УДК 658.7
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК СЫРЬЯ ДЛЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ЛИПЕЦК»
Корчагин Виктор Алексеевич
д.т.н., профессор, зав. кафедрой Управления автотранспортом
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия
E-mail: kafedrauat@mail.ru
Ризаева Юлия Николаевна
д.т.н., профессор кафедры Управления автотранспортом
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия
E-mail: rizaeva.u.n@yandex.ru
Карташова Анна Константиновна
студентка 5 курса,
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия
E-mail: kartashovaak93@mail.ru
THE ORGANIZATION OF THE SUPPLY CHAIN MANAGEMENT OF RAW MATERIALS FOR THE SPECIAL ECONOMIC ZONE "LIPETSK"
Korchagin Victor
Alekseevich
doctor of technical Sciences, Professor, head. the Department of motor
vehicles
Lipetsk state technical University, Lipetsk, Russia
Rizaeva Julia Nikolaevna
doctor of technical Sciences, Professor of the Department of motor vehicles
Lipetsk state technical University, Lipetsk, Russia
Kartashova Anna Konstantinovna
5th year student
Lipetsk state technical University, Lipetsk, Russia
Рассматриваются возможности применения логистических подходов при перспективном транспортном обслуживании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Липецк», для доставки грузов разными видами транспорта. Организация товародвижения на основе логистического подхода является фундаментом эффективного функционирования, конкурентоспособности транспортной системы перевозок и устойчивой деятельности ОЭЗ «Липецк».
Ключевые слова: управление, цепь поставок, конкурентоспособность, транспортные услуги, логистический подход, экологистический центр
The possibilities of application of logistics approaches in advanced transportation service special economic zone (SEZ) of industrial-production type "Lipetsk" for delivery of goods by different modes of transport are given. Organization of product distribution-based logistics approach is the Foundation of effective functioning, competitiveness of the transport system and sustainable transport activities of the SEZ "Lipetsk" is described.
Key words: management, supply chain, competitiveness, transport service, logistic approach, ekologistical center
В настоящее время взаимодействие главной производственной силы – биосферы и созданной человеком техносферы имеет глобальные масштабы и формирует ряд приоритетных задач, от решения которых во многом зависит системная безопасность общества. К приоритетной задаче следует отнести создание эффективной системы организации управления логистическими цепями грузопотоков.
Повышение эколого-экономической эффективности эксплуатации автомобильного транспорта, улучшение качества транспортных услуг, уменьшение выбросов вредных веществ в окружающую среду и совершенствование транспортной системы при обслуживании ОЭЗ должны стать факторами роста экономического развития России, улучшения качества окружающей среды.
Сеть коммуникаций различных видов транспорта способствует развитию эффективной для бизнеса межвидовой и внутривидовой конкуренции и альтернативному построению цепей поставок, формируемых при посредстве логистических операторов. В настоящее время стремительно увеличивается число автотранспортных связей, повышаются требования к срокам доставки грузов.
Взаимодействие автомобильного, железнодорожного, морского транспортов при доставке грузов к ОЭЗ «Липецк» слабо развито и разобщено. Построение эффективных цепей поставок при доставке грузов к ОЭЗ «Липецк» на основе конкурентных рыночных решений вызывает большие сложности. Выбор маршрута чаще всего безальтернативен, конкурентное преимущество применения того или иного вида транспорта обусловлено слабым развитием инфраструктуры, что негативно влияет на уровень логистических издержек. Для повышения эффективности транспортного обслуживания ОЭЗ «Липецк» необходимо разработать, обосновать и реализовать концепцию, отвечающей приоритетам эколого-экономического и социального развития страны.
Важнейшим элементом этой концепции является включение экологистических центров в систему управления. Один из центров следует сформировать на базе Липецкого транспортного узла, деятельность которого должна быть направлена на координацию и интеграцию логистических потоков, поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса ОЭЗ «Липецк», что обеспечит дополнительный синергетический эффект.
Резиденты ОЭЗ «Липецк» и крупнейшие предприятия Липецка и области заинтересованы в создании промышленно-экологистического центра, функционирование которого обеспечит потребности собственных производств и цепей поставок. Заказчиков сейчас все больше интересует сокращение продолжительности выполнения заказов в сочетании с высоким качеством обслуживания.
Разработаны научно-практические подходы управления цепями поставок сырья на склады ОЭЗ «Липецк». ОЭЗ «Липецк» информирует поставщика (Франция) и экологистический центр какое нужно сырье и в каком количестве доставить, перечисляет денежные средства поставщику за товар.
После получения информации от компании поставщик отправляет груз на условиях DAP Инкотермс 2010 (поставка в месте назначения – продавец оплачивает перевозку до указанного покупателем места, покупатель несет риски с того момента, когда продавец подготовит товар под разгрузку с транспортного средства. Когда груз достигает таможенного поста на границы Латвии, ответственность за груз несет экологистический центр и информирует ОЭЗ «Липецк» о перемещении груза), после таможенного оформления груз доставляется на склад консолидации в транзитной стране Латвия, там осуществляется разгрузка, хранение, переупаковка груза согласно требованиям технологии ОЭЗ «Липецк» и погрузка товара, для отправки в РФ автомобильным перевозчиком. Груз, достигая границы Латвия-Россия, проходит таможенное оформление. Пройдя границу и оформление, груз отправляется на склад ОЭЗ «Липецк».
При подобной организации системы экологистических центров, прямое сообщение между пунктами транспортной сети заменяется перевозками между экологистическими центрами. Оптимизация цепи поставок при доставке грузов ОЭЗ «Липецк» обосновано рассматриваем как одно из основных направлений повышения конкурентоспособности российского транспорта. Высокий уровень качества транспортного обслуживания для всех участников доставки грузов ОЭЗ «Липецк» позволяет сформировать максимально гибкую и эффективную цепь поставок на межконтинентальном уровне. Эффективная ЦП должна позволять рационально контролировать грузопотоки и выполнять задачи собственника, всех участников процесса и потребности клиентов с наименьшими совокупными расходами на единицу транспортной работы.
Библиографический список:
1. Корчагин, В.А. Модель поиска биосферно-совместимого функционирования транспортной социоприродоэкономической системы / В.А. Корчагин, Ю.Н. Ризаева // Мир транспорта и технологических машин. – 2015.- №3.- С.130-136.
2. Корчагин, В.А. Ноосферологистические подходы создания социоприродоэкономических транспортно-логистических систем / В.А. Корчагин, Ю.Н. Ризаева // Автотранспортное предприятие.-2012.-№ 1.-С.45–48.