Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:18:02
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

УДК 658.7

 

 ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Алькема Виктор Григорьевич

д.э.н., профессор

Университет экономики и права «КРОК», г. Киев, Украина

E-mailV_alkema@i.ua

 

OPTIMIZATION OF TERRITORIAL DEPLOYMENT OF REGIONAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE OBJECTS

Alkema Viktor Grigorievich

doctor of Economic Sciences, professor

 University of Economics and Law «KROK»

 

 В статье рассмотрены современные подходи к оптимизации территориального размещения объектов региональной логистической инфраструктуры. Проведен анализ существующих методик применения метода МАИ для обоснования оптимального выбора места размещения логистических объектов. Установлено, что при применении этого метода не учитывалась лояльность потребителей к продукции торговой марки и соответствие имеющейся инфраструктуры условиям функционирования РРЦ.  С использованием предложенной методики произведен выбор места размещения регионального распределительного центра сети поставок товаров бытовой химии в районе Киевского Приднепровья Украины с учетом системы установленных критериев.

Ключевые слова: логистика, логистическая инфраструктура, логистический объект, территориальное размещение, оптимизация 

 

Increased national economic assumes the development of domestic logistics market, which provides internal generation and transit of material flows are described. The origin and development of this market is in a situation of imperfect regulatory, infrastructural and other components of the domestic logistics environment are fulfilled. The paper has developed a comprehensive methodology choice of site logistics infrastructure. Selection of the optimal placement of objects to justify from a position of economic security placement of business entities that are parties to the supply chain is established. Application of this method to compute the optimal placement of a logistics facility in the distribution network of household chemicals in the region of Kiev Dnipro Ukraine allowed to  define the city for accommodation - Zhitomir, which has advantages for customer loyalty, service costs and the quality of the functional elements of the storage infrastructure.

 

Key words:    logistics, logistics infrastructure, logitics object, territorial deployment, optimization

 

При расширении географии сбыта товаров и увеличения объемов продаж многие фирмы сталкиваются с проблемой создания новых логистических объектов [5,6,8].  Наличие регионального распределительного центра (РРЦ) позволяет существенно уменьшить логистические издержки на обслуживание товарных потоков в регионах продаж, приблизить запасы товаров в точки продаж, улучшив качество логистического сервиса [9,  с. 26].  Стратегия размещения логистических объектов непосредственно влияет на уровень их экономической безопасности [1].  Существующие подходы к формированию стратегий размещения выделяют ряд факторов и условий, которые непосредственно влияют на состояние экономической безопасности логистических объектов [2].  Учет этих факторов на практике и формирование определенной модели размещения РРЦ является достаточно сложной экономико-математической задачей [3,4,7,9,11].

 Для определения места размещения логистических объектов используются различные математические методы.  В частности метод МАИ применяли российские ученые Г. Л. Бродецкий, В. В. Дыбская, А.  М. Гаджинський,   А. Н. Калмыкова, В.С.  Лукинський [3,4,5,6,9].  Методам планирования размещения логистических объектов посвящены работы отечественных ученных В. Р. Кигеля, Е. В.  Крикавского, О. М.  Сумца и других [7,8,12].  Часто используют методы «центра тяжести», пробной точки, метод математического программирования по критерию минимума суммарных логистических издержек, распределительная задача линейного программирования и т.д.  [3, с.  25].

         Целью исследования является выбор места размещения регионального распределительного центра сети поставок товаров бытовой химии в районе Киевского Приднепровья Украины с учетом системы критериев экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности.

    На первом этапе исследования осуществляли анализ существующих методик применения метода МАИ для обоснования оптимального выбора места размещения логистического объекта.  Было установлено, что при применении этого метода не учитывалась лояльность потребителей к продукции торговой марки и соответствие имеющейся инфраструктуры условиям функционирования РРЦ.  Далее, с учетом этих дополнительных качественных характеристик, были определены необходимые критерии оптимальности и сформировано множество альтернатив размещения логистических объектов, а также осуществлено упорядочение этих альтернатив по методике Саати [11]. Лицо принимающее решение (ЛПР) оценивает весомость каждого критерия, а также ценность каждого из городов как мест альтернативного размещения РРЦ по каждому критерию отдельно [3].  На каждом этапе реализации метода рассчитывается индекс согласованности с целью проверки ответов ЛПР на наличие ошибок [3,7].

 Завершающим этапом реализации методики является вычисление итоговых приоритетов отдельных альтернатив.  Потенциальными местами размещения являются города Киев, Черкассы, Житомир и Винница (Табл. 1). Их находят путем вычисления суммы произведений коэффициентов важности критериев на коэффициенты важности альтернатив по соответствующим критериям [3, с.  33].  Обращаемся теперь к конкретной задачи о выборе оптимального места размещения РРЦ по распространению товаров производителей бытовой химии в регионе Киевского Приднепровья Украины. 

Таблица 1

Постановка задачи выбора места размещения для МАИ

Главная цель

Выбор оптимального города для размещения регионального распределительного центра (РРЦ)

Цели (критерии оптимальности)

 

Затраты на логистическое обслуживание min

Соответствие существующей инфраструктуры условиям функционирова-ния РРЦ max

Лояльность потребителей к имеющемуся спросу max

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Альтернативы

      ( города)

В

Черкассы

D

Винница

С

Житомир

A

Киев

 

 

С целью оптимизации были выбраны следующие критерии оптимальности: расходы на логистическое обслуживание; соответствие существующей инфраструктуры условиям функционирования РРЦ; лояльность потребителей к продукции торговой марки.  Критерий затрат на логистическое обслуживание является комплексный, поскольку включает следующие составляющие: стоимость аренды складского помещения; заработную плату работников и расходы на перевозку товаров.

 Каждую составляющую критерия затрат на логистическое обслуживание выражаем в денежных единицах и сводим к общему показателю по каждому из городов.  Элемент близости к поставщику, а также к имеющемуся и потенциальному рынкам сбыта выражаем через расходы на перевозки.

 Расходы определим по следующей формуле:

 Расх = Ро + Зп + t Ч S,

 где Расх  - общая сумма расходов на перевозку, грн,

 Ро - стоимость аренды складского помещения,

 Зп - заработная плата работникам, грн,

 t - тариф за перевозку, грн / км;

 S - расстояние от поставщика (г. Павлоград) к потребителю, км

 После вычисления критериальных показателей проводили расчет коэффициентов относительной значимости каждого города в соответствии с вычисленными значениями. 

 Критерий соответствия имеющейся инфраструктуры условиям функционирования распределительного центра состоит из:

·                      обеспечения помещения необходимыми коммуникациями;

·                      удобства автомобильного подъезда к складским помещениям;

·                      развитости инфраструктуры ввиду осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

 Для оценки городов-альтернатив размещения РРЦ по критерию соответствия имеющейся инфраструктуры условиям функционирования данного объекта, проводили анализ имеющихся складских помещений в соответствующих городах.

 Критерий лояльности потребителей к продукции марки и компании рассчитывали на основании частоты повторных заказов и относительного увеличения разовых закупок по отдельным городам в 2009 году с объемом одной закупки не менее 1000 единиц.

 Коэффициент лояльности потребителей Кл для каждого из городов рассчитывали по формуле [10]:

 Кл = Чзам Ч Взам,

 где Чзам - частота повторных заказов, раз;

 Взам - относительное увеличение разовых закупок продукции,%.

  На завершающем этапе рассчитывали итоговые приоритеты альтернатив и занесли их значения в таблицу 2.

 Таблица 2

 Оценки приоритетов городов-альтернатив размещения РРЦ

 Название города

Киев

Черкассы

Житомир

Винница

 

 Приоритет альтернативы, %

17,44

23,63

33,01

25,52

 

Видим, что оптимальным для размещения РРЦ распределительной сети товаров бытовой химии региона Киевского Приднепровья является город Житомир.  Региональный распределительный центр, расположен в этом городе, имеет преимущества по лояльности потребителей, расходами на обслуживание и качеством функциональных элементов складской инфраструктуры.

 Выводы. Выбор оптимального размещения РРЦ нужно обосновывать с позиции экономической безопасности размещения субъектов хозяйственной деятельности, которые являются участниками цепи поставок.  Сравнительное оценивание альтернатив размещения объектов  с позиции экономической безопасности является комплексным и базируется на ряде критериев, зависящих от целого ряда факторов, в том числе и особенностей функционального назначения логистического объекта.  Эффективным методом определения  места размещения регионального логистического объекта  является метод анализа иерархий.  Он позволяет учитывать факторы, которые непосредственно влияют на экономическую безопасность регионального логистического объекта, как при его размещении, так и функционировании объектов хозяйственной сети предприятий в будущем. Применение этого метода для вычисления оптимального размещения логистического объекта в распределительной сети товаров бытовой химии региона Киевского Приднепровья Украины позволило определить город для размещения - Житомир, который имеет преимущества по лояльности потребителей, расходам на обслуживание и качеством функциональных элементов складской инфраструктуры.

 Библиографический список:

1.                Алькема В.Г. Удосконалення логістичної системи доставки товарів промислової групи / В.Г. Алькема // Вісник Донецького інституту автомобільного транспорту. – 2009. – Вип.1  – С. 26-32.

2.                Алькема В.Г. «Процедура обоснования варианта формирования инфраструктуры для диверсификации логистического сервиса»/ В.Г. Алькема// — Логистика. Проблемы и решения №5, 2008 год.

3.                Бродецкий Г.Л. Применение метода аналитической иерархии для оптимизации места расположения регионального распределительного центра./ Г.Л. Бродецкий, П.А. Терентьев //Логистические технологи. № 1 (6) фехраль 2005. 26-34 с.

4.                Бродецкий Г.Л. Системная аналитика принятия решений в исследованиях логистики./Г.Л. Бродецкий // — М.: ГУ-ВШЭ, 2004. 170 с.

5.                Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: / А.М Гаджинский.//Учеб.-практ. пособие. – М.: Проспект, 2005. – 176 с.

6.                Дыбская В.В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке./В.В.Дибская// — М.: ВИНИТИ РАН, 2002. 264 с.

7.                Кігель В.Р. Математичні методи ринкової економіки: Навчальний посібник./ В.Р Кігель.// К.: Кондор, 2003.—158 с.

8.                Крикавский Е.В.: «Логистический центр — это узловой обьект логистических сетей…» /Крикавский Е.В.//Логистика: проблемы и решения. №5 (18) 2008. 38-39 с.

9.                Лукинский В. С. Модели и методы теории логистики : учеб. пособие / В. С. Лукинский. — [2-е изд. В. В. Лукинский. — СПб. : СПбГИЭУ, 2003. — 110 с.]

10.           Райко Д.В. Методологічний підхід до оцінювання готовності споживача: Навчальний посібник./Д.В. Райко//: Національний технічний університет «Харківський політехнічний інститут» , 2003. – 120с.

11.           Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархии./ Т. Саати.// — М. «Радио и связь», 1993. — 278 с.

12.           Сумец А.М. Что следует учитывать, выбирая место для строительства логистического объекта /А. М. Сумец// Международный научно-практический журнал «Логистика: проблемы и решения» -  Харьков: 2008. - вып. № 5   – С. – 32-37 


Количество просмотров: 5208
теги:
02.06.2016 09:01 | Loglem2016блог автора

Еще публикации: