УДК 005 (0.75.8)
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Касенов Канатбек Рахметбаевич
доктор экономических наук, профессор
Казахский национальный исследовательский
технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан
E-mail: kanatbek.kassenov@gmail.com
CLUSTER MODEL OF INNOVATION AND TECHNICAL DEVELOPMENT
Kasenov Kanatbek Rakhmetbaevich
doctor of economic sciences, professor,
Satbayev Kazakh National Research Technical University,
Almaty, Kazakhstan
В работе подчеркивается, что стратегия бизнеса через использование предложенных технологий, становится мощной, когда она создает значительное и устойчивое конкурентное преимущество.
Ключевые слова: инновационный менеджмент,разработка технологий, стратегия бизнеса, использование технологий, конкурентное преимущество
The subject article emphasizes that the business strategy based on proposed technologies becomes effective only when it creates substantial and sustainable competitive advantage.
Key words: innovation management, development technology, business strategy, competitive advantage
Технология как основа жизни общества дает те потребительные стоимости, образы которых формирует политика. Экономика, являясь своеобразным проводником и регулятором потоков материальных и духовных ценностей, в условиях глубокого разделения труда стала играть исключительную роль в развитии производительных сил общества. Поэтому разрыв связей между технологией, естествознанием, техникой, экономикой и политикой недопустим.
Проникая в область экономики, политики и управления, технология конкретизирует цели, принципы и решения практических задач развития общества, отдельных регионов и цивилизации в целом. Она помогает выработать тактику и стратегию глобального развития общественно-экономических формаций на базе системного подхода к решению проблем политических, экономических и развития техники. Она помогает решать практические задачи на базе исследований комплекса наук, связывая их в единое целое. Сами по себе перечисленные отрасли знаний в силу своей глубокой специфичности не способны решать подобных задач. Поэтому часть теоретической технологии, устанавливающая взаимосвязь политики и экономики с развитием технологии и техники, выделяют в самостоятельный раздел – социальную технологию. Задачи этой науки включают не только общественные отношения, но и производственные, экономические, социальные и политические.
Понятие «технология» – трактуется в практике общения людей неоднозначно и имеет различное толкование. В переводе с греческого («технос») технология определяется как искусство, мастерство, умение, плюс логика, иначе совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред.
Дисциплина, изучающая эти явления, также получила название «Технология» и представляет собой совокупность приемов получения новых знаний о процессах обработки (переработки) различных сред.
Задачей технологии, является выявление физических, химических, механических, коммерческих, социальных, экологических и прочих закономерностей о природе превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой с целью определения и использования в широкой практике наиболее эффективных производственных процессов. Отражение их временных тенденций позволяет осуществлять прогнозирование направлений и темпов развития технологий и производства. Это направление в науке получило название – технодинамика.
Технологией также называют сами операции добычи, переработки, транспортирования, складирования, сбережения, передачи прав владения, продажи и т. п., которые являются частью производственного процесса.
В результате осуществления технологического процесса, состоящего из совокупности, технологических операций, происходит качественное изменение обрабатываемых сред, их формы, строения, материальных (технических) и потребительских свойств. Поэтому наиболее общим содержанием понятия технология, которое мы оставим для дальнейшего его применения в рассмотрении функций инновационного менеджмента – это совокупность приемов и способов переработки различных сред.
Понятие технология часто рассматривается в связи с конкретной отраслью производства. Различают:
· технологию строительства;
· технологию химическую;
· технологию получения конкретного продукта (например связанного азота, аммиачной селитры, серной кислоты);
· технологию проектирования и конструирования;
· технологию социальную;
· технологию обработки информации;
· технологию штамповки металла;
· технологию печатания денег;
· технологию банковского и страхового дела;
· технологию продвижения и власти...
На всех иерархических уровнях организации технология делится на:
· практическую (объективную),
· научную и теоретическую (субъективные).
С практической технологией непосредственно связана научная, а с научной – теоретическая технология.
Практическая технология
Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.
Задачи действующей технологии меняются от условий ее функционирования. К основным задачам в области материального производства относят: изыскание и реализацию средств интенсификации технологических процессов; контроль технолог средств производства, изменение условий производства; подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.
Характерными признаками объективной, действующей технологии являются:
· динамизм,
· конкретность,
· материальная обусловленность,
· логичность (строгая последовательность действий, операций, движений).
Динамизм технологии отражает выполнение каких-либо процессов, движений, действий, промежуточные состояния которых можно изобразить в виде условных обозначений, рисунков, схем, чертежей, а полностью – с помощью современных технических средств (телевидения либо словесного описания). Это могут быть производственные процессы (как получить химическое волокно), физиологические (как сделать прическу), управленческие или инструктивные (как обработать информацию и принять решение), а также творческие (как получить новые технологии).
Эти процессы совершаются при обязательном участии человека благодаря его творчеству и труду. Простыми моментами процесса труда являются: целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. На данной триаде основаны все виды деятельности, любая технология и любое производство. Два других элемента производительных сил – предметы и средства труда, совокупность которых называют средствами производства.
Соединение труда с его предметом и составляет содержание технологического процесса преобразования последнего в готовую продукцию, суть взаимодействия человека с природой.
Конкретность технологии отражается в целенаправленности ее процессов к достижению определенного результата. Полезность вещи, свойство предмета удовлетворять какую-нибудь потребность человека называется потребительной стоимостью, а если она предназначена для обмена на рынке – товаром.
Технология интересуется товарами или потребительными стоимостями с позиции конкретизации поставленной задачи и уточнения технологических процессов, так как образ конечной продукции диктует их вид, ее необходимые средства производства и квалификацию исполнителя. Если пренебречь конкретизацией потребительных стоимостей, получим абстрактную, или теоретическую, технологию.
Конкретность тесно связана с материальной обусловленностью технологии, которая предполагает наличие трех компонентом объективного мира: предметов труда, средств труда и самого труда. Современные масштабы этих компонентов таковы, что требуют строгого контроля как внутренних процессов, так и внешнего взаимодействия с природой.
Логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) технологии – это упорядоченность во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, их полная взаимоувязка по всем параметрам (производительность, скорость и т.д.). Логичность обычно отрабатывается длительное время опытным путем, практикой, испытанием и проверкой как отдельных процессов, так и их совокупности в реальных условиях производства и окружающей среды. В этом случае вырабатываются также необходимые навыки у исполнителей, требования к производственному процессу, соблюдению правил техники безопасности и т.д. Все это необходимо для достижения главной цели – получения товара (потребительной стоимости) того вида и тех свойств и качеств, которые необходимы потребителю.
Научная технология
Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения – процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей. В области материального производства ее задачи следующие: изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукцию или товары; изыскание прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их проверка; разработка мероприятий по защите природы; выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практической технологии.
Теоретическая технология
Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет ее исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека. Основные задачи: познание законов взаимодействия человека с природой; изучение возможностей и условий практического применения познанных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов.
Основная проблема теоретической технологии относится к развитию системы «человек-природа». Она заключается в том, чтобы разработать стратегию и тактику оптимального развития человеческой цивилизации на ближайшую перспективу.
Современные технологии
Технологии непрерывно обновляются по мере развития науки и техники. Основные тенденции развития современных производственных технологий составляют три основные направления:
1. переход от дискретных (циклических) технологий к непрерывным (поточным) производственным процессам, как наиболее эффективным и экономичным;
2. внедрение замкнутых (безотходных) технологических циклов в составе производства, как наиболее экологически нейтральных;
3. повышение наукоемкости технологий "высоких" и "новейших" технологий, как наиболее приоритетных в бизнесе.
Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.
Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний.
Прежде всего труд по созданию ново технологии, как один из видов научного труда носит творческий характер.
Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.
Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако. Характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.
Библиографический список:
1. М.Мескон.,М.Альберт.,Ф.Хидоури «Основы менеджмента» - М.:Дело, 2002, 478 с.
2. Касенов К.Р. Электронный учебно-методический комплекс «Инновационный менеджмент» - Алматы, тр.КАУ, 2014
3. Касенов К.Р. Антикрзисное управление – Алматы, Экономика, 2009, 287 с.