В статье рассмотрено состояние рынка транспортно-экспедиционных услуг Республики Беларусь на современном этапе, проанализирована структура рынка по видам оказываемых услуг, видам транспорта и географии перевозок.
Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, рынок транспортно-экспедиционных услуг, география перевозок
T.S. Palcheuskaya
Polotsk State University,
Novopolotsk, Belarus
Analysis of freight forwarding services in the Republic of Belarus
The article considers the state of the market of freight forwarding services in the Republic of Belarus at the present stage, analyzed the structure of the market by type of services, modes of transport and transport geography.
Key words: freight forwarding services, freight forwarding services market, traffic geography
Рынок транспортно-экспедиционных услуг является важной и неотъемлемой частью экономики любой страны. В развитых странах доля транспортно-экспедиционных услуг в ВВП составляет 25-30%. В Беларуси этот показатель равен 7,9%, поэтому развитие рынка логистических услуг является одним из приоритетных направлений Республики Беларусь на данный момент.
В ходе исследования структуры рынка логистических услуг нами было выделено 7 основных операций, оказываемых белорусскими организациями:
− транспортировка (автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным транспортом, а также мультимодальные перевозки);
− таможенное оформление;
− складские услуги;
− услуги по страхованию грузов;
− разработка схем доставки грузов, расположения грузов в транспортном средстве для клиентов;
− осуществление погрузочно-разгрузочных работ, упаковка грузов;
− информационные услуги.
В таблице 1 представлен анализ оказываемых в Республике Беларусь транспортно-экспедиционных услуг на основе данных 55 организаций страны, оказывающих соответствующие услуги.
Таблица 1
Анализ услуг, оказываемых транспортно-экспедиционными организациями Республики Беларусь
Организации |
Услуги |
||||||||||
Транспортировка |
Таможенное оформление |
Складские услуги |
Страхование |
Разработка схем |
Осуществление ПРР, упаковка |
Информационные услуги |
|||||
Автомобильным транспортом |
Ж/Д транспортом |
Морским транспортом |
Воздушным транспортом |
Интермодальные перевозки |
|||||||
Автовнештранс УП |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Автопромснаб-спедишн СП |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
Автоинвест ООО |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Адлергрупп ООО |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
АДМ Логистик ЧТЭУП |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алевтранс СООО |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ANNEBERG transport A/S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AsstrA |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Белагроэкспорт ЧТЭУП |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
BELINTERTRANS Lietuva |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
Гос. Предприятие «БТЛЦ» |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
Белмагистраль Автотранс |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Белинтерлогистик ИООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Беллогатекс ООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Белорусская Транспортная Компания СЗАО |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Белэкс-логистик ОДО |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
Белтехносервис ТУП |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Белэкстэстранс ИООО |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Белвнештранс СООО |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
Бюро экспорта OOO |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Витана УЧСТП |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вега-транс ООО |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Витранс ООО |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Градалогистик ИЧТУП |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Гринтур ООО |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
ЕМТранс ООО |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Имэкстрэйд ИУП |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
«Карат-экспедиция» ЧУТЭП |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
Крафттранс ООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
КТЛ ООО |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
Литрайлас ИП |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ларс Крогиус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Лэндтрансэкспедиция ООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Мегасила ТЧУП |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М&М Милитцер&Мюнх СООО |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» |
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Мэйджор Карго Сервис БЕЛ ООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Наше Дело ООО |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
Нортроп ИП ООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
Орион-Бел ООО |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проспер ООО |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Пульс ООО |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Раладос УП |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ратипа ООО |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
Руссюрвей ООО |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
Санта Импэкс Брест СП ООО |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
СД Факториал Логистик СЗАО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Сервис М Логистик ЧТЭУП |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
Spedimec SRL |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Транскомлогистик ООО |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Т.Э.Л.С.-БиУай ИП |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
Фирма Эвакс ООО |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форвард ТЭООО |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
ДБ Шенкер ИООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экспрессфрахт ООО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Итого, % |
32,6 |
20,3 |
17,4 |
10,9 |
18,8 |
74,5 |
43,6 |
49,1 |
29,1 |
36,4 |
30,9 |
Примечание: собственная разработка на основании источника [3]
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что 32,6% услуг по транспортировке грузов организации осуществляют автомобильным транспортом, популярны также и железнодорожные перевозки (20,3%). В Республике Беларусь 18,8% организаций предоставляют услуги интермодальных перевозок, т.е. перевозок с использованием нескольких видов транспорта. 17,4% рынка транспортно-экспедиционных услуг страны составляют морские грузоперевозки и всего 10,9% - воздушные перевозки.
Наиболее распространенными услугами, оказываемыми транспортно-логистическими организациями Беларуси, являются таможенное оформление и страхование грузов. Всего 74,5% и 49,1% исследованных организаций предоставляют данные услуги. 43,6% организаций также выполняют услуги по складированию грузов в собственных складах или складах партнеров, при этом только 36,4% предоставляют услуги по погрузке-выгрузке и упаковке грузов. 30,9% организаций предоставляют информационные услуги, такие как информирование клиентов о местонахождении грузов или консультирование по вопросам грузоперевозок. И лишь 29,1% исследованных в данной работе организаций осуществляют услуги по разработке схем доставки грузов и их размещения в транспортном средстве.
В таблице 2 представлена информация о странах, в которые осуществляют перевозки транспортно-экспедиционные организации Беларуси, в количественном выражении.
Таблица 2
Количество транспортно-экспедиционных организаций Беларуси, осуществляющих перевозки в различные страны
Регион |
Количество организаций |
||
В абсолютном выражении |
В процентах |
||
Европа |
Западная Европа |
43 |
84,3 |
Восточная Европа |
40 |
78,4 |
|
Северная Европа |
33 |
64,7 |
|
Южная Европа |
29 |
56,9 |
|
Страны СНГ |
48 |
94,1 |
|
Азия |
Центральная Азия |
43 |
84,3 |
Ближний Восток |
19 |
37,3 |
|
Китай |
20 |
39,2 |
|
Все страны мира |
15 |
29,4 |
Примечание: собственная разработка на основании источника [3]
Большинство транспортно-экспедиторских организаций Республики Беларусь (94,1%) осуществляют перевозки в страны СНГ, принимая во внимание географическое местоположение страны, особенно распространены перевозки в Россию, Казахстан и Украину. Также пользуются спросом грузоперевозки в Западную Европу и Центральную Азию, которые организуют 84,3% проанализированных в данной работе компаний. Чуть менее распространены перевозки в Восточную, Северную и Южную Европу, их доля составляет 78,4%, 64,7% и 56,9% соответственно. Около 40% компаний также осуществляют перевозки в страны Ближнего Востока и Китай. И всего 29,4% организаций предлагают грузоперевозки в любую страну мира.
Таким образом, основная часть исследованных организаций предоставляет услуги таможенного оформления наряду с транспортировкой грузов. Примерно 50% организаций предлагают страхование и складирование грузов на собственных складах или складах партнеров с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, а также работ по упаковке и контейнеризации грузов. Всего треть организаций разрабатывают схемы доставки грузов, схемы расположения грузов в транспортном средстве для клиентов, а также предлагают различные информационные и консультационные услуги.
Большинство организаций Беларуси работают в режиме 2PL, только 0,5% являются 3PL-провайдерами [5]. Рынок 4PL услуг в стране отсутствует. Невелика и доля аутсорсинга, которая составляет не более 2%, для сравнения в Китае данный показатель составляет 48% [4].
Библиографический список
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. –Дата доступа: 21.02.2014
2. Транспорт и связь в Республике Беларусь: статистический сборник / сост.: В. И. Зиновский [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. – 126 стр.
3. Forwarder, 2014 : справ. экспедитора и перевозчика / сост.: Е.А. Ильина [и др.]; под ред. Н. В. Горбеля. – Минск : Центр «БАМЭ-Экспедитор» , 2014. – 176 стр.
4. Interfax – информационное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.by. –Дата доступа: 13.03.2014.
5.
Центр
«БАМЭ-Экспедитор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baif.by.
–Дата доступа: 13.03.2014.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 516-520