УДК 658.7
МЕТОДИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАСЧЕТУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ
Асадуллина Наиля Рамильевна
к.э.н., доцент
Ташкентский институт инженеров
железнодорожного транспорта
г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: rasadullina@mail.ru
METHODS OF LOGISTIC APPROACH TO THE CALCULATIONS OF COMPETITIVENESS OF FRUIT AND VEGETABLE PRODUCTS
Asadullina Nailya Ramilevna
PhD, associate professor
Tashkent Institute of Railway Transport Engineers
Tashkent, Uzbekistan
В данной статье обосновывается взаимосвязь развития транспорта с развитием предприятий плодоовощного комплекса, которые определяет требования к транспортной логистики, разработана и дана методика логистического подхода к расчету конкурентоспособности плодоовощной продукции.
Ключевые слова: транспортная логистика логистического подхода методика, расчет курса валют конкурентоспособности плодоовощной продукции транспортные тарифы логистическую цепь товарного потока томат-пасты
In the article we substantiated interconnection of transport development with the development of enterprises of fruit and vegetable complex which defines requirements to transport logistics. We also developed and gave the methods of logistic approach to the calculations of competitiveness of fruit and vegetable products.
Key words: transport logistics, logistic approach, method, calculation of exchange rate, competitiveness of fruit and vegetable products, transport tariff, logistic chain, flow of goods, tomato and paste
В условиях реформирования и модернизации национальной экономики усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием предприятий плодоовощного комплекса, которые определяет требования к транспортной логистики в отношении направлений, объемов и качества перевозок. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение связей, интеграцию предприятий плодоовощного комплекса Узбекистана в мировую экономическую систему. Таким образом, развитие и модернизация транспорта являются факторами повышения уровня обслуживания предприятий плодоовощного комплекса, стимулирующими их эффективное развитие. Роль транспорта еще более повышается вследствие специфики плодоовощной продукции. Особенность этого вида груза состоит в сезонности его возникновения, необходимости доставки в исключительно короткие сроки, а также в значительной своей части на большие расстояния. Перевозки плодоовощной продукции осуществляются поэтапно.
На первом этапе - подвоз сельскохозяйственного сырья к промышленным предприятиям осуществляется непосредственно транспортными средствами сельскохозяйственных предприятий, фермерских и дехканских хозяйств. Второй этап транспортной плодоовощной логистической цепочки – перевозка готовой продукции от перерабатывающих предприятий до баз оптовой торговли и оттуда к объектам розничной торговой сети [1, с. 158].
Методика логистического подхода к расчету конкурентоспособности плодоовощной продукции требует учета всех затрат по транспортировке и доведению продукции от поставщиков непосредственно к потребителям. Принимаемые расходы в расчетах конкурентоспособности экспортной плодоовощной продукции нами предлагается рассчитывать по следующим формулам:
При транспортировке железнодорожным транспортом
Erg =ct+pt+sp+fs,
где:
ct |
- тариф |
pt |
- платежи таможенные |
sp |
- сопровождение проводником |
fs |
- фитосбор |
При транспортировке автомобильным транспортом
Erа =ctа+ptp+ tsr+pta+ ekn+ stm+ ssb+ ppm+ ksa+ ssa+ opa,
где:
ctа |
- тариф |
ptp |
- плата за транзитный проезд |
tsr |
- таможенное сопровождение до границы России |
pta |
- платежи таможенные |
ekn |
- экологический налог |
stm |
- страхование машин |
ssb |
- иные страховые сборы |
ppm |
- за проезд по мостам на маршруте |
ksa |
- карантинный сбор |
ssa |
- санитарный сбор |
opa |
- 75% стоимости груженого пробега оплачивается обратный путь автомобиля |
Таким образом, мы видим, что затраты на транспортировку и иные расходы по доведению продукции до потребителя определяют ценовую конкурентоспособность плодоовощной продукции, а следовательно, выступают в качестве ограничительного параметра в росте объемов реализации продукции и получении прибыли. Учитывая неординарность этого подхода мы предлагаем использовать методику для логистической оценки уровня конкурентоспособности продукции предприятий плодоовощного комплекса и логистического предела курса валют. Для этого путем тривиального преобразования расчетных формул мы можем получить предельные уровни конкурентных цен, в зависимости от которых далее определять виды и объемы плодоовощной продукции конкурентоспособной на мировом рынке. Расчеты по методике ведутся поэтапно.
Первый этап - расчет уровня конкурентных внутренних цен для локальных невзаимосвязанных рынков.
Определяется уровень конкурентоспособной внутренней цены:
Cvc = Ki * Cmd |
(1) |
где:
Ki |
- |
курс национальной валюты по отношению к валюте страны импортирующей плодоовощную продукцию; |
Cvc |
- |
внутренняя цена товара в сумах; |
Cmd |
- |
цена товара на соответствующем зарубежном рынке (в национальной валюте страны); |
Второй этап - расчет уровня конкурентных внутренних цен для взаимодействующих рынков. Объединение рынков достигается введением в расчет параметров логистичеcких расходов - Er. В случае экспортоориентированности они прибавляются к внутренней цене (условие конкурентоспособности продукции на внешнем рынке) - Cvce = Cvc + Er. Тогда формула расчетов уровня конкурентных внутренних цен будет выглядеть –
Cvce= Ki* Cmd + Er , |
(2) |
Третий этап – расчет логистического предела курса валют. Рассчитывается предельный уровень курса национальной валюты обеспечивающей минимальную конкурентоспособность соответствующей продукции – KLj (равенство внутренних цен с учетом логистических затрат при экспорте продукции и цен на зарубежном рынке) по формуле:
, |
(3) |
Эта предлагаемая нами методика, позволяет осуществлять имитационное моделирование необходимого уровня конкурентных цен на плодоовощную продукцию в зависимости от изменения курса валют и уровня мировых цен, выявить исходя из обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности логистические пределы курса валют. Она учитывает не только цены, но и транспортные тарифы, и другие виды трансакционных издержек, связанных с доведением плодоовощной продукции от поставщиков к потребителям. Следовательно, эта методика позволяет моделировать основные ограничения в механизме регулирования эффективности предприятий плодоовощного комплекса [2, 134 ].
Однако в целом состояние ограничений механизма регулирования эффективности деятельности предприятий в логистической цепи может быть прослежено по ограничивающим параметрам его анализа. Они представлены в следующей таблице, характеризующей логистическую цепь товарного потока томат-пасты в расчете на 1 туб.
Таблица 1
Ограничивающие параметры анализа механизмов регулирования
эффективности деятельности предприятий плодоовощного комплекса по логистической цепи томат-пасты в расчете на 1 туб (в % к итогу)
|
Расходы на пере-возку |
Затраты на заг-рузку транс-порта |
На скла-дах у постав-щиков |
Затраты в запасы продук-ции |
Суммар-ная доля по видам затрат – графы 2+3+4+5 |
Всего по ло-гисти-ческой цепи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
По месту формирования затрат |
||||||
Сельское хозяйство |
7,4 |
5 |
|
|
12,4 |
100 |
Промышленность |
14,8 |
7,4 |
5,8 |
|
28 |
|
Торговая база |
9,9 |
7,4 |
21,2 |
21,1 |
59,6 |
|
По стадиям перемещения продукции |
||||||
Перевозка |
32,1 |
19,7 |
|
|
51,8 |
100 |
Складирование |
|
|
27,1 |
21,1 |
48,2 |
|
По периоду окупаемости |
||||||
Текущие затраты |
64,1 |
12,5 |
13,2 |
|
89,8 |
100 |
Единовременные затраты |
|
|
|
10,2 |
10,2 |
|
Перемещение за пределы страны |
||||||
Перевозка |
94,2 |
|
|
|
94,2 |
100 |
Грузовые операции |
|
5,8 |
|
|
5,8 |
|
По операциям перемещения продукции |
||||||
Перевозка |
64,2 |
|
|
|
64,2 |
100 |
Грузовые операции |
|
12,5 |
|
|
12,5 |
|
Cкладирование |
|
|
13,1 |
10,2 |
23,3 |
Источник: разработано автором по материалам предприятий плодоовощного комплекса.
Таблица 1. характеризует состояние всей логистической цепи и доли затрат при перевозке одной туб томат-пасты, начиная с выращивания помидоров в сельском хозяйстве и заканчивая конечным потреблением переработанной продукции. Почти 60% всех затрат в логистической цепи приходится на долю торговли. На долю переработки приходится 28% и лишь 12% составляют логистические затраты в сельском хозяйстве. Затраты по перевозке и складированию продукции примерно равны. При экспорте продукции более 90% занимают расходы по транспортировке. В целом же две трети расходов приходится на транспортировку, и высокого уровня транспортных тарифов. Данные таблицы говорят о том, основные ограничивающие условия логистической цепи приходятся на сферу торговли и затраты по перевозочному процессу.
Таким образом, транспорт занимает одно из определяющих мест в логистической цепочке и выступает с одной стороны в качестве системного ограничителя с другой, в качестве своеобразного демпферного устройства в механизмах регулирования эффективности деятельности предприятий плодоовощного комплекса. Вследствие недостатка инвестиций состояние подвижного железнодорожного состава и автомобильного парка, а также путей сообщения и дорог не в полной мере соответствует задачам эффективного развития предприятий. На железной дороге и в системе автомобильного транспорта недостаточно рефрижераторов и других специализированных транспортных средств. [3, 165]. Состояние дорог, особенно при транзите через территорию Казахстана неудовлетворительное. Низок уровень использования средств доставки грузов на железнодорожном транспорте и в автотранспорте, что обусловливает высокий уровень расходов по транспортировке плодоовощной продукции. Дополнительные издержки к перевозочным тарифам оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность плодоовощной продукции.
С позиций логистической концепции это требует специальных имитационных расчетов необходимого уровня конкурентных цен. Нами предложена такого рода методика, позволяющая прогнозировать уровень цен, с учетом логистических издержек в логистических цепях в условиях меняющихся курсов валют, уровня мировых цен и изменениях импортозамещающей и экспортоориентированной политики.
Библиографический список:
1. Асадуллина Н.Р. Формирование концепции логистического подхода в управлении отраслевым комплексом в условиях модернизации экономики: монография, изд. «Фан» АНРУз., Т. 2008. –173с.
2. Асадуллина Н.Р. Развитие транспортной системы Республики Узбекистан в свете разработки общей теории модернизации экономики ВЕСТНИК КИГИТ Серия 8. Инновационные методы и технологии в экономике и управлении народным хозяйством № 08.1 (49)- Ижевск 2014 - c. 126-138
3. А.Ф. Расулев, К.В. Павлов, Н.Р. Асадуллина. Экономика Узбекистана в условиях интеграционных процессов на постсоветском пространстве: РАН. ИНИОН. /Россия и современный мир М.: 2014. №3 (84) стр.157-168.
4. Логистика учебник/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова. – М.: Эксмо, 2011. – 944с. – (Полный курс МВА).