УДК 658.7
ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Барышников Сергей Олегович
доктор технических наук, профессор,
ректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: otd_o@gumrf.ru.
Степанов Андрей Львович
доктор технических наук, профессор,
советник по инновационным программам
ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: uid@gumrf.ru
TRANSPORT FULFILLMENT OF EURASIAN SPACE
Baryshnikov Sergei Olegovich
doctor of technical sciences, professor
rector of Admiral Makarov State University
of Maritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg, Russia
Stepanov Andrei Lvovich
doctor of technical sciences, professor
innovation programs adviser of Admiral Makarov State University
of Maritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg, Russia
Последнее столетие перед Россией постоянно стоит задача рационального освоения пространств и природных ресурсов. В плане ГОЭРЛО (1920 г.) отмечено: "Нельзя не предвидеть, что рационализация нашей промышленности будет сопровождаться значительным перемещением её на восток в целях возможного приближения обрабатывающей промышленности к основным источникам сырья и топлива". Задача остается актуальной, так как и в настоящее время Россия имеет в основном сырьевую экономику, но ставит задачу развития обрабатывающей сферы.
Ключевые слова: транспортно-логистическая система, логистическая инфраструктура, полюсы экономического роста
This century Russia stands before the continuous task of rational development of spaces and natural resources. In terms GOERLO (1920), it's noted: "We cannot predict that the rationalization of our industry will be accompanied by a significant movement of it to the east with a view to a possible approximation of the manufacturing industry to the main sources of raw materials and fuel." The task is urgent, as today Russia has basically raw material economy, but poses the problem of development of the manufacturing sector.
Key words: transports and logistics system, logistics infrastructure, economics growths poles
В социалистический период нашего государства развитию пространств способствовал "Закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства" - основной закон социализма, что позволило существенно освоить ресурсы Сибири и Дальнего Востока, известные к тому времени, и развить промышленную базу. На новом этапе современного развития мы имеет расширенную информацию о ресурсах севера Сибири и Дальнего Востока, практически не обеспеченных транспортными коммуникациями. На этой территории сходятся интересы перспективного развития экономики РФ, международной глобальной экономики и транспортного сервиса для внешнеэкономического взаимодействия Европы и Азии.
Реальная экономика, недостаточно рыночная, но потерявшая необходимые элементы планирования, должна быть нормализована для освоения международных транспортных проектов на основе единых интермодельных технологий.
Добыча, производства и сбыт (обмен) продукции между регионами мира является основополагающей деятельностью человечества, определяющей развитие маршрутов доставки от ресурсообогащенных регионов и международное развитие транспортных систем. В итоге, требуется минимальными затратами получить максимальную прибыль как в военном решении проблем, так и в производственно-транспортной задаче.
Внешне-экономическая деятельность имеет многовековую историю и опирается на достижения собственной национальной экономики, продукт которой становится предметом обмена. Но страны разделены морями (70% поверхности Земли занимает вода), предания рассказывают нам о "Хождении за три моря", где "За морем телушка - полушка, да рубль перевоз". О хождении из варяг в греки, о шелковом пути и о гонках чайных клиперов.
Законы геополитики обобщили эти многовековые достижения. Желания приобщить чужие земли и ресурсы выразились в противодействии сухопутного и морского могущества (1 закон "Фундаментального дуализма").
Усиление фактора пространства в человеческой истории (2 закон) говорит о новых возможностях человека в освоении географических пространств по мере совершенствования транспортных средств и достижений научно-технического прогресса.
Закон "синтеза суши и моря" (3 закон) говорит о необходимости гармонии между добывающими и перерабатывающими регионами "суши" и торгующими регионами береговой черты, где развиваются порты и судоходство.
Водно-геополитическая концепция, в зависимости от технической вооруженности человека, выделяет 3 эпохи развития: речную, морскую и океаническую. Обеспечив возможность освоения внутриконтинентальных ресурсов и их переработку, затем по мере создания современного океанического флота - регулярные перевозки сырья и товаров между континентами, что обеспечило развитие мировой экономики международных транспортных коридоров (МТК).
В условиях России, обладающей огромной континентальной ресурсообеспеченной территорией, береговой чертой с развитым портовым хозяйством, системой речного хозяйства и магистралями железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта, главными стали вопросы эффективного хозяйствования для освоения территории Сибири и Дальнего Востока. Для подъема национальной экономики и внешней торговли, а также предоставлении транспортных услуг иностранным государствам, через территорию России, необходимы цепи поставок по транспортным коридорам.
Центрами промышленного роста становятся ресурсодобывающие регионы при наличии энергообеспечения, что способствует возникновению региональных транспортных терминалов на пересечении транспортных путей, преимущественно на базе речных портов. При этом добывающая, перерабатывающая и транспортная задача должны рассматриваться в комплексе. В условиях современной сырьевой экономики России, мы имеем минимальную прибыль, так как вывозим сырье из-за отсутствия обрабатывающих мощностей и инвестиционного обеспечения их развития, а при недостаточных транспортных ресурсах не можем осваивать новые месторождения. Транспортом и трудовыми ресурсами обеспечены, в основном, южные регионы Сибири и Дальнего Востока.
Эффективное использование инвестиций требует предварительного и глубокого маркетинга для распределения этапов производства по регионам мира. Размещение цепей поставок требует предварительного моделирования с учетом показателей транспортной деятельности по всем регионам.
Морская прибрежная территория при наличии энергоресурсов и многообразии сырьевых грузопотоков требует развития коммерческого Северного морского пути. Развитию этих концепций развития мешает отсутствие нормального инвестиционного климата с достаточно длительным сроком окупаемости. Статья в газете "Транспорт России" обобщила выступления В.В. Путина, И.Е. Левитина и А.Г. Хлопонина, однако инновационные решения не получили должного обеспечения.
В моделях транспортного обеспечения ("Стратегия развития транспорта 2030") перехода от сырьевой к промышленной стратегии явно не достаточна ставка на водно-геополитическую концепцию, результативно используемую в Европе. В наших зимних условиях она очевидно необходима для освоения больших пространств и ресурсов евразийского пространства России, с опорой на региональные транспортно-логистические терминалы. В связи с малым народонаселением кадры должны иметь сдвоенную профессию: обработчик (зимой) - транспортник (летом).
Лесная, нефтяная, газовая, угольная логистика с опорой на сезонные базисные склады и первичную обработку, на региональные транспортные пути и магистральные реки могут загрузить Евро-Азиатские МТК, однако и они требуют существенного увеличения пропускной способности.
Портовые мощности Дальнего Востока имеют вдвое большие пропускные способности, чем железнодорожные магистрали, и это не способствует приему дополнительно региональных грузопотоков и подъему Сибирских регионов.
Территория Сибири и Дальнего Востока имеет высокую плотность распределения ресурсов недр и лесов, и в обозримом будущем не предвидится возможности создания соответствующей плотности транспортной инфраструктуры с использованием, в основном, железнодорожных путей, как это предполагает "Стратегия 2030". Строительство наземных транспортных путей в условиях вечной мерзлоты требует высоких капиталовложений при строительстве и эксплуатации расходов для поддержания их работоспособности. Таким образом, более востребованы речные пути с региональными промышленными терминалами и местной транспортной инфраструктурой.
Принимая за основу изложенную Транспортно-логистическую концепцию с опорой на региональные терминалы и водно-геополитическую стратегию для подъема экономики и обеспечения экспорта транспортных услуг, Международная Академия Транспорта предполагает развить научное обеспечение для административно-хозяйственного аппарата разных уровней. Считаем, что необходимо открытие Федеральной целевой программы (ФЦП) по транспортно-логистическому подъему и подготовке кадров для регионов России параллелльно с ФЦП по экономико-хозяйственным механизмам.
Для создания полюсов экономического роста (см. "Стратегию 2030") предложены 3 типа региональной континентальной суши с опорой на:
· пояс сырьевого освоения;
· пояс Агломераций вокруг крупных городов на пересечении транспортных магистралей;
· пригранично-портовый пояс прибрежных зон по СМП.
Это должно быть основой инновационного подхода в решении задачи транспортного обеспечения территорий Сибири и Дальнего Востока.
Водно-геополитическая транспортная концепция может быть основой освоения сырьевых территорий, создания Региональных логистических центров (РЛЦ) с базисными участками сырьевой и промышленной обработки, с последующей транспортировкой в сторону промышленных зон и Агломераций вдоль магистральных железных дорог. В некоторых случаях РЛТ и промышленные зоны будут едины с опорой на Энергетический центр. При построении сибирских и дальневосточных водно-транспортных систем обеспечения экономики, целесообразно их соединение с европейскими системами на основе лихтеровозных технологий (ранее разработанных в СССР) с баржами единого северо-азиатского модуля.
Морские лихтеровозы ледового класса соединят своими рейсами порты Сибири и Европы, перебрасывая на своих палубах речные модульные баржи (плавучие контейнеры) для работы в речных портах Континентальной суши, где образуются промышленно-транспортные комплексы (ПТК). В морских устьевых портах происходит загрузка-разгрузка лихтеровозов модульными баржами.
Европейский опыт использования речных магистралей между портовыми зонами и промышленным хинтерлендом (правда, в отсутствие сезонного ледостава) показал высокую эффективность. В условиях Сибири и Дальнего Востока, ПТК будет функционировать сезонно циклически с опорой на базисные склады с промежуточной подработкой грузопотоков. Кадры должны иметь соответствующие сезонам специальности (транспортник - переработчик).
Сырье с промежуточной обработкой (добавочной стоимостью) может быть эффективным грузом для контейнеризации, что позволит обеспечить загрузку пустых контейнеров возврата в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Транспортная система между Агломерациями и РЛЦ-ПТК должна опереться на малую авиацию, экранопланы, суда на воздушной подушке для обслуживания мелких поселений. Такая технология позволит успешно осваивать лесные и рудные ресурсы для промышленной России и экспорта по МТК
Библиографический список:
1. Зачесов В.П., Рагулин И.А. Водный транспорт Сибири
2. Степанов А.Л. и др. Порт транспортной логистики. СПб: "Лион", 2008.
3. Довыденко А.А. Предложение рождает спрос // Транспорт России - апрель 2007.
4. Транспортная инфраструктура должна стать не тормозом, а двигателем инновационно-технологического прорыва // Транспорт России - ноябрь 2007.
5. Путин В.В. Транспорт XXI века. Москва, Кремль, 2000.