УДК 658.7
Актуальные проблемы логистики в условиях импортозамещения
Дюкова Ольга Михайловна
к.э.н., доцент кафедры Логистики и торговой политики
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: olga_dukova@list.ru
Спиридонова Александра Андреевна
магистрант 1 курса,
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: lesyshka@mail.ru
THE RECENT PROBLEMS OF LOGISTICS IN TERMS OF IMPORT SUBSTITUTION
Dyukova Olga Mikhailovna
Candidate of Economic Sciences, associate professor
Saint-Petersburg State University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
Spiridonova Aleksandra Andreevna
1st grade master-student,
Saint-Petersburg State University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются товаропроизводители и торговые сети в условиях импортозамещения, а также даны некоторые предложения по решению этих проблем.
Ключевые слова: логистика, импортозамещение, товаропроводящая сеть, торговые сети.
The article shows the problems, that arise by producers and retail chains in terms of import substitution, and gives some suggestions to solve these problems.
Key words: logistics, import substitution, commodity distribution network, retail chains.
В настоящее время большое внимание уделяется проблемам импортозамещения, что связано, прежде всего, с политической и экономической ситуацией. Импортозамещению отведена значительная роль в Концепции развития Российской федерации.
Импортозамещение – это ограничение ввоза в страну каких-либо категорий товаров при одновременном развитии производства аналогичных товаров на территории страны. Политика импортозамещения направлена на поддержку производства, создание условий, при которых отечественные товаропроизводители могли бы конкурировать с иностранными поставщиками.
В настоящее время основные проблемы в области импортозамещения связаны со значительной зависимостью как производителей так и торговых посредников от зарубежных поставщиков. Существовавшие хозяйственные связи были ликвидированы, а для формирования новых нужны значительные временные и финансовые затраты. Высокий уровень логистических издержек не позволяет многим производителям организовать поставки сырья и материалов от отечественных поставщиков.
Большинство отраслей российской промышленности являются импортозависимыми (табл. 1) [1].
Таблица 1
Потребление импортной продукции в отраслях промышленности
Наименование отрасли |
Доля потребления импортной продукции в отрасли, % |
Лёгкая промышленность |
82 |
Машины и оборудование |
27 |
Химия и нефтехимия |
21 |
Пищевая промышленность |
20 |
Производство стройматериалов |
18 |
Производство сельхозпродукции |
12 |
Из таблицы видно, что наибольшую долю потребления импортной продукции имеет легкая промышленность, что связано, прежде всего, с отсутствием аналогичного импортному исходного сырья отечественного производства, высокие цены на отечественное сырье, отсутствие оборудования для переработки новых видов сырья, а также отсутствие в необходимом объеме государственной поддержки данной отрасли промышленности.
Для развития отечественного производства кроме государственной поддержки отдельных отраслей и компаний, требуются также меры стимулирования отраслей и регионов с целью повышения их конкурентоспособности на российском рынке.
В качестве таких мер могут применятся следующие:
- разработка и внедрение стандартов на различные виды сырья и товаров, что поможет сократить импорт некачественной продукции;
- создание и поддержание имиджа отечественных товаропроизводителей, помощь в проведении маркетинговых мероприятий, рекламных компаний;
- поддержка научно-исследовательских работ в области новых технологий производства, замены импортного сырья отечественным, повышения качества продукции, снижение себестоимости производства и логистических затрат;
- развитие региональных и отраслевых промышленных кластеров, кооперация в области научных исследований и организации основных логистических операций.
В связи с перечисленными проблемами в производственном секторе возникают и определенные проблемы в сфере обращения, отечественные предприятия не готовы к поставке товаров в необходимом объеме, надлежащего качества и по конкурентоспособной цене.
Наряду с мерами по поддержке отечественного производства, необходимо развитие товаропроводящей сети на внутреннем рынке. Создание и развитие инфраструктуры и налаживание хозяйственных связей между производителями и сетевыми торговыми предприятиями является первоочередной задачей в области импортозамещения. В данном случае меры стимулирования должны быть направлены на торговые предприятия. Целесообразным можно считать стимулирование торговых предприятий на заключение контрактов с отечественными производителями, создание системы мониторинга доли таких контрактов в системе закупок крупных торговых сетей, Также необходима государственная поддержка создания и развития сети фирменных магазинов местными производителями [2].
Уровень развития сферы обращения, прежде всего торговли, отражает уровень развития экономической ситуации в стране и находится от него в прямой зависимости. Усиление конкуренции в торговле приводит к развитию логистических цепочек на региональном уровне, формированию товаропроводящих сетей и как следствие к стимулированию производства.
В условиях импортозамещения возрастает роль торговли как связующего звена между отечественными производителями и конечными потребителями на внутреннем рынке. В современных условиях сложность данного взаимодействия заключается в жестких требованиях со стороны торговых сетей к ассортименту, условиям доставки, гарантированным объемам продаж, условиям поставки товаров и т.д.
Сетевые торговые структуры – это современные формы торгового бизнеса, постоянно совершенствующиеся для обеспечения высокого качества реализуемых товаров и оказываемых услуг [3]. Постоянное внедрение в деятельность таких инноваций как бенчмаркинг, инжиниринг и реинжиниринг, мэрджер, кросс-докинг позволяет торговым сетям быть конкурентоспособными. Именно внедрение инноваций позволит найти компромисс во взаимоотношения товаропроизводителей и торговых сетей. Развитие долгосрочных отношений с поставщиками снижает трансакционные и логистические издержки и способствует росту объемов продаж товаров. Широкое развитие в настоящее время получило размещение заказов на производство товаров под собственной торговой маркой сети. Кроме того, сети активно осваивают новые сегменты рынка, формируют лояльность покупателей и проводят маркетинговые мероприятия для целевой аудитории. Перспективным для торговых сетей можно считать развитие научного и профессионального сотрудничества с ведущими университетами, осуществляющими подготовку специалистов в области торговли.
Библиографический список:
1. Симоненко М. В. Проблемы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы / М. В. Симоненко // Молодой ученый. — 2015. — №19. — с.423-426.
2. Киров А.В., Толстель М.С., Сусойкина А.А. Совершенствование финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21193 (дата обращения: 06.04.2016)
3. Красюк И.А. Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях импортозамещения [текст] // Экономика и право. – 2014. - №12. – с. 87-91