Статья посвящена актуальным проблемам сельского хозяйства России. Рассмотрены актуальность интегрированной логистики в данной сфере, а также проблемы, препятствующие процессу развития интегративных отношений. Предложены варианты решения проблем с учетом зарубежного опыта.
Ключевые слова: интегрированная логистика; сельское хозяйство; дистрибуция; цепи поставок; оптимизация издержек
T.S. Minenkov,
Higher School of Economics - National Research University,
Moskow, Russia
Actual problems of integrated logistics in Russian agriculture
This article is devoted to actual problems of agriculture in Russian Federation. There are examined actuality of integrative logistics in this field and such problems that put obstacles in the way of development of this strategic. We proposed solutions to problems, taking into account international experience.
Keywords: integrated logistics; agriculture; distribution; Supply Chain Management; cost optimization
Сегодня сельское хозяйство России находится в весьма сложной ситуации. Вступление в ВТО сняло пошлины на многие ввозимые товары из-за рубежа. В результате, отечественные производители столкнулись с импортом, который имеет ряд преимуществ, связанных как с проводимой финансовой политикой страны экспортера, так и с природными условиями.
Во-первых, урожайность в Европе колеблется в пределах Сам 6 - Сам 8, в то время как в России Сам 3 - Сам 4. То есть, для того чтобы российскому фермеру собрать столько же урожая с 1 га. земли, сколько собирает фермер в ЕС, ему нужно обработать 2-3 га. земли, что приводит не только к большим затратам на горючее, но и к вдвое быстрому износу техники. На ремонт техники придется закупать запчасти в условиях межотраслевого диспаритета цен. Как известно, цены на технику повышаются в 2 раза быстрее по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства. Все это приводит к большим затратам.
Диаграмма № 1. Доля госпомощи в стоимости продукции.
Во-вторых, доля госпомощи в стоимости продукции в ЕС на порядок выше чем в России. В целом, на 1 гектар пашни в России выделается в 40 раз меньше средств чем в Евросоюзе. Это делает импорт более качественным.
В-третьих, только 13% земель России пригодны для сельского хозяйства. Как правило, эти земли разбросаны по всей территории страны, что делает транспортные расходы в разы выше чем в Европе, где 51% обрабатываемых земель расположены компактно, в более благоприятном климате, что делает их сельское производство более рентабельным.
В-четвертых, урожай в России собирается только 1 раз в год, а в соседних странах, например, в Китае, урожай собирают 2-3 раза в год.
Таким образом, вступив в ВТО, Россия, открыла границу импортным товарам, превосходящим русский по многим параметрам. Согласно подсчетам ученых Российской академии сельского хозяйства, произведенным в конце 2011 года, к 2020 году такая политика РФ может привести к серьезной экономической и социальной катастрофе: 40% сокращение рабочих мест, закрытие около 40 тыс. предприятий, уничтожение 460 моногородов, зависящих от одного завода. Недавние санкции должны обострить ситуацию еще сильнее. Их прогнозы начинают сбываться: официальное число безработных увеличилось за первые два месяца 2015 года на 10%, то есть на 86 000 человек. Еще 63 500 человек находится в простое, заняты неполный рабочий день 181 000 человек. Темп закрытия предприятий превышает темп их открытия.
На этом фоне отечественным предприятиям как никогда нужно эффективно оптимизировать свои затраты, чтобы не допустить дальнейшего негативного развития ситуации.
Выходом может послужить развитие интегративных отношений между фирмой-производителем продукции и дистрибьютером. На данный момент, товар, пройдя путь от изготовителя до потребителя набирает как минимум 100% маржи, что говорит о том, что каждое звено логистической цепи пытается извлечь выгоду. В России для распределения продукции используются перекупщики. То есть на дистрибуции строится бизнес. В Европе же перекупщиков очень мало, там доминируют цепи поставок. Иными словами, там распределительные системы являются не бизнесом, а инструментом.
В России таким отношениям сильно мешает налоговая политика. Устранить эту проблему не составит трудностей. В США, например, цепи поставок начали эффективно развиваться, когда появился закон, гласящий: «Участвующие в цепях поставок получают преференцию налога штата в 2%».
Также велика необходимость в обучении персонала методам оптимизации издержек. Согласно подсчетам, в некоторых регионах страны с данными методами знакомы только 10% фирм, что весьма негативно сказывается на финансовом положении как самих фирм, так и конечных покупателей.
Диаграмма № 2. Процентное соотношение долей Красноярских фирм, использующих оптимизационные методы логистики
Таким образом, сегодня перед сельским хозяйством стоит непростая задача оптимизации издержек производства и распределения товаров, что должно сократить себестоимость продукции, и предотвратить закрытие предприятий, и избежать повышения уровня безработицы.
Библиографический список
1. Сергеев В. И. «Корпоративная логистика.300 ответов на вопросы профессионалов». М.:ИНФРА-М, 2008. - 976 с.
2. http://b2bis.ru/statya/gramotnaya-logistika-vpolovinu-umenshaet-izderjki-biznesa
3. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Жейвид Дж. «Логистика. Интегрированная цепь поставок» 2-е изд. – M.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 640 с.
4. http://www.nakanune.ru/news/2015/2/27/22389385/
5. Филлипов Р. В. «Международный опыт субсидирования сельского хозяйства и продовольственная безопасность России». 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-subsidirovaniya-selskogo-hozyaystva-i-prodovolstvennaya-bezopasnost-rossii (дата обращения: 09.04.15)
Сам - отношение общего сбора хлеба к количеству
посеянных семян.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 487-490