УДК 658.7
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТОВАРОВ В РОССИЮ ИЗ ЭКВАДОРА
Курганов Валерий Максимович
д. т. н., доцент, профессор;
Тверской государственный университет; г. Тверь, Россия
E-mail: glavreds@gmail.com
Моралес Висенте Джованни
аспирант
Тверской государственный университет; г. Тверь, Россия
E-mail: geovi_86_leb@hotmail.com
COMPETITIVE ADVANTAGES OF SYSTEMS OF TRANSPORTATION OF GOODS TO RUSSIA FROM ECUADOR
Kurganov Valerij Maximovich
doctor of technical sciences, professor,
Tver State University, Tver, Russia
Morales Vicente Geovany
post-graduate student
Tver State University, Tver, Russia
В статье отражена роль Республики Эквадор как одного из основных торговых партнеров России в латиноамериканском регионе. Анализируются системы поставки экспортных товаров из Эквадора и предложены направления повышения их конкурентоспособности. Рассмотрены пути снижения издержек в цепях поставок товаров, экспортируемых в Россию из Эквадора.
Ключевые слова: транспортные системы, внешнеторговая сделка, международная перевозка
In article the role of the Republic of Ecuador as one of the main trade partners of Russia is reflected in the Latin American region. Systems of delivery of export goods from Ecuador are analyzed and the directions of increase of their competitiveness are offered. Ways of decrease in costs in chains of deliveries of the goods exported to Russia from Ecuador are considered
Key words: transport systems, foreign trade transaction, international transportation
Латинская Америка – интенсивно развивающийся регион мира, привлекающий своими уникальными возможностями и оказывающий заметное влияние на глобальную экономику.
Расширение торговых отношений и участие в инфраструктурных проектах отвечает российским национальным интересам и интересам латиноамериканских стран. Кроме того, экономическое сотрудничество всегда положительно влияет на оздоровление геополитической обстановки в мире. Важное место во взаимоотношениях с Российской Федерацией занимает Республика Эквадор. Обе страны являются участницами Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и заинтересованы в развитии взаимоотношений и повышении их эффективности, что в перспективе могло бы позволить рассмотреть вопрос о создании зоны свободной торговли, как одной из начальных форм экономической интеграции [3, с. 7]. Одним из важнейших направлений является сокращение затрат на транспортировку экспортируемой продукции [1, с. 48; 2, с. 527].
Основными статьями эквадорского экспорта в Россию являются бананы, срезанные цветы, кофе, какао и морепродукты. Почти 25% экспортируемых из Эквадора бананов и цветочной продукции приходится на Россию. Важное место занимают поставки кофе и продуктов на его основе. Перспективным направлением является поставки морепродуктов, в первую очередь, креветок и рыбы [4, с. 26-31].
По товарообороту с Россией среди стран Латинской Америки Эквадор занимает второе место после Бразилии, что подтверждает высокие конкурентные возможности данного сегмента рынка.
Для доставки используются два вида транспорта: морской (перевозка риса, фруктов и морепродуктов) и воздушный (перевозка цветов, кофе, шоколада и киноа). Выбор воздушного транспорта для ряда товаров объясняется тем, что сроки доставки морем обычно составляют от 23 суток, что неприемлемо для товаров, имеющих ограниченный срок хранения. Кроме того, такие товары, как кофе, шоколад и киноа отправляются в соответствии с потребностями заказчиков небольшими партиями, обычно не более 100 кг, тогда как морской транспорт традиционно используется для транспортировки больших партий груза [6, с. 250].
Экспортные морские поставки из Эквадора, в основном, выполняются из портов Манта и Гуаякиль. Из Гуаякиля обычно отправляются товары растительного происхождения, а из порта Манта – морепродукты [4, с. 33]. Бананы из Эквадора в Россию, как правило, доставляются морским транспортом в порты Санкт-Петербург или Мурманск через Панамский канал.
Основным конкурентами Эквадора в поставках бананов в Россию являются Коста-Рика, Колумбия и Филиппины. Конкурентным преимуществом Эквадора по сравнению с другими экспортерами бананов является то обстоятельство, что он является единственной латиноамериканской страной, которая имеет прямой трансатлантический маршрут в Россию. С марта 2010 г. компания Maersk начала прямые перевозки на линии Гуаякиль — Санкт-Петербург. Продукция из Эквадора (бананы, морепродукты и другие товары) доставляется в рефрижераторных контейнерах за 21 день вместо, в среднем, 35 дней при традиционной cхеме поставок.
В настоящее время рассматривается возможность открытия еще одного прямого маршрута из Эквадора во Владивосток, что усилит конкурентные позиции эквадорского экспорта на международном рынке поставок в Россию.
Ряд российских импортеров бананов имеют в Эквадоре в своей собственности банановые плантации, что также обеспечивает более высокую конкурентоспособность поставок.
Из Эквадора экспортируются различные виды цветов, в том числе такие, как роза (более 300 сортов), гербера, гипсофила, астра, гиперикум, гвоздика, лимониум, хризантема, лиатрис и другие. В районах Эквадора с влажным тропическим климатом выращивают хеликонию. Особой популярностью в России пользуются эквадорские длинноствольные розы.
Отправка цветочной продукции и вкусовых товаров (кофе и другие) воздушным транспортом из Эквадора происходит, в основном, из аэропортов Марискаль Сукре (г. Кито) и Хосе Хоакина де Ольмедо (г. Гуаякиль) [4, с. 51-52].
Конечными пунктами маршрутов из Эквадора в Россию обычно являются порт Санкт-Петербург и аэропорт Домодедово (Москва). Розы и другие цветы, как правило, воздушным транспортом прибывают в Роттердам, так как традиционно сложилось, что почти вся цветочная продукция перед поставкой в страну назначения доставляется на цветочный аукцион в Нидерланды. Возможно использование маршрутов, соединяющих европейские города, такие как Амстердам, Роттердам, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Мадрид и Рим, далее наземным транспортом они доставляются российскому заказчику. Ориентировочное время доставки товаров авиатранспортом – 17 часов.
Реальная логистическая цепочка довольно сложная и не всегда достоверно отражается в статистической отчетности. Например, можно встретить информацию, что в поставках цветов в Россию самая большая доля приходится на Нидерланды (45,1%) и Литву (43,0%) [7].
При этом очевидно, что Литва является только транзитной страной, потому что в Прибалтике отсутствуют условия для производства цветочной продукции.
Из Голландии объемы поставок выращенных именно в этой стране цветов в Россию невелики, поскольку в основном оттуда ввозятся цветы, произраставшие в Латинской Америке или Африке и поступившие на крупнейший цветочный аукцион в мире в городе Алсмеер (10 км от Амстердама). При поставке свежесрезанных цветов 95% объема экспорта из Эквадора доставляется до Амстердама, после чего перегружается в Россию.
Следует учитывать, что цена товара на рынке определяется не только ценой контракта поставки, но и тем, какая сформирована схема доведения товара в розничную торговую сеть до конечного покупателя. Чем больше звеньев в цепи движения товара, тем выше общее увеличение цены, тем ниже может быть потребительский спрос [5, с. 166]. Конкурентоспособность поставок цветов из Эквадорав в Россию может повыситься за счет сокращения времени нахождения товара в пути. Это даст возможность, с одной стороны, снизить затраты на транспортировку и снизить цену цветочной продукции для конечного потребителя, а также, с другой стороны, сокращение сроков поставки приводит к более высокому качеству товара и его более высокой конкурентоспособности на рынке. Срок жизни эквадорской розы в среднем после срезки – 28 дней. Обычно она приобретается конечным потребителем в России на 20-й день после срезки и может стоять в вазе у покупателя всего несколько дней. Если же она будет продана уже через неделю после срезки, то этот срок увеличится. Естественно, при покупке потребитель отдаст предпочтение более долго живущей цветочной продукции. Чтобы товар меньше находился в пути, есть два основных подхода: 1) уменьшение остановок в пути, которые могут происходить по различным причинам; 2) сокращение посредников при поставке товара от производителя конечному покупателю. Решение проблемы состоит в организации прямых воздушных рейсов поставок цветочной продукции из Эквадора в российские аэропорты.
Библиографический список:
1. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Книжный Мир, 2009. - 512 с.
2. Курганов В.М. Сокращение издержек в цепях поставок на основе законов логистики. Логистика и управление цепями поставок: перспективы в России и Германии. Сборник статей российско-немецкой конференции по логистике DR-LOG 2010, 19-22 мая 2010 г., г. Санкт-Петербург / Под ред. Д.А. Иванова, В.С.Лукинского, Б.В.Соколова, Й.Кэшеля. – СПб.: Изд-во политехн. ун-та. 2010. С. 527-529.
3. Курганов В.М., Миротин Л.Б. Международные перевозки. – 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
4. Курганов ВМ., Моралес В.Д. Логистика внешнеторговых связей Эквадора и России: Монография. – Тверь, Твер. гос. ун-т, 2015 – 72 с.
5. Курганов ВМ., Моралес В.Д. Маршруты экспорта товаров из Эквадора в Россию и стоимость транспортировки // Математика, статистика и информационные технологии в экономике, управлении и образовании: материалы IV Междунар.научно-практ.конф., 2 июня 2015 г., г. Тверь / ред.кол.: А.А.Васильев (отв.ред.) [и др.]. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2015. С. 164 – 169.
6. Курганов ВМ., Моралес В.Д. Особенности ценообразования при экспорте товаров из Эквадора в Россию. Вестник Тверского государственного университета, 2015, №3, (Сер. “Экономика и управление“). – С. 248-254.
7. Маркетинговое исследование и анализ российского рынка живых цветов. МА Step by Step. [Электронный ресурс] URL: step-by-step.ru›upload/iblock/415/DEMO_fresh … (дата обращения: 13.01.2015)