В статье рассмотрено значение кросс - культурного менеджмента в управлении цепочками поставок ТНК. Кроме этого, проведен сравнительный анализ классификаций национальных культур Ф. Тромпенаарса, Ч. Хемпдена и Г. Ховстеде и предложен дальнейший вектор развития менеджмента, как науки.
Ключевые слова: кросс – культурный менеджмент, национальные культуры, ТНК
S.V. Zaytsev,
master-student,
Saint-Petersburg State University,
Saint-Petersburg, Russia
Master student of «Business Valuation and Corporate Finance»
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia
The value of cross - cultural management in the construction of the logistics supply chains within the multinational corporations
In the article we consider the significance cross - cultural management in the supply chain management of the multinational corporations. In addition, a comparative analysis of the classifications of national cultures F. Trompenaars, Charles Hampden and G. Hofstede and suggested further vector development of management as a science.
Keywords: cross - cultural management, national cultures, the multinational corporations
Сравнительный анализ подходов к идентификации национальных культур.
Герт Ховстеде выделил пять основных аспектов, которые отличают культуры:
· Дистанция власти,
· Толерантность к неопределенности,
· Индивидуализм-коллективизм,
· Мужественность-женственность,
· Долгосрочная-краткосрочная ориентация.
Работа Ховстеде стала отправной точкой для многих работ, изучающих мировые культуры. Очень важно, что исследование Ховстеде показало, что национальные культуры, к которым относятся сотрудники многонациональной корпорации производят больше различий в ценностях, взглядах и отношениях, чем должность в организации, которую они занимают.
Другие исследователи, из компании «Trompenaars Hampden-Turner Intercultural Management Group» во главе с Фонсом Тромпенаарсом и Чарльзом Хэмпден – Тернером выделили более обширную классификацию национальных культур. Авторы определяют культуру, как «способ, посредством которого, сообщество людей решает проблемы и улаживает конфликты». В результате исследований выделены три типа проблем, возникающих в виде дилемм: те, которые вытекают из отношений с другими людьми; те, которые возникают из отношений ко времени; и те, которые касаются окружающей среды.
В свою очередь, дилеммы, касающиеся отношений с людьми, делятся на пять рассматриваемых плоскостей:
1. Универсализм – партикуляризм;
2. Индивидуализм – коллективизм;
3. Нейтральность – эмоциональность;
4. Конкретное – диффузное;
5. Достижение – аскрипция.
Сопоставление классификаций Г. Ховстеде и Ф. Тромпенаарса , Ч. Хемпдена представлено в Таблице 1.
Таким образом, к классификации, предложенной Г. Ховстеде добавились две плоскости измерения культур в отношениях между людьми: «Универсализм-партикуляризм», «Достижение-аскрипция». Ховстеде предложил более детальное измерение отношений ко времени: «Толерантность к неопределенности» и «Долгосрочная-краткосрочная ориентация», нежели Ф. Тромпенаарс и Ч. Хемпден. Однако в их измерении времени учитываются обе плоскости Ховстеде. И Ховстеде совсем не рассматривал отношение человека к окружающей среде.
Таблица 1
Сопоставление классификаций национальных культур Ф. Тромпенаарса, Ч. Хемпдена и Г. Ховстеде
Классификация Ф. Тромпенаарса, Ч. Хемпдена |
Классификация Г. Ховстеде |
|
Отношения между людьми |
Универсализм-партикуляризм |
|
Индивидуализм-коллективизм |
Индивидуализм-коллективизм |
|
Нейтральность-эмоциональность |
Мужественность-женственность |
|
Конкретное - диффузное |
|
|
Достижение-аскрипция |
Дистанция власти |
|
Отношение ко времени |
Толерантность к неопределенности |
|
Долгосрочная-краткосрочная ориентация |
||
Отношение к природе |
|
Тенденции кросс - культурного менеджмента в логистике
Последние десятилетия двадцатого века показали менеджерам компаний, работающим на международном логистическом рынке, что необходимо разрабатывать глобальные стратегии. В двадцать первом веке эти мероприятия стали приоритетом. Менеджмент сфокусирован на современном управлении исследованиями и разработками, производством, маркетингом и финансами. Сегодня мы видим разрыв в управлении цепочками поставок, необходимость в разработке современного организационного поведения и управления человеческими ресурсами, которые будут готовы к новым условиям глобальной конкуренции. Значительные изменения произошли в этой области бизнеса, но по-прежнему не включается культурный аспект организационного поведения.
Кросс - культурный менеджмент объясняет поведение человека в организациях по всему миру и показывает вам, как нужно работать с клиентами и персоналом из различных культур. Кросс - культурный менеджмент описывает и сравнивает организационное поведение внутри стран и культур. Но самой главной функцией является улучшение кросс - культурного управления и более эффективного взаимодействия между сотрудниками, менеджерами, командой топ - менеджеров, клиентами, поставщиками, и стратегическими партнерами из разных стран и культур мира. Таким образом, кросс - культурный менеджмент в компании расширяет возможности национального управления, которое может превратиться в межнациональный и кросс - культурный потому что сейчас внутри культурный менеджмент рассматривается как ограниченная часть кросс - культурный менеджмента.
Кросс - культурный менеджмент, как правило, происходит в двух случаях:
1. Когда менеджер работает в другой стране (регионе)
2. Когда менеджер работает с людьми из различных культур (международная или кросс - культурная среда).
В таких ситуациях менеджер может столкнуться с широким диапазоном национальных черт. И соединить их все в одну классификацию и подобрать правильные схемы поведения для каждого случая невозможно. Однако если посмотреть с другой стороны, то весь этот многообразный диапазон культур сталкивается с одними и теми же проблемами. А вот, собственно, решения этих проблем и отличают одну культуру от другой. В классификации Ф. Тромпенаарса это, как уже было сказано выше: отношения между людьми (пять плоскостей), отношение людей ко времени и отношения людей к окружающей среде. И классифицировать возможные тенденции к решению этих дилемм той или иной культурой представляется возможным.
На мой взгляд, именно направление кросс - культурного менеджмента является дальнейшим вектора развития менеджмента, как науки. В том числе это относится и к логистическим цепочкам ТНК. Может быть, сейчас проблема межкультурных отношений выглядит не так явно, или не так много компаний столкнулись с этим. Но с ростом количества транснациональных корпораций и увеличением децентрализации их управления она будет видна все более явно.
Тенденцию развития менеджмента, как науки можно изобразить следующим образом (Рис. 1):
Рисунок 1. Двумерная система эволюций школ менеджмента
В итоге можно выделить несколько основных проблем, требующих решения в рамках кросс - культурного менеджмента:
· Неприменимость привычных (стандартных) организационных решений в другой культуре;
· Масштабы децентрализации;
· Налаживание связей между сотрудниками разных культур;
· Препятствие культуры интернационализации бизнеса.
Библиографический список
1. Lianke Song. An Empirical Study on Paths of Creating Harmonious Corporate Culture / Lianke Song, Bernt Mayer // Diskussionspapier. – 2010. - № 23.;
2. Luigi Guiso The Value of Corporate Culture // Luigi Guiso, Paola Sapienza, Luigi Zingales // EIEF Working Paper. - October 2013. - 27/13;
3. Kamila Mazur. Positive organizational culture as a new trend in cross-cultural management. Basic concepts // Journal of positive management. - 2010. - № 1.;
4. 4 типа корпоративной культуры / Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер ; пер. С анг. Е. П. Самсонов. – Минск: Попурри, 2012;
5. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с.;
6. Зябриков В.В. «Общий менеджмент»: Презентация для бакалавров, 2012.;
7.
Зябриков В.В. Общий менеджмент:
Курс лекций: 2-е изд. , испр. И доп. СПб.: ЭФ СпбГУ, 2011. – 242 с.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 443-447