В настоящее время, экономика России вступает на инновационный путь развития. Именно поэтому, логистическая инфраструктура становится одним из наиболее важных факторов социально-экономического развития Российской Федерации. Она позволяет объединить экономического пространство страны, развить межрегиональные и межгосударственные транспортно-экономические связи, рационализировать логистические и производственные мощности, оптимизировать использование природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов, способствовать развитию бизнеса и расширению международного сотрудничества, а также открыть для России дверь в мировую экономику в качестве равного партнера.
Ключевые слова: контроллинг, логистика, цепь поставок
A.E. Kyzlasov,
A.A. Lyashenko,
A.A. Smirnov,
Scientific adviser - V.F. Lukinykh,
doctor of economics, professor
Krasnoyarsk state agrarian university,
Krasnoyarsk, Russia
The role of business-process controlling in supply chains
Nowadays the economy of Russia is coming to innovative way of development. And that is why the logistic infrastructure seems to be one of the most important factor of social and economic growth of the Russian Federation. It provides the unity of the economic space of the country; the improvement of inter-regional and international transport and economic relations; rationalization of logistics and production facilities; optimization of using natural resources and socio-economic potential of the regions of the country; the development of business and expansion of international cooperation; and also the Russia's entry into the world economy as an equal partner.
Keywords: controlling, logistics, supply chain
Целью данной работы является попытка пояснить важность роли контроллинга в логистических системах. Для этого было совершено разъяснение понятия контроллинга; пояснены особенности контроллинга именно в логистической системе; объяснены причины необходимости применения контроллинга в цепях поставок; выявлены существующие проблемы в применении контроллинга.
В рамках администрирования логистических систем ведущая роль принадлежит процедурам контроллинга. Под контроллингом понимают сферу деятельности топ-менеджмента компании, которая включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной, финансовой и другой учетной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и принятие управленческих решений.
В контроллинге осуществляется сбор и использование информации с помощью корпоративных информационных систем и систем управленческого учета при планировании, финансировании, ценообразовании, создании отчетов, оценке, консультировании и аудите. Контроллинг должен быть нацелен на решение стратегических задач фирмы и достижение целей ее корпоративной стратегии. Контроллинг охватывает определение целей (в том числе стратегических), планирование, инструменты поддержки принятия решений, регулирование текущей/оперативной деятельности в зависимости от результатов оценки показателей функционирования фирмы (системы KPI).
В настоящее время в передовых компаниях администрирование логистической деятельности выполняют подразделения контроллинга служб логистики. Функциональная составляющая контроллинга логистики обычно состоит из следующих элементов:
1) Разработка сбалансированной системы показателей (ССП) логистики;
2) Определение стандартов ключевых показателей эффективности (КРI);
3) Определение форматов сбора данных для расчета логистических КРI и составления учетных / отчетных форм;
4) Организация системы мониторинга и информационной поддержки ССП логистики;
5) Анализ отклонений («разрывов») фактических КРI от плановых (стандартов);
6) Принятие решений по регулированию операционной логистической деятельности с учетом отклонений КРI.
Основной целью любой системы внутреннего контроля является достижение такого эффекта, чтобы система не была подвержена краткосрочным изменениям, перестановке приоритетов и фокусированию на иных рисках. Именно поэтому в настоящее время внутренний контроль затрат на предприятии приобретает первостепенное значение. При этом необходимо помнить, что внутренний контроль - это процесс, который направлен на достижение целей одной или нескольких независимых, но дополняющих друг друга (или взаимозаменяемых) видов деятельности.
Иными словами, логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес-процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним. Соответствие фактических показателей нормативным также является задачей контроллинга.
При этом необходимо отметить, что новые логистические технологии практически невозможно внедрить без использования современных ИТ-систем, так как «вручную» управлять бизнес-процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес-процессам конкретного предприятия. Создаётся «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого программного обеспечения. Моделирование сложных систем оказания услуг на основе изолированного применения какого-либо одного метода невозможно. Необходима разработка комплексной системы поддержки принятия решений при планировании и оперативном управлении производственными и логистическими сетями на единой междисциплинарной методологической основе. Чрезвычайная актуальность и важность логистических задач контроллинга определяет необходимость активизации информационного обмена между звеньями в логистических цепочках. Необходима большая информационная открытость и прозрачность. Только таким образом можно достичь существенного повышается уровня управления затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.
Проблемы данной темы исследований:
1) Для использования инструментов контроллинга в большинстве случаев необходима перестройка планирования, учета и экономического анализа в компании.
2) Контроллинг эффективен только при условии учета реальных результатов и возможностей компании. Поэтому очень важна роль полноценной информации (желательно — в масштабе реального времени) о различиях между фактическими и плановыми показателями, характеризующими объемы продаж, затраты, прибыль, состояние финансов и других KPI.
3) Высокая сложность адаптации и не всегда понятная для руководства дороговизна специализированного программного обеспечения по автоматизированному управлению бизнес-процессами — затрудняет применение контроллинга.
4) Большая стоимость разработки комплексной системы поддержки принятия решений при планировании и оперативном управлении производственными и логистическими сетями на единой междисциплинарной методологической основе — отталкивает участников цепи поставок.
Контроллинг обеспечивает информационную поддержку принятия решений, существенных для достижения целей предприятия. Он определяет степень готовности поставщиков, затраты на складирование, транспортные издержки, выбирает подходящие места для складирования. С помощью служб контроллинга менеджеры формируют наиболее подходящие стратегии предоставления материалов подразделениям, рассчитывают структуру сети дистрибьюторов, выбирают оптимальную систему складирования. При осуществлении контроллинга вырабатываются рекомендации для руководства, на основе которых достигается оптимальная система затрат.
И что важно, применение контроллинга, позволяет следовать принципу превентивности: вместо того что бы устранять отклонения и ошибки в цепях поставок – позволяет их вовсе не допускать.
Библиографический список
1. Horvath P. Controlling, Vahlen. Mьnchen, 2006
2. Сергеев В.И. Контроллинг в логистических системах// «Логистика и управление цепями поставок», №3, 2005.
3.
Сергеев В.И., Соломатин П.C.
Российско-немецкое исследование логистического контроллинга// Логистика и
управление цепями поставок, № 6, 2011.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 470-474