УДК 658.7
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
Колесняк Антонина Александровна
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Государственного
и муниципального управления
Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: kolesnyak.antonina@yandex.ru
Колесняк Игорь Александрович
к.э.н., доцент кафедры Теории
менеджмента и бизнес-технологий
Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
E-mail: igorkolesnyak@mail.ru
FORMATION OF SYSTEM MOVEMENT OF GOODS FOR PROVIDE REGION’S POPULATION OF FOODSTUFFS
Kolesnyak Antonina Alexandrovna
Doctor of Economics, professor, head of the Department of State
and municipal management
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Kolesnyak Igor Alexandrovich
Ph.D., Associate Professor of Theory
Management and Business Technologies
Russian University of Economics
named after GV Plekhanov, Moscow, Russia
В статье рассматривается формирование оптовых продовольственных рынков и логистических центров в системе товародвижения для повышения уровня обеспечения населения продуктами питания.
Ключевые слова: оптовый продовольственный рынок, продовольствие, логистический центр, система, товародвижение
The article considers formation of wholesale food markets and logistics centers in system of movement goods for raising level providing population of foodstuffs.
Key words: wholesale food market, rations, logistics center, system, movement of goods
Обеспечение населения продовольствием является важной социально-экономической задачей. Оценка обеспечения населения продовольствием в Красноярском крае свидетельствует о его неустойчивости. Так, душевое производство мяса и мясных продуктов по отношению к душевому их потреблению составляет 55,7 %; молока и молочных продуктов – 101, 6% (при их недопотреблении); яиц – 110,9 %; овощей и бахчевых – 69,8%; картофеля – 213,4 %.
В системе продовольственного обеспечения существенную роль играет организация системы товародвижения, обеспечивающая переход ресурсов из сферы их производства в сферу конечного потребления. Структурными элементами системы товародвижения являются оптовые продовольственные рынки (ОПР) и логистические центры.
Оптовый продовольственный рынок – это структура общего механизма концентрации и продвижения крупных партий товаров от производителей к потребителям, выполняющая соответствующие функции при формировании доходов и распределения продовольствия [1, с.28]. Функционирование оптового продовольственного рынка настроено как на обеспечение интересов потребления, так и на товаропроизводителя, способствует росту поступления средств в местный бюджет за счет ликвидации теневых структур торговли, снижению розничной цены при одновременном росте прибыли товаропроизводителя за счёт ускорения его товарооборота. Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо не занимается куплей-продажей, а предоставляет помещения, необходимое оборудование и оказывает другие услуги оптовым предприятиям и товаропроизводителям на основе аренды складских и торговых помещений [2, с. 10]. Главной его задачей является ускорение процесса товародвижения, создание эффективной системы ценообразования, взаимовыгодных отношений между всеми участниками рынка (сельхозтоваропроизводитель – оптовик – розничный торговец).
В настоящий период в крае нет организованной системы оптовых продовольственных рынков, хотя создаются и функционируют оптовые центры.
Предлагаем создать региональный оптовый продовольственный рынок, как необходимую структуру товародвижения в системе продовольственного обеспечения населения Красноярского края (рисунок 1).
Создание регионального оптового продовольственного рынка обеспечит сельхозтоваропроизводителям организованный сбыт своей продукции, повышение их доли в конечной цене потребительского товара. А также будет способствовать наращиванию объёмов производства и повышению качества продукции, насыщению рынка местными товарами, и в конечном итоге повышению уровня обеспечения населения продовольствием.
Инновационным направлением организации эффективного товародвижения является создание логистических центров с участием государства в Японии, Южной Корее, Европе и Азии.
В Испании государственная компания (Меркаса) управляет 23 рынками государственного значения [3]. Управление такими вопросами, как арендная плата. антимонопольное законодательство, фитосанитарный контроль, сертификация остаётся за государством. В результате для потребителя формируются низкие цены на продовольственные товары. В Испании и Франции оптово-логистические комплексы обеспечивают продовольственную безопасность.
Рисунок 1 – Региональный оптовый продовольственный рынок в системе продовольственного обеспечения
В разработке предлагаемой схемы движения сельскохозяйственной продукции и продовольствия в системе оптовых продовольственных рынков, представленной на рисунке 2 [4], принимали участие и авторы настоящего исследования.
В России некоторые области предприняли первые шаги к созданию логистических центров – Самарская, Свердловская, Нижегородская, Иркутская, Ростовская. Создается логистический центр сельскохозяйственной и продовольственной продукции с информационной системой «Агропродовольственный рынок Сибири» (электронная торговая площадка с возможностью мониторинга цен в режиме on-line).
В Красноярском крае логистические системы находятся на начальном пути развития [5]. Формируются отдельные логистические цепочки на разных этапах товародвижения. Ведётся работа по созданию системы логистического управления агропромышленным комплексом на принципах частно-государственного партнёрства. Интегратором системы управления выступает Краевой логистический центр.
Рисунок 2 - Схема движения сельскохозяйственной продукции
и продовольственных товаров в системе оптового продовольственного рынка Красноярского края
Основные цели логистического управления – организация продвижения продукции местных сельхозтоваропроизводителей на российский и региональный рынки, информационного обмена между участниками краевого продовольственного рынка, обеспечение свободного участия мелких и средних предприятий в поставках для государственных и муниципальных нужд. Основная задача логистического управления – импортозамещение продукции и наращивание производства местной продукции.
Создание регионального логистического центра включает координацию товарных потоков на продовольственном рынке края, строительство современных складских терминалов (специализированные хранилища, элеваторы, холодильники, морозильники) с функциями переработки продукции, объектов производственной инфраструктуры (убойные цеха и молокоперерабатывающие предприятия).
Таким образом, организация эффективной системы товародвижения, включающей формирование оптовых продовольственных рынков и логистического центра в крае обеспечит увеличение объёмов производства и повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и продуктов её переработки, а также снижение цен на продовольственные товары.
Библиографический список:
1. Колесняк, А.А. Продовольственное обеспечение регионов с экстремальными природными условиями. – Автореферат дисс. на соиск. ученой степени д.э.н. – М., 2005. -41 с.
2. Нуралиев, С.У. Организация и развитие системы оптовых продовольственных рынков России / С.У. Нуралиев – М. ФТНУ «Россинформагротех», 2002. – 128 с.
3. Продовольственная безопасность и оптово-логистические центры [Электронный ресурс]. – Издательство Агрорус. – 2013 – Режим доступа: http://www.agroxxi.ru/zhivotnovodstvo/intervyu/prodovolstvennaja-bezopasnost-i-optovo-logisticheskie-centry.html.
4. Полозова, Т.В. Формирование системы продовольственных рынков / Т.В. Полозова, И.А. Колесняк, А.А. Колесняк // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2010. - №1 (27).
5. Чепелева, К.В,
Логистическое обеспечение агропромышленного комплекса региона. – Проблемы
современной аграрной науки: мат-лы междунар. заоч. конф. – Красноярск, 2012.