Данная статья посвящена исследованию предпосылок, которые могут тем или иным образом повлиять на организацию интегрированных отношений во внутренней или внешней среде организации. Создание конкурентных преимуществ в настоящее время является одной из важнейших задач в организациях сферы услуг в России, таким образом, данные предпосылки анализируются с точки зрения направления развития конкурентных преимуществ на предприятии с помощью интеграции. Интегрированные отношения и их предпосылки изучаются как, в общем, на основе сферы услуг, так и в частности в сфере розничной торговли.
Ключевые слова: интеграция, интегрированные отношения, предпосылки, сфера услуг, конкурентные преимущества, розничная торговля
A. A. Zolotukhina,
master-student,
Siberian Federal University,
Krasnoyarsk, Russia
Prerequisites for the formation of integrated relations with the aim of developing competitive advantages in the service sector (retail trade)
This article is devoted to the study of backgrounds which can affect to organization of integrated relationship in the internal or external environment of the organization. Creating competitive advantages is currently one of the most important tasks in the service organizations in Russia, so the data prerequisites analyzed of development competitive advantages in the company in help with integration. Integrated relationship and their prerequisites are studied as, in general, based on the service sector, and in particular in the retail sector.
Keywords: integration, integrated relationship, backgrounds, service sphere, competitive advantages, retail.
Современной проблемой субъектов конкурентоспособности в сфере услуг является усложнение конкурентной борьбы. Это приводит к тому, что каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере услуг, сталкивается с проблемой поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями, которые бы многократно усилили ее собственные позиции в конкурентной борьбе за потребителей.
Лозунг интегрирования, или интеграции, в наше время широко распространен, и его можно применить к самым различным сферам политической, общественной и экономической деятельности. В международных отношениях часто говорится об интеграции тех или иных государств, в различные сообщества и союзы, в финансовой области – об интеграции банковских структур, в области экономики – об образовании таможенных, экономических союзов и т.д. Независимо от области деятельности интегрирование, или интеграцию можно понимать двояко: или как образование объединения в том или ином смысле (чаще всего на одном уровне равноправных однопрофильных субъектов хозяйственной деятельности), или как включение в состав более крупного участника или уже существующего объединения очередного участника, а иногда и его поглощение [1]. Во всех случаях интеграция осуществляется с целью достижения определенных преимуществ, получения выгоды в том или ином смысле, по тем или иным критериям. В настоящее время для предприятий в сфере услуг одной из таких выгод может являться решение проблем формирования и поиска конкурентных преимуществ в сервисной среде. Возникают новые условия, ограничивающие или изменяющие возможности развития отдельных отраслей сервиса, как неотъемлемой части любой экономики, поэтому особую актуальность приобретают интеграционные процессы во внутренней и внешней среде организации. Эти процессы могут быть направлены на освоение инноваций, способных обеспечить обновление технической, технологической, организационной базы производства и получение новой конкурентоспособной услуги.
Вследствие вышесказанного одной из главных целей интеграции в экономических сферах услуг в настоящее время является именно развитие конкурентных преимуществ на предприятии за счет оптимизации использования собственных и привлекаемых ресурсов и резервов деятельности подразделения сервисных предприятий и внешних бизнес-партнеров. Другими словами, создание сервисной среды, способствующей снижению издержек производства и обращения. Между фирмами сферы услуг появились отношения партнерства и интеграции, которые основаны на их дифференциации услуг и по преимущественным направлениям работы [2]. Следует не забывать, говоря о конкуренции компаний сферы услуг Российской Федерации, что фирмы, которые недавно конкурировали между собой, в любой момент могут стать партнерами или вообще объединиться в собственных интересах. Ведь если фирмы объединят свои усилия, они могут достигнуть более значительных результатов на рынке.
Как уже было сказано выше – одной из главных предпосылок формирования интеграционных отношений в сфере услуг с целью повышения конкурентных преимуществ является ежегодное повышение конкурентной борьбы на рынке среди различных предприятий в России [3]. Особенно четко это выражено и проявляется в такой сфере услуг как розничная торговля. В настоящее время на рынке торговых услуг насчитывается около миллиона предприятий ритейла, начиная от крупных международных сетей, заканчивая мелкими индивидуальными предприятиями. В конечном итоге интеграция в сфере торговли существенно может повысить конкурентоспособность деятельности розничных торговых предприятий на рынке (например, с помощью снижения издержек транспортных или складских издержек и, соответственно, понижения цены на свои услуги, заключение более доверительных и надежных отношений с поставщиками и т.д.).
Конкуренция на российском рынке, которая с каждым днем становится всё выше и заметнее, заставляет предприятия розничной торговли использовать различные методы для сохранения прибыльности компании. В основном, как уже упоминалось выше, это происходит за счет сокращения различных логистических издержек. Для этого основным направлением может быть выбрана логистическая интеграция, которая позволит организацию новых товарных потоков наиболее оптимальными путями. Логистическое интегрирование процессов в отдельных организациях охватывает практически все логистические функции, таким образом, логистическая интеграция будет являться процессом объединения нескольких логистических функций и товарных ресурсов торговых предприятий, цель которых - повышение эффективности их деятельности [4]. Логистические интегрированные отношения в розничной торговле могут быть ориентированы на следующие желаемые изменения в организации:
· Организация быстрой доставки товаров в розничное торговое предприятие;
· Оптимизация маршрутов доставки, отслеживание транспортных расходов;
· Использование современных информационных систем, с помощью которых можно контролировать получение товара и его складское размещение, управлять товарными запасами, проводить инвентаризации и т.д.;
· Качественное оказание услуг (обслуживание покупателей);
· Быстрое реагирование на изменяющийся спрос;
· Использование мерчендайзинга и других современных технологий продажи товара или услуги;
· Минимизация совокупных издержек обращения торгового предприятия, которая приведет к снижению цен и увеличению рентабельности.
С одной стороны интеграционные процессы в розничной торговле могут обуславливаться низкой конкурентоспособностью большинства магазинов, которые не обладают достаточной концентрацией капитала для собственного развития. А с другой - необходимостью повышения качества функционирования самих торговых предприятий.
По мере накопления капитала в рознице начинают развиваться интеграционные процессы, на рынке начинают появляться различные форматы торговли, которые в свою очередь получают конкурентные преимущества за счет предложения на рынке собственных торговых марок, максимизации товарооборота, получения ценовых скидок на закупки товаров у производителей.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что логистическая интеграция и интегрированные отношения любого рода между предприятиями ритейла занимает все более важное место в интеграционных процессах торговли и развивается по различным направлениям, что позволяет достичь высоких конкурентных преимуществ за счет различных логистических направлений в организации.
Библиографический список
1. Аюшеева А.О. Формирование интегрированных структур агропромышленного комплекса региона: проблемы и перспективы: монография / А.О. Аюшеева. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. – 153 с.
2. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст]/ Майкл Е. Портер; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 714 с.
3. Аюшеева А.О., Челпанов И.Б., Никифоров И.С. Интегрированные производственные системы: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 60 с.
4.
Плотников, В.В. Эффект
логистической интеграции: монография / В.В. Плотников. – М.: Научная книга.
2002. – 104 с.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 451-454