УДК 658.7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., доцент, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
Малыгин Дмитрий Сергеевич
аспирант кафедры Логистики,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: amican2008@yandex.ru
CONDITIONS OF REALIZATION OF THE INTEGRATED CHAIN OF DELIVERIES OF THE ENTERPRISE BY PRODUCTION OF THE INDIVIDUALIZED PRODUCTION
Lukinykh Valery Fedorovich
doctor of economic sciences., associate professor, head of logistics department
Krasnoyarsk state agrarian university Krasnoyarsk, Russia
Malygin Dmitry Sergeyevich
post-graduate student of department of Logistics,
Krasnoyarsk state agrarian university Krasnoyarsk, Russia
В статье описаны структура терминологического аппарата и специфических условий реализации интегрированного процесса в цепях поставок при производстве индивидуализированной продукции.
Ключевые слова: цепь поставок, интеграция, поставщики, условия, индивидуализированное производство
In article the structure of terms framework and specific conditions of realization of the integrated process in chains of deliveries by production of the individualized production are described.
Keywords: chain of deliveries, integration, suppliers, conditions, the individualized production
Индивидуализированное производство - суть формата производства оригинальных изделий в рамках цепи поставок с учетом сохранения основных преимуществ массового производства таких, как способность удовлетворять конкретные потребности и желания отдельных индивидуумов за цену, не превышающую цены массово производимых товаров и услуг [1].
В противовес концепции рационализации и стандартизации потребления появляется новая концепция: всестороннее воплощение в продукте требований конкретного потребителя – кастомизация - переосмысление ценностей массового производства и переход к изготовлению товаров и услуг мелкими партиями разнообразного ассортимента продукции, предназначенных для различных целевых групп потребителей и сегментов рынка[2].
Концепция массовой кастомизации существенно отличается от массового производства и от производства на заказ. Продукция не является ни массовой, ни в полной мере единичной, однако носит характер уникальной. В качестве целевых рынков выступают не отдельные сегменты, а индивидуальный потребитель, как и в производстве на заказ, но при этом издержки снижаются за счет использования элементов массового производства. При системе массовой кастомизации нивелируются складские запасы готовой продукции и незавершенного производства, что приводит к существенному снижению складских издержек. Массовая кастомизация стимулирует применение принципа Just-in-Time и основывается на нем[3].
Можно согласиться с автором [4] в том, что в "социально-экономической жизни общества можно наблюдать процесс ухода от стандартизации, эпохи массового маркетинга к эре маркетинговой кастомизации, когда подразумевается производство индивидуальных вариантов товара по личным, телефонным или онлайновым заказам".
В последние годы отмечена тенденция сужения сферы массового однообразного и крупносерийного производства в бытовой сфере благодаря расширению применения универсального оборудования, гибких переналаживаемых (производственных) систем. Это связано с тем, что производители стали получать больше заказов на производство небольших партий и даже единичных изделий. При этом со стороны покупателей все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за максимально короткий срок (сутки, час) с высокой степенью гарантий [5]. Новая тенденция запросов - сделать оригинально в короткий и точный срок актуализирует применение методологии SCM, противопоставляя его традиционному самодостаточному производственному процессу, поскольку, как отмечается в [6], подход SCM позволяет перемещать продукцию по предприятию в режиме «вытягивания» (pulling), мотором которого выступают запросы потребителей. Чтобы реагировать на запросы клиентов, производственные процессы должны быть гибкими. Это требует умения и возможностей быстро производить переналадку оборудования, так как без этого осуществлять массовый выпуск индивидуализированной продукции на заказ нельзя.
Процесс индивидуализированного производства имеет специфические черты и их можно представить следующим образом.
1. Процесс начинается с потока заказов клиентов.
2. Учитываются индивидуальные потребности клиентов, а именно - практически каждое изделие имеет свой индивидуальный размер.
3. Гибкая производственная система. Производство изделий состоит из нескольких технологических операций, выполняемых на специальном оборудовании, позволяющем изготавливать любые изделия с учетом индивидуальных запросов. Технологический цикл достаточно короткий (20-40 минут на изделие), что позволяет выпускать массово продукцию.
4. Вытягивающее производство.
5. Конструкционно, готовое изделие состоит из готовых модулей – полуфабрикатов.
6. Цепь поставок имеет характер интегрированности и включает специализированных поставщиков – производителей.
В концепции индивидуализированного производства безальтернативно используются интегративные цепи поставок. Но для их реализации, на наш взгляд, существует ряд условий:
1 - логистические операции в процессе производства должны быть синхронизированы с поставщиками, связанными со сборочным предприятием технологическим циклом;
2 - необходим набор критериев по выбору и оценке поставщиков;
3 - необходим набор критериев по оценке эффективности работы отобранных поставщиков;
4 - необходим механизм быстрого реагирования цепи поставок на изменение спроса со стороны конечного клиента;
5 - необходимо учитывать динамизм рыночной ситуации, иметь готовность к смене поставщиков, рыночной ниши, ассортимента выпускаемой продукции.
Достижение сбалансированного и устойчивого состояния между стратегическими требованиями к поставщикам и операционными ограничениями производства, на наш взгляд, позволит сформировать эффективную трехуровневую цепь планирования предприятия, производящего индивидуализированную промышленную продукцию.
1 уровень планирования - стратегический
2-й уровень планирования - тактический
3-й уровень планирования - оперативный |
· Определение стратегии управления цепями поставок. · Стратегическое проектирование топологии цепей поставок (территориальное размещение производств, распределительных центров, торговых точек). · Распределение ассортимента по производственным площадкам.
· Оперативное управление заказами на поставку. · Оперативное управление заказами на подачу сырья и материалов в производство. · Оперативное управление заказами на отгрузку. · Оперативное управление заказами на транспортные и складские логистические услуги. |
Обобщая вышесказанное, можно заметить, что цепи поставок предприятий специализирующихся на производстве индивидуализированной продукции должны быть гибкими, клиентоориентированными, использующими современные логистические технологии, основанные на принципах JIT и LP. При этом, участники цепи поставок приобретают статус не производителей товаров, а, главным образом, производителей услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных требований друг друга в целях удовлетворения потребителя.
Библиографический список
1. Эдвард Дж. Ферн, Владимир Либерзон, Кевин Б. МакГурти, Уильям С. Постма, Норман С. Вулф, Шесть шагов в будущее. Как массовая индивидуализация меняет наш мир. 2003. – 147 с. Электронный ресурс: http://www.pmo.ru/six.php
2. Манахова И. В. Расширение потребительского выбора на рынке благ: альтернативные стратегии бизнеса. Стратегии бизнеса. № 2(4) 2014, с. 21] Электронный ресурс: http://www.strategybusiness.ru/index.php/jour/article/view/88.
3. Фальцман В.К., Крылатых Э.Н. Интенсивный курс МВА: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М. — 544 с. — (Учебники для программы МВА)., 2011]. Электронный ресурс: [http://vse-uchebniki.com/besplatno_menedjment/massovaya-kastomizatsiya.html.
4. Жук Е.С., «Позиционирование компаний на заре эпохи маркетинговой кастомизации». Российское предпринимательство. № 18 (264) , сентябрь 2014. с. 185.
5. Канке А. Производственная логистика. Маркетинг № 1 (128) / 2013, с.103-115.
6. Сток, Дж. Р., Ламберт, Д.М. Стратегические управления логистикой / Дж. Р. Сток, Д.М. Ламберт. – Пер. с. 4-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2005, XXXII. – 797 с., с.65.