Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 15:07:56
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ организации высокоскоростного сообщения на железных дорогах мира

Данная статья представляет собой анализ организации высокоскоростного сообщения на железных дорогах различных стран  нашей планеты. Опираясь на ранее выполненные исследования и современные публикации, справочные материалы, статистические данные, отечественный и зарубежный опыт, наряду с общей аналитической информацией в работе рассмотрены наиболее передовые технологии и разработки в области высокоскоростного подвижного состава. В статье приведено описание четырех типов систем высокоскоростного движения с позиции эксплуатации, показана экономическая и социальная значимость высокоскоростного железнодорожного сообщения, сделаны соответствующие выводы. 

Ключевые слова: анализ, систематизация,  высокоскоростное сообщение, высокоскоростной подвижной состав

 O.I. Kaplina,

F.K. Muhamadshoev,

A.N. Nazarova,

master-students,

Moscow State University of Railway Engineering (MIIT)

Moscow, Russia

Analysis of the high-speed traffic organization on the railways of the world

This article presents an analysis of the organization of high-speed communication on the railroads in different countries of our planet. Apart from general analytical information this work contains the most progressive technologies and developments in the field of high-speed rolling stock, based on previously completed studies and modern publications, reference sources, statistics, domestic and foreign experience. The article describes four types of high-speed traffic’s systems with operating position, shows the economic and social importance of high-speed rail transport, the corresponding conclusions are made.

Key words: analysis, systematization, high-speed traffic, high-speed rolling stock

 

Растущая загруженность автомобильной инфраструктуры и объективный рост транспортной активности населения требуют принятия системных и долгосрочных решений, которые позволят повысить эффективность железнодорожной системы в целом. Одним из инструментов повышения эффективности железнодорожного транспорта является развитие скоростных и высокоскоростных  сообщений. В современном мире высокоскоростное железнодорожное сообщение – основа инновационного развития железных дорог и эффективный инструмент для решения важных социально-экономических задач в масштабах всего государства.

Высокоскоростное движение (ВСД) – движение со скоростью более 200 км/ч - широко используется в странах с развитой рыночной экономикой – в Японии, Франции, Германии, Великобритании, Китае и в других. В России наряду с пригородным движением выделенные высокоскоростные линии и скоростное сообщение создают интегрированную транспортную систему, предоставляющую максимально эффективную услугу по перевозке пассажиров в стране. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена  стремительным становлением и развитием пассажирского высокоскоростного движения на сети железных дорог России и Ближнего зарубежья.

Необходимо отметить также, что отсутствие четкого понимания и понятий скоростного и высокоскоростного движения, обобщённого мирового опыта по разработке системы показателей наличия, состояния и использования объектов инфраструктуры, в настоящий момент приводит к отсутствию возможности рассматривать высокоскоростное движение и все связанные с ним процессы в их взаимосвязи и развитии, устанавливать влияние количественных изменений на качественные сдвиги.

Несмотря на появление первого в мире регулярного сообщения с максимальной скоростью 350 км/ч, средняя техническая скорость, превышающая 272 км/ч,  ни в одной стране пока не достигнута. Однако в мировом рейтинге высокоскоростных пассажирских сообщений заметны существенные изменения.

На данный момент Япония – лидер в скорости. Shinkansen – сеть японских высокоскоростных поездов. Рекорд скорости этих поездов для стандартных железнодорожных линий составляет 443 км/ч, а на магнитном подвесе – 581 км/ч, что является абсолютным мировым рекордом среди поездов. Французские поезда серии TVG курсируют между Францией и Швейцарией, а также между Францией и Германией. Рабочая скорость составляет 320 км/ч. При этом модели TGV POS принадлежит рекорд скорости среди рельсовых поездов - в 2007 году этот поезд смог разогнаться до 574,8 км в час. Shanghai Maglev – китайский скоростной поезд на магнитном подвесе, эксплуатирующийся в Шанхае с 2004 года. Максимальная скорость экспресса доходит до 431 км/ч. В тестовом запуске 12 ноября 2003 года этот поезд развил скорость 501 км/ч.

На о. Тайвань осуществляется движение поездов на линии Тайбэй – Гаосюн  с максимальной скоростью 300км/ч. InterCity Express (ICE) – скоростные поезда, распространенные на территории Германии и в сопредельных странах. На линии Страсбург-Париж InterCity Express развивает скорость до 320 км/ч. Эти поезда также поставляются в Россию, где используются на скоростных железнодорожных линиях Москва - Нижний Новгород и Москва - Санкт-Петербург.

 

195f5d8835ec0499f0a6c88a9600be56.jpg
Рисунок 1 – Проект железнодорожного «Шелкового пути» Китай-Европа

С позиции эксплуатации на высокоскоростном железнодорожном движении можно выделить 4 типа системы высокоскоростного сообщения:

Первый тип: классическая «чистая» система высокоскоростного сообщения, куда относятся линии, по которым ходят только высокоскоростные поезда, не эксплуатируемые на других линиях. Примером таких систем может служить японская система Shinkansen.

b9acfb3e511b561225ef1b5a216838ca.jpg

Рисунок 2 – первый тип ВСД

Второй тип: сеть высокоскоростных линий, на которых эксплуатируются только высокоскоростные поезда, которые, однако, могут эксплуатироваться и на обычных линиях. Примером здесь служит Франция, где высокоскоростные поезда эксплуатируются также на обычной сети.

407e26792147c2e0c1798966a00da908.jpg

Рисунок 3 – второй тип ВСД

 

Третий тип: на высокоскоростных линиях эксплуатируются не только высокоскоростные поезда, скорость которых более 250 км/ч, но и обычные поезда, оборудованные системой перехода с одной ширины колеи на другую. Это снижает пропускную способность за счет более низких скоростей движения обычных поездов. С другой стороны, высокоскоростные поезда не эксплуатируются на обычных линиях. Примером здесь может служить система высокоскоростного сообщения Испании AVE.

10419f48bb8539126081772ebe67828b.jpg

Рисунок 4 – третий тип ВСД

Четвертый тип: на высокоскоростных линиях могут эксплуатироваться, в том числе, и обычные поезда, а на обычных линиях – высокоскоростные поезда. Примеры: железнодорожные системы Италии и Германии.

09682bb45391e76d415f5d3e36260fcb.jpg

Рисунок 5 – четвертый тип ВСД

Путешествие по железной дороге более конкурентоспособно в областях с высокой плотностью населения или где бензин дорог, потому что обычные поезда потребляют меньше топлива, чем автомобили. Однако сети железной дороги, как и шоссе, требуют больших вложений в основной капитал и таким образом требуют больших правительственных инвестиций, чтобы быть конкурентоспособными против существующего господства самолетов и автомобилей.

Экономическая и социальная эффективность высокоскоростных магистралей (ВСМ) в масштабах государства, относительно малое отрицательное воздействие на окружающую среду в сравнении с другими видами транспорта склонили общественное мнение в развитых странах в пользу высокоскоростных железных дорог.

Реализация проектов ВСМ, помимо организации движения высокоскоростных поездов, позволит в перспективе осуществить переключение части тяготеющего к ВСМ пассажирского поездопотока в дальнем следовании с существующих линий на высокоскоростную магистраль с высвобождением мощностей существующей инфраструктуры для пропуска грузопотока.

Полученные результаты позволят повысить уровень дальнейшего планирования развития высокоскоростных пассажирских перевозок ОАО «РЖД», принимать обоснованные управленческие решения, повысить конкурентную способность ОАО «РЖД» на транспортном рынке в области высокоскоростных пассажирских перевозок, а также оптимизировать пути и методы развития высокоскоростного пассажирского движения на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

Безусловно, развитие мировых высокоскоростных магистралей невозможно без модернизации и усовершенствования  инфраструктуры высокоскоростного движения  и самого подвижного состава. Помимо этого, также необходима разработка и внедрение соответствующих современным условиям мер по обеспечению безопасности высокоскоростного движения.

Библиографический список

1.        В будущее России – с высокой скоростью; В.И. Якунин; Монография // М.: Научный эксперт.- 2012.- С.21 - 23,46 - 49 .

2.        Высокоскоростные железные дороги;  И.П.Киселёв, Е.А.Сотников, В.С.Суходоев // СПб.: ПГУПС.- 2001.- С.16-38.

3.        Высокоскоростные поезда мира; под ред. И.Киселева // ЖД-Коллекция. -2002.-№4.- С.11 -17.

4.        Железные дороги мира.- 2011.- № 4.- С.11-13.

5.        Железные дороги мира.-2011.- № 12.- С.17-18.

6.        Куренков П.В., Ульянов А.А., Емец В.Н., Чигарёва Ю.А., Поляева Т.И. Организация высокоскоростного сообщения (экономическая оценка применения государственно-частного партнёрства на направлении Москва – Самара // Вестник транспорта.- 2011.- № 1.- С.28-34.

 ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 460-465

 


Количество просмотров: 6766
теги:
24.06.2015 07:11 | Kaflogблог автора

Еще публикации: