Регион: Выбрать регион
Сейчас: 28 марта 19:22:59
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

РОЛЬ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЬЮ ПОСТАВОК

УДК 658.7

 

РОЛЬ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЬЮ ПОСТАВОК

Демченко Галина Анатольевна

ст. преподаватель, аспирант;

Красноярский государственный аграрный  университет,

г. Красноярск, Россия

 E-mail: somcl@mail.ru

 

THE ROLE OF THE BALANCED SCORECARD IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Demchenko Galina Anatolievna

senior lecturer, post-graduate student

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

 

В работе сформулирована роль системы сбалансированных показателей при мониторинге и оценке эффективности логистической деятельности предприятий в цепи поставок.

Ключевые слова: логистика, система сбалансированных показателей, цепь поставок

 

The article formulates the role of balances scorecard system in monitoring and evaluation of logistics activity of enterprise in supply chain

Keywords: logistics, balanced scorecard, the supply chain

 

В современных условиях эффективное управление цепью поставок становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности. При этом одна из актуальных задач - оценка вклада участников цепи поставок  в конечные результаты бизнеса предприятия. Учитывая индивидуальность  каждой цепи поставок становится важным адекватное формирование  системы сбалансированных показателей в цепи.

Нарастающее внедрение процессного подхода к управлению предприятиями, развитие интегрированной логистики и концепции управления цепями поставок обуславливают необходимость пересмотра существующих способов оценки деятельности в рамках функциональных областей бизнеса предприятия: закупок, производства и сбыта с упором на конечные результаты бизнеса и достижение корпоративных целей.

Одним из подходов к решению проблемы оценки эффективности логистической деятельности предприятий в цепи поставок в контексте решения стратегических задач является использование системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard)[1]. Разработка методологии системы сбалансированных показателей (ССП) посвящены труды Р.С.Каплана, Д.Г. Шортона. Однако в этих работах аспект использования ССП в логистическом менеджменте не рассматривался. В то же время необходимо отметить, что в России развивается рынок услуг в сфере контрактной логистики, аутсорсинга, транспортно-экспедиторского обслуживания, складирования и т.д.

При этом следует отметить, что чем выше уровень неопределенности внешней среды, а, следовательно, и риска предпринимательской деятельности - тем более высокие требования предъявляются к точности и своевременности принятия и реализации стратегических решений. На результатах процесса принятия стратегических решений руководителями и собственниками все больше начинает сказываться информация нефинансового характера, базирующаяся на оценке нематериальных активов предприятия (удовлетворенность собственников, интеллектуальный капитал, лояльность клиентов, качество сервиса, имидж, прогрессивность технологий, отлаженность бизнес-процессов, компетентный персонал)[2]. Формирование ССП дает возможность оценить эти факторы, что позволяет  открывать новые возможности для выработки логистических стратегий.

При формировании ССП используются основополагающие элементы функционирования организации, такие как видение и стратегия компании, что дает руководству новый инструмент управления - набор взаимосвязанных ключевых показателей результативности (КПР). С их помощью оцениваются ключевые факторы успеха как текущего, так и перспективного развития логистического предприятия в рамках пяти взаимосвязанных перспектив: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития, логистики. Предложенный подход  является как инструментом измерения в руках руководства, позволяющий  осуществлять мониторинг, проводить анализ и вырабатывать оптимальные стратегические решения, так и рычагом управления бизнес-процессами.

На практике используется моделирование при подборе КПР. На сегодняшний день в качестве международного межотраслевого стандарта при планировании и управлении цепями поставок активно используется SCOR-модель (Supply Chain Operations Reference model - Референтная модель операций в цепях поставок), разработанная известной международной организацией - Советом по цепям поставок(The Supply-Chain Council - SCC) с целью повышения эффективности анализа, планирования и проектирования цепей поставок. Описывая цепи поставок путем комбинации готовых составляющих процессов, модель может быть использована как для описания самых простых цепей поставок, так и для сложных комплексных сетевых структур, используя стандартный набор определений. В результате, несопоставимые отрасли бизнеса и отдельные компании могут быть легко интегрированы в описание структуры цепей поставок практически любой сложности.

На основе концепции стратегического управления можно разработать методологию и методику формирования ССП в логистическом управлении, включающую шесть этапов. Предложить логичную последовательность этапов, связанных с разработкой стратегии, построением стратегической карты, определением стратегических целей, внедрением ССП, построением дерева целей и связанных с ними показателей[3]. Модель позволяет описать и создать основу для планирования, контроллинга и совершенствования цепей поставок, как в рамках глобальных проектов, так и для специфических целей конкретной компании.  

На основе технологии Balanced Scorecard, реинжиниринга бизнес-процессов и методологии моделирования бизнес-процессов ARIS предложить процедуру интеграции ССП с бизнес-процессами логистического предприятия, позволяющая формализовать деятельность по созданию и внедрению ССП на логистическом предприятии.

На основе концепции клиентоориентированного управления разработать методику оценки показателей качества логистических услуг, включающую интегральные показатели (уровень удовлетворенности клиентов и средний уровень удовлетворенности), значения которых рассчитываются на основе комплекса технологических показателей и позволяет провести системную оценку качества логистического сервиса. Разработанную методику можно использовать как крупными, так и малыми предприятиями, новыми и быстро развивающимися бизнесами, поскольку решает ключевую проблему любой организации, независимо от ее размера - приведение бизнес-процессов и действий работников в соответствии с единой стратегией. ССП в потоках  предприятий и цепей поставок становится стержнем, объединяющим монитоинг ключевых логистических операций.

Существенным фактором эффективности  цепи поставок является подход к процессу с позиций интегрального менеджмента, объединяющего нормативные, стратегические и оперативные показатели путем формирования ССП. С точки зрения процесса интеграции и координации цепи поставки от поставщика до конечного потребителя, основным является мониторинг цепи по созданию материальных благ и ценностей.

 

 

Библиографический список:

1.  Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с. - (Серия «Зарубежный учебник»).

2.  Лукиных В.Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой.- Красноярск: тип. «ЛИТЕРА-принт», 2010. – 290с.

3.  Неруш Ю.М. Логистика: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 520 с..

4.  Хэндфилд, Роберт Б., Николе, мл., Эрнест Л. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. — 416 с.: ил. — Парал. тит. англ.

5.  Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. - М.: издательство «Вершина», 2006. - 176 с.


Количество просмотров: 2730
теги:
02.06.2016 09:15 | Loglem2016блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама