Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 апреля 9:06:56
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Основные элементы методологии коммерческой логистики как самостоятельной науки

В данной статье рассматривается коммерческая логистика, как результат синтеза таких научных направлений, как логистика и коммерческо-посредническая деятельность. Автор приводит методологические элементы коммерческой логистики, акцентируя внимание на том, что коммерческая логистика является самостоятельной наукой. Среди приводимых методологических элементов автор выделяет: цель, задачи, функции, предмет, а также принципы и методы. Кроме того, в статье автор указывает на то, что проблема отсутствия литературы по данной науке актуальна, что показывает выявление принципов и методов коммерческой логистики как самостоятельной науки в данном исследовании путём изучения методов и принципов логистики и коммерческо-посреднической деятельности.

Ключевые слова: коммерческая логистика, методологические элементы коммерческой логистики

I.A. Lyakhova,

студент,

Polotsk State University,

Novopolotsk, Belarus

Basic elements of the methodology of commercial logistics as an independent science

In this article we discuss the commercial logistics, as a result of the synthesis of such research areas as logistics and commercial mediation. The author gives methodological elements of the logistics business, focusing on the fact that commercial logistics is an independent science. Among the cited methodological elements of the author identifies: the purpose, objectives, functions, object, and the principles and methods. In addition, in the article, the author points out that the problem of the lack of literature on the actual science that shows the identification of the principles and techniques of commercial logistics as an independent science in this study by examining the methods and principles of logistics and commercial mediation

Key words: commercial logistics, methodological elements of commercial logistics

 

         В условиях современного строя мировой экономики невозможно представить ведение бизнеса без логистики, а в частности, без коммерческой логистики, ведь она охватывает деятельность торговых организаций, оптимизируя потоковые процессы и увеличивая прибыль предприятия.

Коммерческая логистика возникла путём слияния логистики и коммерческо-посреднической деятельности и имеет собственную теоретическую базу: цель, задачи, функции, предмет, а также принципы и методы.

Под коммерческой логистикой автор понимает раздел логистики, заключающийся в организации эффективного управления товарными и сопутствующими финансовыми, информационными и сервисными потоками в сфере коммерческого посредничества  в процессе продвижения товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления.

При изучении соответствующей литературы были выявлены следующие задачи коммерческой логистики [1]:

o   гарантия оптимальной системы организации потоков материалов, грузов и товаров, обеспечивающей надежность снабжения при минимальных затратах и максимальном использовании существующих мощностей;

o   создание системы контроля, вскрывающей неоптимизированные процессы и формирующей новые цели коммерческого предприятия на основе актуальных сравнений доходов и расходов;

o   формирование функциональной согласованной организационной структуры коммерческого предприятия.

Кроме вышеизложенных задач коммерческой логистики, следует отметить ещё одну задачу [2]: достижение максимальной приспособленности предприятия к изменяющейся рыночной обстановке при минимизации общих логистических затрат и обеспечение качества предлагаемых товарных потоков.

Также, исходя из приведённого нами определения коммерческой логистики и выявленных задач, можно определить цель коммерческой логистики: адаптация к запросам потребителя, что означает гарантию быстрого выполнения их заказов и точное соблюдение условий поставки.

Далее были выявлены функции коммерческой логистики [3]:

o   оптимизация экономических потоков фирмы;

o   рациональная организация всех видов ресурсов фирмы;

o   координация деятельности всех подразделений фирмы;

o   интеграция всех участников транзакций, связанных с рыночной ориентацией деятельности фирмы.

         Помимо задач, цели и функций коммерческой логистики, следует отметить её предмет [4]: полный цикл коммерческой и производственной деятельности, начиная процессом управления и разработки схемы движения груза, заканчивая вариантами реализации готовой продукции. Коммерческая логистика зависит от следующих параметров: научность, системность, вариативность, комплексность, конструктивность и надежность.

         Для наглядности, нами была разработана иллюстрация, отражающая взаимосвязь цели коммерческой логистики с её задачами и функциями (рисунок 1).

fbf5e0bf7361eb7572e86ea0756e9e73.jpg

Рисунок 1 – Цель, задачи и функции коммерческой логистики

         Примечание: собственная разработка на основании изученной экономической литературы.

Изучая экономическую литературу было выявлено, что принципы коммерческой логистики, как таковые, никто не выделяет, а связывают с принципами логистики и коммерческо-посреднической деятельности. Поэтому, нами были изучены принципы логистики в целом и коммерческо-посреднической деятельности и определены принципы коммерческой логистики:

1)      принцип рациональности (или выделения приоритетов) помогает торговому предприятию выбрать наиболее выгодного поставщика в смысле стоимости, расстояния и надёжности;

2)      принцип эмерджентности помогает торговому предприятию организовывать свою логистическую систему таким образом, чтобы независимо от изменений спроса на продукт получить максимально возможную прибыль за счёт единства (целостности);

3)      принцип интеграции и системности с целью достижения синергетического эффекта. Он отражается во взаимосвязи самой торговой деятельности коммерческого предприятия с маркетингом, прогнозированием и пр.;

4)      принцип личной инициативы. Данный принцип  проявляется в том, что коммерческая логистика представляет собой коммерческо-посредническую деятельность, которая, в свою очередь, представляет собой такую деятельность, которая требует проявление личной инициативы всех участников торговой организации с целью максимизации прибыли.

Далее, в ходе исследования экономической литературы, автор столкнулся с проблемой сложности выделения не только принципов, но и методов коммерческой логистики. Поэтому, были изучены и проанализированы методы логистики в целом и спроецированы на коммерческую логистику.

Так, методами коммерческой логистики являются:

         1. Метод системного анализа, сущность которого в коммерческой логистике заключается в том, что сфера коммерческо-посреднической деятельности подразумевает под собой управление системой, направленной на обработку, перемещение, хранение и реализацию товаров и услуг. Такая система, как и любая другая, требует системного подхода для выявления всех возможных угроз и потерь, а также и выгод;

         2.      Методы экономико-математического моделирования. Методы экономико-математического моделирования также проецируются на коммерческую логистику потому, что торговому предприятию необходимо знать, какой размер прибыли каждый вид товара может принести и прочее;

         3.      Метод прогнозирования, без которого существование торговых организаций бесполезно, так как торговая организация направлена на получение максимально возможной прибыли от осуществления своей деятельности, а без прогнозирования фирма не в силах предвидеть возможное увеличение или, наоборот, уменьшение прибыли на будущий или текущий период;

         4.      Метод исследования операций, суть которого в коммерческой логистике состоит в том, что в торговой организации все производимые операции должны быть чётко разделены и регламентированы, для минимизации временных издержек, что очень важно в условиях современной экономики.

Приведенное исследование в данной статье позволяет сделать вывод о том, что коммерческая логистика имеет место быть, причём как самостоятельная наука со своими методологическими элементами: предметом, целью, задачами, функциями, а также принципами и методами.

Данная статья также указывает на актуальность исследования этого синтеза логистики и посредническо-коммерческой, так как наука нова и проблема отсутствия широкого многообразия литературы по данному научному веянию стоит остро.

Библиографический список

1. Коммерческая логистика. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 14.03.2014

2. Коммерческая логистика, её понятие и сущность [Электронный ресурс] / Об экономике. Режим доступа: http://obekonomike.ru/publ/logistika/ kommercheskaja_logistika_ee_ponjatie_i_sushhnost/5-1-0-118. – Дата доступа: 17.11.2013

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 478-482


Количество просмотров: 3474
теги:
24.06.2015 07:39 | Kaflogблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама