УДК 658.7
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КРОССКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Беркович Виктория Михайловна
к.э.н., доцент кафедры торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail:vikber@list.ru
METHODS OF THE SOLUTION OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS’ PROBLEMS AT LOGISTIC SYSTEM
Berkovich Viktoria Mikhailovna
candidate of science for economics, docent of commerce and commodity research department
Saint-Petersburg State University for Economics
Saint-Petersburg, Russia
Практика управления цепями поставок в России ещё не достаточно развита. До сих пор в основном в части представления о партнере, совместимость на уровне человеческих отношений, традиций, культурных особенностей, способа ведения бизнеса, во внимание не принималась. Но экономическое значение капитала межорганизационных отношений состоит в том, что его накопление увеличивает доходы фирмы, снижает издержки, уменьшает риск за счет роста доверия между партнерами. Поэтому способность эффективно управлять взаимоотношениями с партнерами является корневой компетенцией компании. С помощью теории игр можно нивелировать конфликт и принять оптимальное решение.
Ключевые слова: управление цепями поставок, культурные особенности, межорганизационные конфликты, партнерство, теория игр, биматричные игры
The practice of chain supply management In Russia is not well developed yet. To this moment the compatibility of the human relations level, correlation in the sphere of traditions and cultural features, business style were not considered. But the economical importance of the capital of human relations is so, that its accumulation increases profit, reduces costs and risks because of the trust growth between the partners. That’s why the ability to operate partners’ relationship is the key competence of the company. With the help of theory of games it is possible to solve the conflict and keep the optimal solution.
Key words: chain supply management, cultural features, semi-organizational conflicts, partnership, theory of games, bimatrix games
Международная торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений и составляет примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков.
C точки зрения интеграции России в структуру мировой торговли, интерес для российских предприятий представляют процессы на мировом логистическим рынке, так как логистическая инфраструктура России напрямую связана со многими регионами мира, а предприятия страны активно участвуют в системе мировой торговли и международных экономических отношений [4].
Но практика управления цепями поставок в России ещё не достаточно развита, в принципе, не говоря уже о том, чтобы серьезно заниматься изучением такого важного аспекта как культурные и ментальные особенности зарубежных партнеров и их влияния в деловых коммуникациях для построения действительно эффективной цепи поставок. К слову сказать, и за рубежом этот вопрос недостаточно изучен и не получает должного к себе внимания.
До сих пор в основном в части представления о партнере рассматривались аспекты, связанные с ценой, качеством продукта и услуги, надежность и сроки поставки, финансовая составляющая, наличие дополнительных услуг и пр. «Человеческая составляющая», то есть совместимость на уровне человеческих отношений, корреляция в области мировоззрений, традиций, культурных особенностей, способа ведения бизнеса, во внимание не принималась. А ведь зачастую именно в этой области возникает множество конфликтов, которые делают невозможным дальнейшее сотрудничество даже, если все остальные условия, касающиеся цены, качества и надежности отвечают искомым требованиям. Особо следует отметить фактор надежности партнера с точки зрения оценки возможных рисков, возникающих в процессе сотрудничества и характеризующих степень доверия сторон друг к другу.
В течение порядка десяти лет автором проводились исследования в области рисков, возникающих в ходе сотрудничества деловых партнеров (в основном отечественных с зарубежными) под влиянием факторов, сложившихся на основе определенного стиля менеджмента, на фоне культурных особенностей участника цепи поставки. Здесь необходимо ввести понятие культурно-исторической платформы (КИП), которая выступает той базой, на которой и развивается определенный тип менеджмента. Как показали исследования, выполненные с помощью методов наблюдения и экспертного опроса, сотрудничество участников логистического процесса многоэлементно и включает в себя следующие составляющие, которые могут быть рассмотрены не только как последовательные, но и как взаимообусловленные этапы сотрудничества. Так, например, отказ на этапе переговоров автоматически делает бессмысленным рассмотрение последующих этапов.
С точки зрения географической, международный рынок - самый большой в мире. Территориальные границы, при этом, никакой роли не играют, гораздо важнее культурные границы, разделяющие мир. Можно продавать одни и те же товары и услуги на большой территории, однако важно, при этом, учитывать существенные различия между потребителями из разных культурных областей. Именно поэтому, прежде всего необходимо понять структуру кросс-культурных проблем, то есть определить переменные, которые и формируют культурную среду международного бизнеса.
Конечно, невозможно учесть все различия культурных норм собственной и чужой страны, однако руководители должны и могут выделить такие культурные области, которые способны породить самые существенные проблемы для бизнеса, и лучше подготовиться к восприятию всех тонкостей поведения.
Представляется немаловажным в этом аспекте рассматривать потенциального партнера, в том числе и по следующим критериям: 1)гибкость партнера, 2)аккуратность в делах, 3)честность в делах, 4)политические предпочтения, 5)соблюдение законов, стандартов и инструкций, 6)некатегориальное мышление, 7)соблюдение и уважение чужих традиций, 8)умение слушать и слышать, 9)стремление к новому, 10)тип темперамента, 11)наличие интересов (увлечений), 12)общий культурный уровень, 13)принадлежность и отношение к религии, 14)прочие предпочтения.
Так критерий № 1 – гибкость делового партнера. Как вообще определить гибкость делового партнера, то есть его способность и желание идти на уступки, подстраиваться под своего партнера, не ущемляя, при этом, своих интересов, но способствуя укреплению сотрудничества и повышению общей прибыли.
В наиболее упрощенном варианте гибкость делового партнера можно представить как количество отказов ( или наоборот согласий) на изменения в оформлении документов, изменении ассортимента, количества товара, сроков исполнения или доставки, изменении способов доставки и т.д.) к общему количеству обращений. Необходимо также учитывать то, что не все аспекты имеют одинаковую важность, Если придать всем типам изменений удельные веса, и при расчетах учитывать эти удельные веса, полученный результат будет иметь достаточно высокую точность и степень объективности. В этом случае формула будет выглядеть следующим образом (1):
F=i=1mni ·kiNi · 100 , % (1)
где, ni– количество отказов(согласий) по i-тому виду уступки,
Ni - количество обращений i-того вида.
ki– весовой коэффициент, учитывающий приоритетность того или иного типа уступки
Возвращаясь к теме межфункциональных и межорганизационных конфликтов, рассмотрим с помощью теории игр, как можно нивелировать конфликт и принять оптимальное решение.
Факторы, влияющие на принятие решений, являются неопределенными. Следовательно, и результаты принимаемых решений тоже будут неопределенными. Поэтому в практической деятельности при принятии решений всегда присутствует риск, связанный с неудачным решением. Иными словами, никогда нельзя быть абсолютно уверенным в исходе предпринимаемой акции.[5]
Теория игр рассматривается как один из инструментов поддержки принятия решений в условиях неопределенности и проблема принятия решения в этих условиях всегда сводится к проблеме выбора. В свою очередь, выбор решения из возможных альтернатив существенно зависит от субъективных факторов и особенностей характера лица принимающего решение. Лицо, принимающее решение (директор, менеджер, руководитель или группа лиц - часто сталкивается с конфликтными ситуациями, в которых его поведение напоминает поведение игрока.
Задача о биматричных играх — это не чистая математическая абстракция, а скорее математическая модель многих вполне жизненных ситуаций. В жизни часто возникают конфликты, которые можно формализовать как игру — прежде всего надо, чтобы были два участника со своими интересами. Если эти интересы жестко противоречат друг другу, мы имеем дело с антагонистической игрой. [5] Но в жизни часто бывают примеры, когда взаимодействие игроков не столь прямолинейно. В некоторых случаях им бывает выгодно сотрудничать, чтобы сообща воздействовать на игровую ситуацию и обоим добиться хороших результатов. Здесь очень важно, как именно поставить задачу, потому что от этого зависит и перспективность решения. Поэтому очень важно найти именно аналитическое решение задачи, то есть такое, которое может быть прописано в явном виде, т.е. игрокам можно дать конкретные рекомендации типа “если ситуация такая, то нужно действовать так-то и так-то”. Вот стандартная ситуация на рынке, где игроками выступают покупатель (А) и продавец (В), и каждый преследует свои цели, как правило, противоположные., но с возможностью дополнительного выигрыша.
Стратегии игрока А: А1- купить со скидкой, А2-не покупать.
Стратегии игрока В: В1- продать большую партию,В2- не продавать.
Рассматривать подобные конфликтные ситуации с точки зрения только чистых стратегий, без учета возможности дополнительного выигрыша, на наш взгляд неинтересно и неэффективно. И тогда можно искать решение в смешанных стратегиях с помощью математического программирования.
Биматричная игра разбивается на две матричные игры с нулевой суммой. Какие рекомендации надо дать игрокам для того, чтобы моделируемая конфликтная ситуация была разрешена? Поскольку интересы игроков не совпадают, необходимо найти такое компромиссное решение, которое так или иначе удовлетворяло бы обоих игроков, с учетом того, что может дополнительно приобрести или потерять игрок в случае выигрыша или проигрыша.
Попробуем определить, из чего складывается выигрыш или проигрыш наших игроков, присваивая каждой из составляющих определенную оценку. Сумма оценок дает нам итоговую оценку в матрице.
Выигрыши Игрока А:
А1В1 – получил скидку (1), перспективы дальнейшего сотрудничества (1), возможность особых условий в будущем (1)
А2В1 – получил скидку(2), возможность будущего сотрудничества (-1)
А1В2 – не получил скидку (-2), возможность особых условий в будущем (1)
А2В2 – не получил скидку (-1), не пришлось покупать лишнее (1)
Выигрыши игрока В:
В1А1 – продал, сколько хотел (1), получил перспективы на дальнейшее сотрудничество(1)
В1А2 – продал столько, сколько хотел (1), не потерял в деньгах (1), перспективы сотрудничества низкие (-2), заработал дурную репутацию (-3)
В2А1 – не продал желаемый объем (-2), потерял в деньгах (-2), получил приоритет перед другими поставщиками (+2)
В2А2 – не дал скидку и не продал большую партию (0), возможность дальнейшего сотрудничества низкая (-1)
В результате можно получить матрицы возможных выигрышей игроков, где будут две седловые точки, и как минимум одна из них является пригодной для развития дополнительных возможностей и использования дополнительных выигрышей.
Теория игр – это как раз та, математическая дисциплина, которая изучает методы разрешения конфликтных ситуаций и является эффективным инструментом для выбора оптимального решения. Не всегда удается построить конечный алгоритм поиска оптимального решения. И, тем не менее, благодаря теории игр можно получить если не оптимальный результат, то, по крайней мере, близкий к нему. В свою, очередь, выбор решения из возможных альтернатив существенно зависит от субъективных факторов и, в большой степени от особенностей характера лица принимающего решение. Вот почему необходимо изучать своего контрагента, особенности его поведения, характера, культурные предпосылки, так как это может существенно помочь в определении выбора им стратегии решения, а, следовательно, нивелировать, или исключить вовсе фактор неопределенности.
Анализ существующих на данный момент источников, а также статистических данных показал, что рассматриваемая в работе проблематика на сегодняшний день крайне актуальна, и, к сожалению, еще мало изучена. По сути, вся организация логистической деятельности компании, как с точки зрения внутренних бизнес-процессов, так и внешних, до сих пор строилась без учета такой важной составляющей, как человеческий и культурный фактор. Как показывает практика, именно этот фактор может существенно повлиять на эффективность логистической системы, как положительно, так и отрицательно. И если не научиться учитывать это влияние, даже самые точные расчеты показателей эффективности управления цепями поставок, могут в результате не привести к запланированному эффекту.
Библиографический список:
1. Беркович В.М., Новик М.М. « Влияние поведенческой модели менеджмента на эффективность управления цепями поставок» , Логистика и управление цепями поставок, № 5(46), Москва, 2011.
2. Беркович В.М. «Критерии поиска потенциального партнера на совместимость в условиях современной логистики», материалы Х международной научно-практической конференции Логистика: Современные тенденции развития, СПб:, СПбГИЭУ, 2011.
3. Попова Ю.Ф. Методология оценки эффективности управления межфирменными отношениями на промышленных рынках
4. Саркисов С.В. Формирование международных логистических систем предприятиями России в условиях глобализации мировой экономики. – М.: Анкил, 2007. – 264 с.
5. Шикин Е.В. Чхартишвили А.Г. «Математические методы модели в управлении», Изд-во «Дело, М:. 2000.