Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 декабря 20:19:32
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Место и роль транспорта в странах Таможенного союза и Европейского союза: сравнительный анализ

В статьи отмечено, что в условиях глобализации экономики и усилении конкуренции на мировом рынке возросла роль транспорта и транспортной системы. Указывается на то, что транспорт играет огромную роль не только в экономике отдельных стран, но и оказывает существенное влияние на формирование региональных интеграционных экономических объединений, таких как Таможенный союз (ТС) и Европейский союз (ЕС)

Ключевые слова: транспорт, Таможенный союз, Европейский союз, транспортная политика, загрязнение окружающей среды

A. V. Petkevich,

Polotsk State University,

Novopolotsk, Belarus

Place and role of transport in the countries of the Customs union

and the European union: comparative analysis

In articles it is noticed that in the conditions of globalization of economy and competition strengthening in the world market the role of transport and transport system has increased. That transport plays a huge role not only in economy of the separate countries is underlined, but also essential impact on forming of regional integration economic consolidations, such as the Customs union (CU) and the European union (EU) makes

Keywords: transport, Customs union, European Union, transport policy, environmental contamination

 

Формирование ТС невозможно без транспортной  интеграции. Транспорт обеспечивает перемещение людей и товаров, экспорт и импорт транспортных услуг и является важной статьей платежных балансов всех стран. Автомобильный транспорт играет фундаментальную роль в цепях поставок. Он обеспечивает более 80% общего объема перевозок в странах ТС, обслуживая  практически все отрасли экономики. Рост спроса на услуги автомобильного транспорта является следствием экономического развития и неотделим от него.

В таблице 1 представлены темпы роста ВВП государств-членов ТС.

Таблица 1

Темпы роста ВВП государств-членов ТС (в % к предыдущему году)

Страна

2010

2011

2012

2013

Беларусь

107,7

105,5

101,7

100,1

Казахстан

107,3

107,5

105

106

Россия

104,5

104,3

103,4

101,3

Источник: собственная разработка на основании [1]

Как  видно из таблицы 1, в России и Беларуси наблюдается замедление темпов роста ВВП, в то время как Казахстан демонстрирует стабильно высокие показатели.

В целом по ТС в 2013 году  автотранспортом было перевезено более 8,77 млрд. тонн грузов, что на 1% больше по сравнению с 2012 годом. Наибольший прирост объемов перевозок отмечается в Казахстане – 97%. Однако, не смотря на положительную динамику перевозок в Беларуси их объем во много раз отстает от других стран, входящих в ТС (от России в 36 раз, Казахстана в 19). В России в 2009 году произошло резкое сокращение объемов грузовых перевозок, которые в настоящее время восстанавливаются, но еще не достигли уровня 2005 года.

Динамика перевозок грузов  автотранспортом в государствах-членах ТС представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика объемов перевозок грузов автомобильным транспортом в государствах-членах ТС, млн. тонн

Страна

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Беларусь

100,7

130,9

133,9

166,9

172,9

166,9

156,1

Казахстан

1511,1

1721,0

1687,5

1971,8

2475,5

2718,1

2982,7

Россия

6685

6893

5240

5236

5663

5829,3

5634,3

Источник: собственная разработка на основании [1]

В последнее время все более возрастает роль автомобильного транспорта в перевозках грузов на дальние расстояния. Динамика среднего расстояния перевозки грузов автотранспортом в государствах-членах ТС представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика среднего расстояния перевозки грузов автотранспортом в государствах-членах ТС, км

Страна

2005

2012

2013

Беларусь

73,5

116,8

128,7

Казахстан

31,2

48,7

48,7

Россия

29

42,5

44,3

Источник: собственная разработка на основании [1]

Исходя из данных таблицы 3, следует, что наибольшее расстояние перевозок грузов имеет Беларусь и данный показатель увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,75 раза. У Казахстана же данный показатель практически не меняется, а у России увеличился в 1,5 раза. В общем, видна тенденция увеличения расстояний перевозки грузов автомобильным транспортом.

Анализ статистических данных по перевозкам грузов между государствами-членами ТС позволил получить прогноз развития автомобильного транспорта на 2014-2020 годы (таблица 4 и 5). Прогноз выполнен Институтом Народнохозяйственного Прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН). Ожидается увеличение объемов  перевозимых  грузов  в 2020 году по сравнению с 2014 годом в Беларуси на 42%, Казахстане и России – на 25% и 17% соответственно. Темпы роста грузооборота составят в Беларуси 36%, Казахстане и России – 58% и 17% соответственно. 

Таблица 4

Прогноз объемов перевозок грузов автомобильным транспортом в государствах-членах ТС по базовому сценарию, млн. тонн

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Беларусь

195

215

230

250

265

270

Казахстан

3300

3500

3660

3800

3900

3950

Россия

5800

5900

6100

6200

6400

6700

Источник: собственная разработка на основании [2]

Таблица 5

Прогноз грузооборота автомобильного транспорта в государствах-членах ТС по базовому сценарию, млрд. т-км

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Беларусь

24

25

26

28

30

30,5

Казахстан

156

176

195

213

230

233

Россия

250

262

265

270

280

288

Источник: собственная разработка на основании [2]

Исходя из данных таблицы 4 и 5, можно сделать вывод, что в 2015-2020 годах будет наблюдаться увеличение объемов перевозок грузов и грузооборот автомобильным транспортом во всех странах-членах ТС.

К основным системным проблемам развития транспорта ТС следует отнести:

-    недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения;

-    наличие технических и административных барьеров;

-    высокую долю транспортных затрат в себестоимости продуктов;

-    низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;

-    наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

-    высокий уровень износа транспортных средств, подвижного состава и объектов инфраструктуры.

Транспорт является одной из основ экономики ЕС и играет важную роль в экономическом росте и создании рабочих мест. В транспортной отрасли занято около 10 млн. человек (4,2% от общего числа занятых в экономике), непосредственно обеспечивающих транспортные потребности экономики и населения ЕС. Общие затраты на перевозки составляют около 1 трлн. евро в год, то есть более 10% ВВП Европейского союза. Стоимость транспортной инфраструктуры и технологий оценивается в 20% суммарной стоимости основного капитала стран ЕС, а протяженность автомобильных дорог ЕС составляет 5 млн км, в том числе 60 тысяч километров современных автомагистралей. Трансъевропейская транспортная сеть охватывает наиболее важные направления перевозок. Ожидается, что к 2020 году протяженность трансъевропейских автомобильных дорог достигнет 96 тысяч километров.

По объему перевозок автотранспортом в первую шестерку стран ЕС входят Германия, Польша, Испания, Франция, Италия и Великобритания [3].

Развитие автомобильного транспорта в ЕС идет быстрыми темпами. Около 40% товаров перевозится в ЕС по автодорогам. Каждый год увеличивается количество личного автотранспорта [4].

Разработанные Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) индексы автотранспорта, которые позволяют сопоставить рост ВВП, объемы  грузовых перевозок и число регистраций новых транспортных средств в 58 странах, показывают, что на фоне стран ЕС, в которых темпы роста остаются очень низкими, страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) имеют существенный рост в отрасли автомобильных перевозок.

Сложность выхода рынка автомобильных грузоперевозок ЕС из кризисного состояния подтверждает, что в транспортном комплексе ЕС имеется ряд проблем. Прежде всего - это перегруженность путей сообщения. Основной причиной  перегруженности выступает существенный рост парка легковых автомобилей, в течение последних 30 лет его численность в странах ЕС утроилась. В обеспечении  грузовых  потоков  на  территории  ЕС  сложились явные диспропорции. В 2011 году из общего объема перевозок грузов на автомобильный транспорт приходилось около 46%, морской транспорт – 42%, железные дороги – 8%, внутренние водные пути – 4%. В странах ЕС по-прежнему актуальной остается проблема конкуренции между различными видами транспорта. В настоящее время акцент переносится на автомобильный транспорт. Автоперевозчики, создав жесткую конкуренцию другим видам транспорта и между собой, вынуждены обходить нормы, касающиеся продолжительности рабочего дня, лицензий и дорожной безопасности. Основной причиной нарушения законодательства является сравнительно низкая себестоимость перевозок автотранспортом в новых странах, вступивших в ЕС. Острейшей транспортной проблемой в ЕС, как и в других странах мира, являются ДТП. В настоящее время ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает свыше 40 тысяч человек. Следующая проблема – загрязнение транспортом окружающей среды. Основная доля токсичных веществ выбрасывается автомобильным транспортом. Только по парниковым выбросам на его долю приходится 71%. Отмеченные выше трудности во многом определяют транспортную политику стран Западной Европы. Современная транспортная политика ЕС предусматривает около 60 особых мер, реализация которых должна значительно приблизить страны союза к созданию единой трансъевропейской транспортной системы. Эти меры, по существу, представляют собой программу действий, содержащую предложения, касающиеся всех видов транспорта. В ее основе лежат следующие принципы: повышение качества работы автомобильного транспорта, развитие интермодальных перевозок и проведение единой тарифной политики [3].

ЕС формирует на рынке автомобильных перевозок свободную конкуренцию и в соответствии с этим транспортно-логистическая компания из любой страны ЕС может осуществлять как автоперевозки из конкретной страны ЕС, так и осуществлять автомобильные грузоперевозки в эту страну.

ЕС в рамках общей транспортной политики разрабатывает целый ряд программ по усовершенствованию перевозок автотранспортом. Среди них:

Intelligent Transport Systems (ITS) - применение инфокоммуникационных технологий (интеллектуальные светофоры, системы оповещения и т.д.), финансируется государствами-членами;

Car-pooling - инициативы по задействованию свободных мест в автомобилях. Если в автомобиле больше одного человека, то ему открывается доступ на резервные (свободные) полосы в час-пик;

Parking management - система оптимизации нахождения подходящего свободного места для паркинга с помощью общей электронной сети;

Cycling & walking - программа принудительной замены автомобилей на велосипеды и пешеходные зоны передвижения [5].

Таким образом, автомобильный  транспорт  играет  важную  роль  в  развитии  интеграционных процессов  в  рамках  ТС и ЕС.  От работы  автомобильного  транспорта  как  одного  из  элементов  в  цепи  поставок  зависит надежность логистической цепи в целом. В государствах-членах ТС и ЕС ускоренными темпами идет формирование опорной сети логистических центров в областных центрах и транспортных узлах. К общим тенденциям развития автомобильного транспорта в ТС можно отнести опережающие темпы его роста по сравнению с темпами роста валового  внутреннего продукта государств-членов ТС и увеличение доли автомобильного транспорта, как в объемах перевозимых грузов, так и в грузообороте. Автомобильный транспорт расширяет сферу деятельности, увеличивая среднее расстояние перевозки грузов, которое составляет 40 км. В странах ЕС происходит успешное развитие автотранспорта, однако имеются некоторые проблемы в транспортном комплексе, которые решаются  в рамках транспортной политики, изменений в законодательстве, а также усовершенствований автоперевозочного процесса.

Библиографический список

1.        Официальный интернет-портал IRU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iru.org/. – Дата доступа: 07.04.15.

2.        Отчет о научно-исследовательской работе Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) “Транспортная политика единого экономического пространства на период до 2020 года: время действий”. Часть 2 “Разработка первой редакции проекта “Транспортная политика Единого экономического пространства на период до 2020 года”; под руководством академика Ивантера В.В. - 2012.

3.        Чайковская, Ю.В. Страны Европейского союза на мировом рынке  автомобильных грузоперевозок / Ю.В. Чайковская // I Международная заочная научно-практическая конференция “Логистические системы и процессы в современных экономических условиях”, 1-15 ноября 2013. – Минск, 2013.

4.        Бабынина,  Л.О. Транспортная политика ЕС: проблемы и перспективы / Л.О. Бабынина. - Москва, 2009. – 144 с.

5.        Транспортное право ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/192407019401/pravo/transportnoe_pravo_evropeyskogo_soyuza. – Дата доступа: 08.04.15.

 ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 524-530

 


Количество просмотров: 5067
теги:
24.06.2015 07:57 | Kaflogблог автора

Еще публикации: