Целью статьи является описание особенностей процесса координации на производственном предприятии. Процесс координации рассматривается в призме четырех звеньев: поставщик, производство, склад, потребитель. В качестве руководства по координации с поставщиками предлагается модель CPFR. Координация на этапе производства рассматривается в 3 направлениях: иерархическая, временная, предметная координации. Координация на этапе потребления описывается посредством алгоритма, отображающего процесс управления взаимоотношениями с потребителем. Координация на складе рассматривается с точки зрения: координации службы закупки, продаж и маркетинга, склада.
Ключевые слова: координация, поставщик, производство, склад, потребитель
S.A. Markaryan,
master-student,
Siberian federal university,
Krasnoyarsk, Russia
The specifics of coordination in the manufacturing enterprise
The purpose of this article is the features description of coordination process at the manufacturing plant. The coordination process is considered through the prism of four parts: supplier, production, warehouse, consumer. The CPRF model is offered as the guide for coordination with the suppliers. Coordination at the production phase is considered in three directions: hierarchical, temporary, subject coordination. Coordination at the stage of consumption is described by means of the algorithm displaying process of relationship management with the consumer. Coordination at the warehouse is considered from the point of view: coordination of purchase service, sales and marketing, warehouse.
Keywords: coordination, supplier, production, warehousing facility, consumer
Усиление конкуренции в производственной сфере вынуждает владельцев производств искать источники роста эффективности для повышения конкурентоспособности своего предприятия. На мой взгляд, движущей силой на пути к завоеванию лидирующих позиций на рынке и непременным условием успешного функционирования производственного предприятия является глубокая координация деятельности всех звеньев (поставщик, производство, складское хозяйство, потребитель), задействованных в логистической цепочке производства и доведения до потребителя конечного продукта.
Получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе в сфере производства в значительной степени зависит от того, каким образом компания выстраивает взаимоотношения с производственным процессом, потребителями, поставщиками, складским хозяйством. На рисунке 1 представлен процесс производства и доведения товара до конечного потребителя на предприятии.
Рис. 1 – Процесс производства и доведения товара до конечного потребителя на предприятии
Стрелки в представленной схеме отражают перемещения между звеньями материального, информационного, финансового, сервисного, людского логистических потоков. Именно эти перемещения необходимо координировать. В связи с этим, задача управленческого персонала в рамках представленного процесса сводится к следующим действиям:
1. Синхронизировать действия между звеньями;
2. Согласовать рабочий процесс внутри каждого звена и параллельно функционирующих подразделений;
3. Определить очередность действий на каждом этапе производственного процесса;
Абсолютная скоординированность действий на предприятии позволит избежать сбоев, снизить транзакционные издержки, рационально использовать имеющиеся на предприятии ресурсы (труд, капитал, сырье, материалы и пр.), быстро реагировать на изменяющуюся внешнюю среду, а в совокупности получаемый синергетический эффект увеличит экономический потенциал предприятия.
Рассмотрим подробнее процесс координации, взяв за основу рис. 1.
I. Координация с поставщиками.
Главным условием в процессе эффективной координации с поставщиками выступает баланс целей взаимодействующих организаций. Важно совместно разработать критерии оценки, которые являются едиными для всех, например: количество опозданий, количество поставок раньше назначенного срока, время разгрузки/размер партии, количество поставок «точно в срок», а также обозначить уровень возможных отклонений выбранных показателей.
В качестве алгоритма-руководства по координации с поставщиками обратимся к реализованной на практике во многих промышленных компаниях модели CPFR – модель согласованного планирования, прогнозирования и формирования заказов. Данная модель была разработана для согласования межфирменных взаимодействий с целью повышения их эффективности и включает три подсистемы: планирование, прогнозирование и формирование заказов, каждая из которых представляет собой комплекс мероприятий (см. Табл. 1.).
Таблица 1
Основные мероприятия модели CPFR [1]
Модель CPFR является эффективной, поскольку все бизнес-процессы в рамках данной модели формализованы и строго регламентированы, четко определены их стадии и последовательность выполнения, а также обозначены все вовлеченные в процесс сотрудники.
II. Координация на этапе производства.
Цель координации на этапе производства заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.
Координация на данном этапе должна производиться в трех направлениях:
1. Иерархическая координация - согласование и синхронизация организационной структуры предприятия;
Руководству компании необходимо определиться с методом иерархического планирования исходя из специфики производства, организационной культуры, а также учета слабых и сильных сторон того или иного метода. По результатам выбора метода иерархической координации должен быть составлен Устав организации, отражающий соподчинительные связи внутри организации, права и обязанности сотрудников, а также меру ответственности каждого сотрудника.
Теоретически выделяется три метода: традиционный метод (централизованное планирование «сверху–вниз»), прогрессивный метод (децентрализованное планирование «снизу–вверх»), комбинированный метод (встречное планирование).
Временная координация – согласование по временной последовательности и временной синхронности:
- Составление графика трудового процесса на предприятии;
- Составления подробного плана по производству продукцию: для смены, в течение дня, недели и т.д. исходя из предъявляемого спроса;
2. Предметная координация – согласование по предметной последовательности и предметной синхронности;
Предметная координация предполагает, наиболее максимально охватить и спланировать деятельность функциональных отделов в рамках общего процесса. Координация начинается с планирования работы функционального отдела с наименьшей производительностью, т.е. с планирования «узких мест», затем происходит дополнение общего планирование частными планами, которые базируются на планах «узких мест».
III. Координация на этапе потребления.
Координация на уровне «предприятие-потребитель» направлена на формирование и развитие взаимовыгодных, долгосрочных в рамках указанного взаимодействия. Данный вид координации имеет особую ценность для любого предприятия, поскольку потребитель является главным источником формирования прибыли. Рисунок 2 [2] демонстрирует алгоритм процесса управления взаимоотношениями с потребителем.
Координация предприятия с потребителями должна быть непрерывной, при этом необходимо производить постоянный мониторинг внешней среды, оценку результатов с потребителями, анализ эффективности управления взаимоотношения с потребителями – только в этом случае координационные действия будут эффективными.
Рис. 2 Алгоритм процесса управления взаимоотношениями с потребителем
IV. Координация на складе
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. В связи с этим координацию на складе необходимо осуществлять в трех направления:
· Координация относительно переработки груза, его документированием и доставкой конечному потребителю (склад);
· Координация функций поступления (служба закупки);
· Координация функций отправки (служба продаж и маркетинга);
При этом координация складского хозяйства должна включать:
· Разработку плана по оперативной разгрузке транспортных средств;
· Контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
· Графики поставки заказов клиентам;
· Маршруты движения при централизованной доставке груза;
· Действия по оптимизации партии отправки с целью максимального использования грузовместимости транспортного средства;
· План по структуре парка транспорта и контроль за их использованием;
· План по рациональному использование имеющихся складских площадей;
Процесс координация со смежными складу службами закупки, продаж и маркетинга представлены на рисунке 3 [3] .
Подводя итог вышесказанному, в очередной раз подчеркнем необходимость единой координации четырех звеньев: поставщик, производство, потребитель и склад. Ведь скоординированность этих звеньев позволит предприятию добиться результативного и качественного выполнения поставленных задач, поспособствует снижению общих затрат и сделает предприятие более конкурентоспособным.
Рис. 3 Координация деятельности смежных служб со складом
Библиографический список
1. Кущ C. П. Подходы к разработке механизма координации управления взаимоотношениями промышленной компании с партнерами / С. П. Кущ // Вестн. С.-Петерб. ун-та Маркетинг Сер. 8. - 2006. - № 3 – 17 С.
2. Галямова Э. Ф. Управление развитием промышленного предприятия в системе координации взаимодействий с потребителями [Электронный ресурс] : автореф. дис канд. экон. наук : 08.00.05 / Галямова Э. Ф // . – Ижевск. – 2012г. – Режим доступа : http://www.docme.ru/doc/216665/sovershenstvovanie-mehanizma-upravleniya-chelovecheskim-kapit...
3.
Сергеева
В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов
[Электронный ресурс] Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М,
2008. – Режим доступа: http://www.irbis.vegu.ru/repos/6639/HTML/229.htm.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 482-487