УДК 658.7
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Костенко Анастасия Александровна
Аспирант 1 года обучения
Ростовский государственный строительный университет,
г. Ростов – на – Дону, Россия
E-mail: anastasiya.kostenko.93@mail.ru
Научный руководитель – Еремина Любовь Валерьевна
к.э.н., доцент каф. Организации перевозок и дорожного движения
Ростовский государственный строительный университет,
г. Ростов – на – Дону, Россия
E-mail: runa666.6@mail.ru
LOGISTIC ORGANIZATION OF TRANSPORT ENTERPRISES OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY
Kostenko Anastasiya Alexandrovna
1st year postgraduate student
Rostov State University of Civil Engineering,
Rostov – on - Don, Russia
Scientific supervisor – Eremina Lubov Valeryevna
candidate of Economics, associate Professor of transportation and traffic
Rostov State University of Civil Engineering,
Rostov – on - Don, Russia
Статья посвящена проблеме логистизации перевозок предприятий сельскохозяйственной промышленности. В статье предложен комплексный подход к формированию и развитию успешного предприятия агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, материальный поток, машинно-тракторного парк
The article is devoted to the problem of logistics transportation enterprises of the agricultural industry. This article proposes an integrated approach to the formation and development of successful agricultural enterprises.
Key words: logistics, logistic system, material flow, machine and tractor fleet
На предприятиях по ходу движения материального потока с ним осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения сырья, материалов и других предметов труда в готовую продукцию. Служба логистики в АПК призвана решать следующие задачи: выбор поставщиков и потребителей; планирование запасов, управление транспортом и организация перевозок, организация складского хозяйства, выполнение заказов, рационализация складских операций на региональных складах, исследования в области логистики, совершенствование логистических систем, организация процесса снабжения и сбыта, установление производственно-хозяйственных и коммерческих связей, управление информационными потоками.
Проведенные маркетинговые исследования показали, что сегодня на аграрном рынке сельхозпродуктов функционируют три формы рыночного взаимодействия:
· традиционная, в которой товаропроизводитель осуществляет полный контроль за реализацией продуктов через свои монополизированные информационные возможности;
· современная - когда информационный контроль рынка находится в руках дистрибьюторов;
· интерактивная, в которой взаимоотношения сторон строятся по схемам: продавец - потребитель; потребитель – продавец.
Необходимо отметить, что стремление отдельных аграрных предприятий занять ведущие позиции на рынке сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на международном, для своей эффективной деятельности требует освоения инноваций (внедрение новых видов техники, оборудования и технологий), организационных решений, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, превосходящую продукцию предприятий-конкурентов, а также соответствующую по качеству и ассортиментному составу мировым стандартам.
В своей основе местоположение потребителей аграрной продукции, как правило, не совпадает с местоположением потребляемых ими продуктов как во времени, так и в пространстве. Для преодоления территориального разрыва между спросом и предложением необходимо обеспечить поставки таким образом, чтобы потребители (покупатели) всегда получали необходимый продукт на том сегменте рынка, где они этого хотят, тогда, когда они в нем нуждаются, и в том состоянии (по виду, количеству и ассортименту), в котором они хотят его видеть.
Логистика, как наука и практика управления материальными и связанными с ними потоками финансовых ресурсов и информации становится все более востребованной в отраслях АПК. Использование автотранспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей: во-первых, большое разнообразие перевозимых грузов; во-вторых, ярко выраженная сезонность перевозок и связанная с этим неравномерность грузопотоков в течение года; в-третьих, в большинстве своем плохие дорожные условия (дороги без твердого покрытия, полевые,); в-четвертых, преимущественно односторонние перевозки (вывоз навоза, транспортировка зеленой массы от кормоуборочных комбайнов, картофеля). Все это сказывается на эффективности использования автомобильного транспорта.
В сфере АПК рынок автотранспортных услуг имеет следующие особенности: специфика отраслей; отсутствие равновесия в спросе и предложении; конкуренция между автотранспортными организациями; автотранспорт является интегратором между сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими отраслями. Грузопотоки в АПК зависят от сезона, структуры грузов, специализации предприятий и региона. Наибольшая мощность потоков: весенне-летний период и осенний [1].
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства. Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств АПК.
Так как до 85 % грузов в народном хозяйстве перевозят грузовыми автомобилями, спрос на этот вид услуг превышает предложение. Одним из перспективных направлений является инновационное развитие рынка автотранспортных услуг. Для этого необходимо снижение себестоимости перевозок с целью конкурентоспособности. Достичь этого можно за счет кооперации автотранспортных организаций и потребителей услуг. Чтобы развивать это сотрудничество необходимо создавать центры автотранспортных услуг АПК, улучшать состояние дорог; выбирать поставщиков услуг с помощью логистических провайдеров, мотивация труда, профессиональный подбор кадров.
При современных высоких ценах на сельскохозяйственную технику даже крупным хозяйствам не под силу комплектование машинно-тракторного парка (МТП) новой техникой. Средним и мелким хозяйствам такая задача вообще не под силу. Большинству хозяйств не под силу и создание собственной ремонтно-обслуживающей базы. Следует учитывать и тот факт, что для небольших хозяйств экономически нецелесообразно приобретение многих видов новой техники и организация её ремонта и обслуживания из-за малой годовой загрузки машин и оборудования. Эффективное использование техники имеет большое экономическое значение. Ее высокая производительность при прочих равных условиях сокращает сроки проведения сельскохозяйственных работ, снижает затраты трудовых и материальных ресурсов на их единицу. Это способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и эффективности производства в целом [2].
Во многих хозяйствах машинно-тракторный парк используется далеко не полностью. Невысокая выработка — одна из главных причин перерасхода затрат труда и материальных средств на единицу выполняемых работ. Уровень использования МТП зависит от многих условий и факторов производства, поэтому очень важно выбрать из них те, которые на данном этапе являются главными и оказывают решающее влияние на эффективность применения технических средств труда.
Использование современных компьютерных технологий в системе логистики позволяет решать наиболее сложные вопросы рационализации производства и маршрутных схем, воплощенные в различных программных продуктах и методиках.
Это основные направления деятельности по формированию логистической системы на предприятии, готовые задачи, под каждую из которых следует разработать стратегию, рассчитать ресурсы и составить план действий на определенный период.
Нужно отметить, что наряду с прямыми задачами логистики в единую информационную систему необходимо включать задачи менеджмента для обеспечения принятия быстрых и точных решений (так называемый алгоритм действий). Знание показателей статистики значительно облегчает принятие соответствующего решения, позволяет быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Для того чтобы создать информационную систему, на предприятии должен быть проведен анализ фактического состояния процесса. Для этого используют сведения, полученные от специалистов (торговой службы, склада, финансового, планового, программного, транспортного отделов) с помощью следующих методов: интервью, анкетного, мгновенных наблюдений и самоописания.
Подобные маркетинговые исследования с помощью указанных методов позволяют определить слабые места существующей системы; их следует взять за основу при планировании и постановке задач.
Следует подчеркнуть, что необходим комплексный подход к использованию перечисленных выше принципов: несоблюдение одного из них резко снижает эффективность логистической системы. Неподкрепленность целей логистики стратегическими целями компании, отсутствие тесных партнерских связей с поставщиками или клиентами могут свести на «нет» эффективность самых современных программных продуктов, а затрудненный обмен информацией внутри предприятия и между партнерами резко тормозит действие созданной логистической системы [3]. Разрабатывая логистические системы, необходимо, чтобы они встраивались в естественную практическую деятельность компании и становились их составной частью и средством решения стратегических задач.
Библиографический список:
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. - 3-е изд., исп. - Мн.: Новое знание, 2003. - 696 с. - (Экономическое образование).
2. Баумгартен, JI.B. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / JI.B. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 4. — С. 72–85.
3. Абрамова Г. К. Моделирование технологических процессов производства и переработки продукции: Практикум /- Пенза : ПГСХА, 2002, 145 с.