В статье раскрывается проблема измерения и планирования мощности в цепях поставок. На данном уровне планирования описываются операционная мощность, подходы к планированию мощностей, а также измерение эффективности цепей поставок и коррекция их загрузки.
Ключевые слова: мощность, логистика, цепь поставок.
A.D. Kuprienko,
R.A. Mishagin,
D.A. Starodubtsev,
master-students,
Scientific adviser - V.F. Lukinykh
doctor of economics, professor,
Krasnoyarsk State Agrarian University,
Krasnoyarsk, Russia
The estimation and capacity planning in supply chains
In the article the problem of measuring and planning of capacity in supply chains is reviewed. For this the levels of planning, the capacity of operation, approaches for planning of capacities and also measuring of effectiveness of supply chains and correcting their capacities are described.
Keywords: capacity, logistics, supply chain.
Целью данной работы является раскрытие важности роли измерения и планирования мощности в логистических системах.
Все виды деятельности должны планироваться. Планирование цепей поставок начинается с анализа логистической стратегии, где формулируются общие цели.
Для описания уровней планирования могут применяться различные термины, но мы остановимся на следующих:
· планы использования мощностей, позволяющие гарантировать, что для удовлетворения долгосрочного спроса имеющихся у организации мощностей будет достаточно;
· обобщенные планы, в которые сводятся все виды работ по всем видам деятельности, как правило, в ежемесячном формате и для каждого предприятия;
· основной график, где приводится подробное расписание всех видов деятельности, как правило, в понедельном формате;
· краткосрочные графики, показывающие подробное расписание работ и требуемые для этого ресурсы, как правило, в ежедневном формате.
Теперь раскроем понятие мощности. Под мощностью операции понимается ее максимальная пропускная способность в заданный промежуток времени. Различают проектную мощность и эффективную.
Проектная мощность – это максимально возможная пропускная способность в идеальных условиях.
Эффективная мощность – это максимальная реальная пропускная способность в реальных условиях.
При планировании цепей поставок необходимо учитывать, что фактическая мощность цепи поставок, чаще всего достигаемая на практике, ниже проектной и даже эффективной мощностей.
Но далеко не у всех звеньев цепи поставок одна и та же мощность. В ней существую части, ограничивающие общую пропускную способность, так называемые «узкие места». И можно увеличить мощность цепи поставок только наращивая мощность в узком месте.
Для того, что бы определить «узкое место» в цепи поставок, необходимо представить мощность каждой части цепи в одних и тех же единицах и сравнить данные по всем частям.
Например: Консервный завод выпускает 10 000 банок консервов в день, упаковочный цех может выпустить 300 коробок консервов по 40 банок в каждой, транспортная компания имеет 2 автомобиля, каждый из которых может перевезти 50 коробок за одну поездку, в день автомобиль делает 2 поездки.
1.Консервный завод - 10 000 банок
2. упаковочный цех - 300 х40 =12 000 банок
3. транспортная компания – 50х2х2х40= 8 000 банок
Отсюда следует, что увеличить мощность цепи поставок возможно только путем наращивания мощности в узком месте.
Целью планирования мощностей является сопоставление имеющейся мощности с предъявляемым к ним спросом. Если мощность ниже спроса, узкие места ограничивают перемещение материалов, и качество обслуживания потребителей снижается; если мощность выше уровня спроса, то часть этой мощности останется неиспользованной, а ведь мощность тоже ресурс.
Для планирования мощностей необходимо:
1) изучить прогноз спроса и определить требуемую мощность;
2) определить мощность, имеющуюся в настоящее время;
3) выявить разницу между требуемой и имеющейся мощностями;
4) предложить альтернативные варианты, позволяющие устранить эту разницу;
5) сравнить планы и выбрать из них лучший;
6) реализовать лучший вариант, при необходимости модифицировать план;
7) контролировать результаты.
Для решения таких проблем существует стандартный подход к планированию мощностей. Основные шаги данного подхода можно сформулировать следующей методикой:
· изучить прогноз спроса на рынке и определить нужную мощность;
· определить мощность, имеющуюся в настоящее время;
· выявить разницу между требуемой и имеющейся мощностями;
· предложить альтернативные варианты;
· сравнить планы и выбрать лучший;
· реализовать лучший вариант и контролировать результаты.
Помимо данного подхода, существует итеративный поход. В данном подходе разрабатывают в целом приемлемый план и анализируют, насколько полно с его помощью можно добиться поставленных целей, если результат не устраивает, план модифицируют и совершенствуют. Для этого шаги 4 и 5 повторяют до тех пор, пока не будет получено полностью устраивающее решение.
Планирование мощности – это стратегическая функция. Но при этом организация может по этой части принимать решения тактического и операционного уровня. Например, сдавать свободное пространство в долгосрочную аренду.
Существуют два способа, позволяющих проводить краткосрочные корректировки мощности:
· управление мощностью;
· управление спросом.
Способы корректировки мощности включают:
· наем внештатного персонала для работы в пик спроса;
· использование внешних подрядчиков;
· аренда или лизинг дополнительных сооружений.
Способы корректировки спроса включают:
· изменение цены;
· изменение времени выполнения заказа;
· использование запасов для обслуживания спроса при пиковых нагрузках.
Измерение эффективности цепи поставок
1) оборачиваемость товарно-материальных запасов = Себестоимость проданных товаров / Средняя стоимость запасов,
где Себестоимость проданных товаров – годовые затраты фирмы на производство товаров / оказание услуг;
Средняя стоимость запасов – средняя сумма денежных средств, вложенных в сырье, незавершенное производство, готовую продукцию, а также запасы в системе дистрибуции, если товары еще остаются в собственности фирмы, и оцененных по себестоимости.
Библиографический список
1. Тепман Л.Н. Корпоративное управление. Учебное пособие для вузов, 2009 *
2. Веснин В.Р. Корпоративное управление., 2008
3. Менеджмент: управление организационными системами. П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова., 2009. *
4. Системный анализ в менеджменте В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. В.Н. Попова., 2007.
5. Сергеев В.И.
Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов, 2008
ИСТОЧНИК:
Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ.
конф. (14-16 мая 2015 г.,
г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 467-470