Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:14:16
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В ТОЧНОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ

УДК 658.7

 

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В ТОЧНОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ

Григорьев Михаил Николаевич

к.т.н., профессор,

Балтийский государственный технический университет

 «ВОЕНМЕХ» им.  Д.Ф. Устинова,

 г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: dept.dmpt@unecon.ru

Уваров Сергей Алексеевич

д.э.н., профессор, зав. кафедрой,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: s_uvarov@mail.ru

 

THE SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AND LOGISTIC ASPECTS OF THE USE OF UNMANNED VEHICLES IN PRECISION AGRICULTURE

Grigoriev Mikhail Nikolaevich

Ph. D., Professor,

Baltic state technical University "VOENMEH" named after  D. F. Ustinov,

Saint-Petersburg, Russia

Uvarov Sergey Alexeevich

doctor of Economics, Professor, head. the Department,

Saint-Petersburg state University of Economics

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье рассматриваются логистические подходы к созданию перспективной российской общенациональной система точного земледелия, основанной на реализации принципов управление цепями поставок и опирающейся на возможности беспилотного транспорта.

Ключевые слова: управление цепями поставок, логистика, маркетинг, беспилотный транспорт, точное земледелие, национальная безопасность, стратегическое планирование

 

The article considers logistic approaches to the creation of promising Russian national system of precision agriculture based on the principles of the supply chain management and based on the capabilities of unmanned vehicles.

Key words: supply chain management, logistics, marketing, unmanned vehicles, precision farming, national security, strategic planning

 

Состояние дел на рынке энергоресурсов заставляет с точки зрения национальной безопасности рассматривать альтернативы пополнению бюджета страны за их счет. Маркетинговый анализ [1] показывает, что постоянный рост населения Земли, хроническое недоедание значительного числа жителей слаборазвитых и не только стран, увеличение стихийных бедствий, влияющих на урожай, формируют перспективный рынок сбыта продуктов земледелия. Наша страна  располагает значительными возможностями для того, чтобы занять достойное место на этом рынке. Прежде всего, это значительные земельные ресурсы, большой отечественный ненасыщенный рынок продуктов земледелия, географическая близость регионов с постоянно растущим населением.

Для решения этой перспективной общенациональной стратегической задачи следует разработать концепцию, опирающуюся на управление цепями поставок [2, 3], возможности  беспилотного транспорта [3,4], точного земледелия (далее ТЗ), гибкого использования возможностей рыночной экономики в области планирования [5,6,7,8,9,10] и прогнозирования [11,12,13,14], которую воплотить в общегосударственный план, касающийся в той или иной мере всей жизни государства.

Логистика и управление цепями поставок в агропромышленном комплексе национальной экономики обладает рядом специфических особенностей. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить следующие:

1. Тесное переплетение в сельском хозяйстве производственного и биологического процессов придает материальным потокам биологическую природу.

2. Значительное внутрипроизвод­ственное потребление произведенной в сельском хозяйстве про­дукции.

3. Использование в качестве основных средств живых организмов приводит к генерирова­нию двух и более материальных потоков, значительно отличаю­щихся друг от друга по свойствам и путям продвижения к конеч­ному потребителю.

4. Материальный поток практически на любой стадии может быть одновременно сырьем для следующей стадии логисти­ческой цепи и конечным продуктом.

5. Ярко выраженная сезонность приводит к необхо­димости длительного хранения запасов как готовой продукции, так и сырья. 

6. Материальные потоки в АПК значительно изменяются при продвижении к конечному потребителю. При этом изменения в свойствах материального потока приводят к изменениям требований к хранению продукции: температуре, влажности, освещенности, газовой среде, срокам хра­нения, что, в свою очередь, вызывает необходимость иметь специа­лизированные хранилища, транспорт и места реализации.

7. При продвижении к конечному потребителю материальный поток по ассортименту рас­ширяется, что требует дополни­тельных усилий для его логистической поддержки.

8. Особенности финансовых пото­ков вследствие несовпадения рабочего периода и собственно процесса производства; непос­редственное трудовое воздействие не приводит к окончанию про­изводственного процесса, а лишь инициирует его. Этой особенностью производственных процессов, а также объективной необходимостью хранения значительных запа­сов объясняется более низкая оборачиваемость оборотных средств в АПК.

9. Особенность организации информационных потоков,  сопровождающих и характеризующих материальные по­токи: возрастание роли информации о товаре, осо­бенно в продовольственном бизнесе:  потреби­тель обращает внимание на происхождение продуктов, безо­пасность которых должна стать приоритетным направлением развития АПК.

Реализация логистической парадигмы, независимо от специфики сферы предпринимательской деятельности, требует внедрения инновационных технологий. Об одном из подобных направлений и пойдет далее речь.

Начало XXI века в области сельского хозяйства ознаменовалось развитием точного земледелия (от англ. precision agriculture), которое иногда переводится дословно как "прецизионное земледелие" или вольно – "точечное земледелие", "координатное земледелие"[15].  В соответствии с ныне существующими представлениями, точное земледелия - это совокупность технологий, технических средств и систем принятия решений, направленных на управление параметрами плодородия, влияющими на рост растений. Таким образом, ТЗ рассматривается применительно к конкретному полю, вне связи с тем, что продукты земледелия должны найти спрос, и сбыт, по результатам которого земледелец и все участники цепи поставки должны получить необходимую прибыль. Например, в процессе выращивания сельскохозяйственной  культуры поступила информация о том, что ее цена на бирже резко падает, в этой связи возникает вопрос о целесообразности продолжения выполнения интенсивных и дорогостоящих мероприятий, направленных на максимальное увеличение урожая. Другой пример, конкретное поле испытывает недостаток влаги, его владельцы с помощью беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вызывают искусственный дождь из проходящих облаков, лишая, таким образом, соседей живительной влаги.

Для формирования альтернативного источника наполнения государственного бюджета следует создавать национальную систему ТЗ с целью рационального для всех участников цепи поставки удовлетворения текущих и перспективных потребностей отечественного и зарубежного рынка продукции растениеводства.

Основой национальной системы ТЗ должны стать технологии ТЗ, реализуемые на конкретном поле с помощью существующих и перспективных  технических средств,  и, по мнению авторов, позволяющие:

- в идеальном варианте определить агрохимические характеристики участка, на котором  выращивается каждое растение, привязать все такие участки  в единую систему координат, вести их многолетний каталог, дающий возможность учитывать, как естественные, так и искусственные воздействия на них и оценивать полученные результаты;

- в идеальном варианте дифференцированно воздействовать на каждое растение и/или участок его произрастания с целью получения желаемых характеристик, как самого растения, так и участка его произрастания, имея в виду, что растение будет в дальнейшем убираться, транспортироваться, храниться, перерабатываться, потребляться и утилизироваться, а сам участок в следующим периоде должен обеспечить выращивание растений с эффективностью не менее  заданной не только для его владельца, но и страны в целом.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что ТЗ представляет собой инновационную логистическую технологию, позволяющую реализовать основное требование логистики: доставить конкретный ресурс (продукт), обладающий нужным качеством, в необходимом количестве (решение о котором принимается оперативно, соответственно сложившейся обстановке), в нужное время, в предназначенное место, с оптимальными издержками. Последние могут быть обеспечены, в значительной мере, за счет применения БЛА.

Приближение к идеальным вариантам возможно не только благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям, но, прежде всего, с помощью перспективного беспилотного транспорта [3], который, при соответствующем исполнении, позволяет, благодаря современным навигационным системам, вести обработку земли и растений в автоматическом режиме непрерывно и круглосуточно.

Используемые в ТЗ беспилотные транспортные системы должны в своей основе иметь универсальную платформу, позволяющую с ее помощью не только обрабатывать землю, но и выполнять иные работы вне сельской страды. Например, участвовать зимой на коммерческой основе в расчистке дорог, лесозаготовке, перевозке строительных материалов, организации эстафетной транспортировки грузов, как по федеральным, так и местным дорогам. Беспилотные универсальные транспортные системы, используемые в ТЗ, могут быть легко адаптированы для решения оборонных задач. Поэтому их производство и эксплуатация могут осуществляться при существенной поддержке со стороны государства при условии, что их владельцы и производители примут на себя обязательства по участию в мобилизационных мероприятиях.

С учетом изложенного, перспективная российская национальная система ТЗ представляется как централизованная акционерная частно-государственная структура, основанная на реализации принципов управление цепями поставок, опирающаяся на возможности беспилотного транспорта, создаваемая в соответствии с общенациональной  программой развития страны, рассчитанной, как минимум, на ближайшие 10 лет. Важным моментом создания такой системы является теснейшее функциональное взаимодействие с ближайшими соседями по ЕАЭС, а также привлечение финансовых ресурсов потенциальных потребителей сельскохозяйственной продукции и/или международных организаций, решающих продовольственную проблему человечества.

 

Библиографический список:

1. Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебник для бакалавров, 4-е изд., доп. – М., 2012 – 464с.

2. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Эколого – технологические императивы управления цепями поставок в экономике  ХХI века. В книге: В.И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке, коллективная научная 3-х томная монография. Под научной редакцией А.И. Субетто и В.А. Шамахова. Санкт-Петербург, 2013. С. 355-374.

3. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Инновационная роль беспилотного транспорта в развитии современной логистики и управлении цепями поставок// Логистика: современные тенденции развития: материалы XIV Международной научно-практической конференции, 9-10 апреля 2015 г./отв. ред. В.С. Лукинский. – СПб.: ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2015. С. 133–136.

4. Григорьев М.Н., Бойко А.М., Дигусов Н.Н. Инновационный подход к обеспечению взлета и посадки беспилотных летательных аппаратов самолетного типа//Инновационные технологии и технические средства специального назначения: труды VII Общероссийской научно-практической конференции, 17-19 ноября 2014 г.  Сер. "Библиотека журнала "Военмех. Вестник БГТУ"" – СПб.: БГТУ, 2015. С. 49–54.

5. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Сер. Disciplinae. – М., 2006 – 463с.

6. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. – СПб., 2006 – 368с.

7. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3-е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс,  – М., 2012 – 825с.

8. Григорьев М.Н., Уваров С. А. Логистика. Базовый курс. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (2-е изд., испр. и доп.) Сер. Бакалавр. – М., 2012 – 818с.

9. Григорьев М. Н., С. А. Уваров. Логистика. Краткий курс лекций: учебник по направлению "Менеджмент". – М., 2012 – 200с.

10. Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для студентов экономических направлений и специальностей высших учебных заведений (2-е изд., перераб. и доп.). Сер. Бакалавр. Углубленный курс. – М., 2012 – 480с.

11. Григорьев М.Н. Современные электронные системы поддержки принятия решений по управлению товарными запасами. – СПб., 2004 – 156с.

12. Сергеев В.И., Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика:  информационные системы и технологии. – М., 2008 – 608с.

13. Григорьев М.Н. Уваров С. А Информационные системы и технологии в логистике. – СПб., 2006 – 232с.

14. Григорьев М.Н., Сергеева Н.С. Программные средства для управления запасами предприятий – СПб., 2005  –  158с.

15. Балабанов В. И., Железова С. В., Березовский Е. В. Навигационные системы в сельском хозяйстве. Координатное земледелие. Под общ. ред. проф. В. И. Балабанова.— М., 2013  – 143с.


Количество просмотров: 1827
теги:
02.06.2016 09:14 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: