В статье рассмотрены задачи закупочной логистики наукоемкой продукции. Представлена логистическая система закупок сложной наукоемкой продукции проектной организации
Ключевые слова: закупочная логистика, логистический менеджмент, логистическая система закупок, наукоемкая продукция, высокотехнологичная продукция
V.D. Novitskaya,
master-student,
St. Petersburg University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
Forming of logistics system of high-tech products procurement
In the article the targets of procurement logistics of high-tech products are being considered, and the logistics system of high-tech products procurement is being presented
Keywords: procurement logistics, logistics management, logistics system of procurement, high-tech products
В условиях нестабильности экономической среды роль наукоемкой продукции существенно возрастает. Данная продукция обладает высокой полезностью, которая отражается на обеспечении конкурентоспособности компании. Наукоемкие продукты характеризуются низкой ресурсоемкостью, выраженной двумя аспектами:
1) конструкцией наукоемкого изделия (экономия материальных ресурсов при изготовлении);
2) применяемыми технологиями (экономия различных видов ресурсов при эксплуатации).
В процессе закупки наукоемкой продукции решаются традиционные задачи закупочной логистики: определение номенклатуры и ассортимента, необходимого комплекта услуг при поставках, оптимизация выбора поставщиков, расчет графика поставок и определение порядка финансовых расчетов. Однако наиболее трудоемкой, согласно позиции автора, является задача определения потребности в наукоемкой продукции и оптимизация выбора необходимых характеристик (функций).
Любой наукоемкий продукт может быть описан
следующим множеством:
Организация закупочной деятельности данных продуктов требует работы различных высококвалифицированных специалистов: инженеров с техническим образованием для определения потребности компании, экономистов для осуществления экономического обоснования, а также специалистов, обладающих навыками проведения эффективных переговоров и работы с заказчиками, поставщиками и подрядчиками. Таким образом, процесс закупки наукоемкой продукции представляет собой сложную логистическую систему.
Целесообразно исследовать логистическую систему закупок наукоемкой продукции на примере конкретного предприятия. Объектом исследования послужило ЗАО «Лонас технология». Компания является лидером на российском рынке проектирования объектов тепловой энергетики и реализует комплексные энергетические проекты, а также оказывает отдельные виды услуг. Закупаемая в рамках проектов наукоемкая продукция представлена различным сложным высокотехнологичным оборудованием для ТЭЦ.
Логистическая система закупок наукоемкой продукции компании представлена тремя основными элементами:
1) коммерческим отделом;
2) подсистемой технических отделов;
3) отделом тепловых расчетов и схемных решений.
Коммерческий отдел является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно коммерческому директору. Среди основных функций отдела необходимо выделить:
- проведение маркетинговых исследований рынка энергетического оборудования с целью оптимизации выбора поставщиков;
- организация закупок наукоемкой продукции на основе согласования с заказчиком спецификаций на поставку, сроков изготовления и поставки, платежей;
- оформление договоров поставки заказчиками;
- инспектирование при изготовлении оборудования на заводе-изготовителе, контроль комплектации и качества поставки, оформление документации, отгрузка и контроль получения заказчиком;
- выявление несоответствующего оборудования при поставке, монтаже, наладке и при эксплуатации;
- участие в оперативной переписке и переговорах с заказчиками, подрядчиками и субподрядными организациями;
- участие в работе научно-технического совета компании.
Таким образом, коммерческий отдел выполняет следующие основные задачи закупочной логистики: оптимизация выбора поставщиков, определение необходимого комплекта услуг при поставках, расчет графика поставок и определение целесообразного для компании порядка финансовых расчетов, а также осуществляет непосредственно закупки (заключение договоров) и контроль качества.
Задача определения потребности в наукоемкой продукции осуществляется системой технических (инженерных) отделов компании. Генеральный директор совместно с заместителями выбирает главного инженера проекта (ГИП) в соответствии со спецификой конкретного проекта. ГИП или другой уполномоченный им высококвалифицированный специалист инженерных отделов выезжает к заказчику с целью проведения анализа и исследования потребности в необходимых наукоемких продуктах. Результатом работы отдела является техническое задание.
Закупка наукоемких продуктов средней и высокой степени сложности (с большим числом функциональных характеристик) и высокой стоимости требует больше времени для решения задачи анализа потребности в закупаемых продуктах. В отличие от ненаукоемких товаров, данные продукты, как правило, достаточно специфичны, и компании необходимы высококвалифицированные специалисты, понимающие технические характеристики, особенности и функции продукта. Ввиду технической сложности каждый специалист специализируется на определенной группе продуктов.
Следующую трудоемкую и сложную задачу закупочной логистики наукоемкой продукции - определение номенклатуры закупаемых товаров и услуг - осуществляет отдел тепловых расчетов и схемных решений. На основании данных, полученных от системы технических отделов о потребности заказчика, специалисты данного отдела пишут технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое, в том числе, содержит информацию: номенклатуру продукции, количественный и качественный анализ характеристик (функций), являющихся оптимальными для целей осуществляемого проекта, в первую очередь, с точки зрения экономических показателей, главным образом - рентабельности.
Отдел расчетов и схемных решений является самостоятельным техническим подразделением ЗАО «Лонас технология» и подчиняется непосредственно техническому директору.
Таким образом, можно представить логистическую систему закупок наукоемкой продукции ЗАО «Лонас технология» в виде схемы (Рис. 1).
Рисунок 1 - Логистическая система закупок наукоемкой продукции
Проанализировав логистическую систему закупок наукоемкой продукции ЗАО «Лонас технология» выявлено, что основными потоками, играющими ключевую роль, являются информационные потоки, как внутренние - между отделами компании, так и внешние – с контрагентами.
Таким образом, для совершенствования логистической системы закупок с целью улучшения функционирования компании необходимо уделить особое внимание данным потокам, а именно - их ключевым характеристикам – скорости и качеству передачи информации. Эффективное управление информационными потоками позволит логистической системе закупок наукоемкой продукции функционировать без сбоев, как единое целое, что положительно скажется на работе всей компании как системы – сокращению общих издержек, а также большему удовлетворению клиентов компании.
Библиографический список
1. Новицкая В.Д. Особенности наукоемкой продукции как объекта приложения методов и принципов логистики // Логистика и торговая политика: Сборник научных трудов. Выпуск 1(12) / Под ред. В.В. Щербакова и Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – С. 139-142.
2. Новицкая В.Д. Особенности ценообразования в
логистической системе товародвижения наукоемкой продукции // Современные
аспекты экономики. №7-8(203-204). – СПб, 2014. – С. 51-60.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 500-504