an appropriate legislative framework and the prospects of their widespread deployment on Russian roads are studied with the allowance of the current situation in the transport sector.
Key words: dynamic weight and dimension control, intelligent transportation systems.
Во многих странах Европейского Союза инвестиции в развитие интеллектуальных транспортных систем динамического весогабаритного контроля (англ. WIM systems) основаны на нескольких факторах: обеспечение безопасности, сохранение инфраструктуры и сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу [1, 2]. В США основным мотивирующим фактором являются разрушающие воздействия на автодорожные покрытия [1], которые возрастают экспоненциально с увеличением веса большегрузного транспорта. Например, повышение нагрузки на ось с 18000 фунтов до 20000 фунтов приводит к увеличению разрушающих воздействий на 50% [1, 2]. Применение систем также обусловлено необходимостью сохранения «гармоничной» конкуренции в разделении рынка транспортно-логистических услуг между различными видами транспорта, особенно в России [3, 4, 5, 6].
В ряде европейских стран, как и в России, весогабаритный контроль на автострадах осуществляется в два этапа. На первом этапе потенциальные нарушители идентифицируются во время движения на всех полосах дороги без торможения транспортного потока. Результаты измерений с первого этапа передаются в системы стационарного контроля проверки веса и габаритов транспортного средства (ТС), расположенные на расстоянии от 1 до 10 и более километров от местоположения «динамических весов» [7,8].
Статистика показывает, что вероятность правильной оценки параметров на скоростях до 130 км/ч составляет 95% [8]. По мнению членов Международного сообщества систем WIM [9], исторически, недостаточная точность измерений, производимых с помощью систем динамического весогабаритного контроля, рассматривалась в качестве основного препятствия к использованию данных систем во многих странах по аналогии с системами автоматического контроля скоростного режима с соответствующим наложением административной ответственности. Представители Международного сообщества систем WIM из Чехии сообщают, что юристы обжалуют доказательства нарушений, полученных по системе динамического весогабаритного контроля, в суде. Поэтому считается, что лучше привлекать к ответственности ТС со значительным перевесом [9].
Участники из Северной Америки отмечают, что ограниченная сертификация систем WIM препятствует их дальнейшему внедрению. Во Франции сравнительно недавно было получено одобрение на сертификацию систем весогабаритного контроля в движении из Национального института метрологии, что позволило увеличить случаи выявления нарушений примерно в десять раз. Также Франция в сотрудничестве с Нидерландами исследуют технологию WIM с применением нескольких датчиков, позволяющих получить достаточные уровни точности измерений, чтобы впоследствии обеспечить использование «высокоскоростных» систем, так называемых HS-WIM [1]. В Великобритании и Германии уже давно используется «низкоскоростные» системы весогабаритного контроля (англ. LS-WIM). В Бразилии новая программа направлена на объединение систем HS-WIM для предварительного выявления нарушений с системами LS-WIM (от 40 до 60 км/ч). Ожидается, что в Нидерландах измерения, полученные с систем WIM, будут применяться для правоприменительных действий (например, станут основанием для направления административных штрафов в адрес компаний-нарушителей) [1].
Тем не менее, представляется, что широкое применение такого подхода в зарубежной практике может быть реализовано через 5 до 20 лет, исходя из заметок, сделанных на семинаре Международного сообщества систем WIM [9]. Некоторые участники оспаривали использование автоматизированных систем WIM по аналогии с существующими принципами проверки скоростного режима с помощью технологии автоматической идентификации автомобиля (англ. AVI), при которой штрафы автоматически направляются в компании. Для ее реализации, по мнению участников, необходимо согласовать правовые ограничения весогабаритного контроля во всех государствах-членах и соседних странах, а также оснастить все грузовые автомобили бортовой системой идентификации для направления сообщений в органы, в случае нарушений весогабаритных параметров ТС. Однако Директивой не предусматривается каких-либо положений для ее поддержания в силу принципа субсидиарности. Относительно этого аспекта, английские представители сообщают, что агентство автомобилистов и операторов Великобритании (Vхsa) не готово тратить слишком много средств на защиту систем WIM в суде, несмотря на наличие существенных выгод, связанных с повышением эффективности правоприменительной практики за счет использования данной технологии [9].
Между тем, системы HS-WIM быстро развиваются в глобальном масштабе. В 2014 году насчитывалось около 15 крупных производителей: CAMEA, Captels, Cestel, Cross Zlin, ECM, Haenni, Intercomp, IRD, Kalibra, Kistler, MSI, SF Dynamics, Sterela, TDC и TDS [9]. Эти компании представлены крупными и небольшими организациями с персоналом 250 человек и менее. В России в течение более 20 лет разработку систем WIM осуществляет Научно-производственная и внедренческая фирма «Тензор», расположенная в Ростове-на-Дону [10]. Отечественные WIM системы контролируют нагрузку на ось, общий вес транспортного средства, расстояние между осями и скорость транспортного средства. Параметры измеряются при скоростях до 150 км/ч.
В настоящее время в России большинство старых систем весогабаритного контроля модернизируются, в том числе с использованием технологий, которые производятся за рубежом. Ожидается, что к 2018 г. в России будет размещено около 400 автоматических пунктов динамического весового контроля (АПВК) (англ. HS-WIM). В этой связи изменяется законодательство. Действующая редакция № 3 от 27.12.2014 г. постановления Правительства № 934 предполагает пятикратное увеличение расчетных размеров вреда, наносимого автодорогам при превышении предельно допустимых параметров ТС. Согласно данной редакции, общая масса автопоезда с 5 осями должна быть до 40 тонн, с 6 осями и более – до 44 тонн, а нагрузка на ось не должна быть больше, чем 11,5 т. В Соединенных Штатах, предел нагрузки на ось – 9 т. В Европе, нагрузка на ось составляет от 7 (Греция) до 13 (Франция) тонн. Между тем, в большинстве европейских стран, норма нагрузки на ось равна 10 тонн. Полная масса транспортного средства 4-осного автомобиля колеблется между 30–40 тонн с минимумом в Венгрии, максимум в Люксембурге, и средней полной массой 36 т для Европы в целом. Автопоезд с 5 или более осями должен вписываться в пределы массы от 40 до 44 т. Только в Нидерландах этот показатель достигает 50 т [12]. Что касается размеров груза, то в России крупногабаритные грузы превышают нормы в согласии с ГОСТ: ширина – 2,55 м, длина – 20 м, а высота – 4 м.
Рисунок 1. Система функционирования единой системы
автоматического весогабаритного контроля
Министерством внутренних дел Российской Федерации дополнительные изменения были внесены также и в документацию, относящуюся к развитию эффективного использования динамического весогабаритного контроля. Приказ № 1014 от 2012 г. включает перечень измерений и метрологических требований к ним, который содержит диапазон измерений и максимально допустимых ошибок измерений. Также внесены соответствующие корректировки в Кодекс об административных правонарушениях, позволяющие с 15.01.2016 г. взыскивать штрафы по результатам взвешивания с помощью систем WIM, размеры которых отражены в статье 12.21. Информация о несанкционированном перемещении тяжеловесных или негабаритных ТC будет передаваться в ГИБДД или, если нарушитель является иностранным перевозчиком, в «Ространснадзор» в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ № 125 от 27.04.2011 г.
Поскольку новые АПВК позволят снизить влияние «человеческого» фактора на результаты проверки за счет использования автоматических комплексов управления, потребуется разработка программного обеспечения для обработки данных и хранения информации, а также оперативного межведомственного сотрудничества [11].
Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что применение динамических систем весогабаритного контроля на основе АПВК, которые пока характеризуются недостаточным уровнем точности измерений, требует так называемой «политической воли», а также сотрудничества по направлениям «снизу-вверх» и «сверху-вниз». В целом же, популяризация отчетов о технических, правовых, экономических аспектах существующей практики развития систем WIM, создает предпосылки для понимания заинтересованными сторонами экономических и экологических преимуществ, которые данные системы могут принести обществу и транспортной сфере, являющейся критическим потенциальным ресурсом в развитии страны.
Библиографический список:
1. Carson, J. and Kearney, T. Exploring Vehicle Size and Weight Solutions// Public Roads. – 2009. – 72(6).
2. Itsinternational.com. Weigh in motion reduces road wear, increases toll revenue [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itsinternational.com/categories/charging-tolling/features/weigh-in-motion-reduces-road-wear-increases-toll-revenue/
3. Перепелица, O. В. Якунин: Коммерческая привлекательность контрейлерных перевозок зависит от мер государственной поддержки// РЖД-Партнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/news/konteinernye-perevozki/v-iakunin--kommercheskaia--privlekatel'nost'-kontreilernykh-perevozok-zavisit-ot-mer-gosudarstvennoi/
4. Якунин, В.И. и Шишкарев, С.Н. Протокол совместного совещания Комитета по транспорту Государственной Думы и Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и транспортной инфраструктуре, Москва. – 2011. – 8 с.
5. Синютин, С. Как вписаться в мировую систему//Транспорт России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/v-gosdume-rf/kak-vpisatsya-v-mirovuyu-sistemu.html
6. Волков, М., Дунаев, О., Ежов, Д. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. Москва:Boston Consulting Group Publications. – 39 с.
7. Technology-revo.blogspot.ru Technology revolution [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technology-revo.blogspot.ru/2015/12/weigh-in-motion-axle-scales.html
8. Girwim.com. High speed WIM solution [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://girwim.com/high-speed-wim-solution/
9. Is-wim.org. The international society for Weigh in Motion [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.is-wim.org/index.php?nm=0&nsm=2&lg=en
10. Агеев, А.И, Вдовин, В.А., Назаров, В.Н., Павлов, С.А. Весовой контроль: 20 лет на страже сохранности автодорог России// Дороги Евразии. – 2013. – № 5. – С. 28–33.
11. Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. О важности системы весогабаритного контроля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gucmp.ru/index.php/infomratsiya-fku-rosdormonitoring/499-o-vazhnosti-sistemy-vesogabaritnogo-kontrolya
12. Татарникова, К.А. Совершенствование механизма управления государственным имуществом в региональном дорожном комплексе: дисс. доктора. экон. наук. – Липецк, 2014. – 188 с.