В статье определены сущность и структура автоматизированной системы контроля проезда в общественном транспорте, ее структура и принципы работы каждой из подсистем. Выявлены основные возможности, а также недостатки системы. Представлены решения проблем общественного транспорта, которые позволят оптимизировать работу автотранспортного предприятия
Ключевые слова: автоматизированная система, контроль проезда, проездные документы, валидатор, турникет
N. S. Gudkova,
student,
Polotsk State University,
Novopolotsk, Belarus
Necessity of introduction of the automated monitoring system
of journey for a public transport
In article the essence and structure of the automated monitoring system of journey in a public transport, its structure and principles of work of each of subsystems are specified. The basic possibilities, and also system lacks are revealed. Problem resolutions of a public transport which will allow to optimize the work of the motor transportation enterprise are presented
Key words: automated system, journey control, travel papers, validator, turnstile
Автотранспортные предприятия занимают важное место в экономике государства. Их функционирование в настоящее время непрерывно совершенствуется благодаря внедрению информационных систем. Одним из примеров таких систем является автоматизированная система контроля проезда.
Целью внедрения автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) в пассажирском автотранспорте является повышение качества обслуживания пассажиров и сокращение нагрузки на местный бюджет без увеличения тарифа оплаты проезда.
Автоматизированная система контроля проезда представляет собой единый комплекс оборудования, программного обеспечения и административных мероприятий, который можно разделить на следующие подсистемы:
• проездных документов;
• продажи и распространения билетов;
• контроля и погашения билетов;
• сбора и обработки информации.
Общая схема АСКП приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Общая схема автоматизированной системы контроля проезда
Примечание - источник [1]
Рассмотрим каждую подсистему автоматизированной системы контроля проезда.
1. Проездные документы
Подсистема проездных документов – это базовая подсистема, которая значительно влияет на эффективность общей системы. Подсистема проездных документов состоит из:
• номенклатуры типов носителей билетов (магнитный билет, бесконтактная смарт-карта);
• номенклатуры типов билетов (билеты на «количество поездок», сезонные, бесплатные);
• механизмов защиты билетов от подделок.
В качестве основного носителя билетов для АСКП используется бумажная карта стандарта ISO с высококоэрцитивной магнитной полосой.
2. Продажа и распространение билетов
Подсистема продажи и распространения билетов – это механизм оплаты за проезд. В АСКП билеты продаются:
• в пунктах продажи билетов;
• водителями в салонах транспортных средств;
• через сеть агентов-распространителей.
Бесплатные посадочные талоны выдаются в специализированных пунктах выдачи льготных билетов.
3. Контроль и погашение билетов
Максимальный эффект сбора оплаты проезда достигается при совмещении устройств контроля и погашения билетов – валидаторов (рисунок 2) с устройствами ограничения прохода в салон транспортного средства – турникетами. Валидатор является быстросъемным устройством, которое водитель получает в диспетчерской перед выходом на линию и сдает диспетчеру после окончания смены. В транспортном средстве валидатор устанавливается в монтажную корзину, которая крепится на технологической стойке. Для сохранности валидатор запирается в монтажной корзине ключом. Если транспортное средство эксплуатируется без валидатора, монтажная корзина закрывается заглушкой.
Рисунок 2 – Внешний вид валидатора и монтажной корзины
Примечание - источник [1]
Турникет (рисунок 3) крепится на специально установленных поручнях и, в отличие от валидатора, находится в транспортном средстве постоянно. При отключении электропитания (также в случае аварийной ситуации) штанга турникета, преграждающая проход, опускается автоматически (обеспечивается свободный выход пассажиров из транспортного средства). После включения электропитания штанга поднимается рукой и фиксируется в горизонтальном положении автоматически.
Рисунок 3 – Внешний вид турникета
Примечание - источник [1]
Валидатор обрабатывает информацию, которая записана на магнитных билетах. Если билет проходит проверку, то валидатор зажигает зеленый разрешающий сигнал, издает мелодичный звук, ставит отметку на билете и выдает турникету разрешение на проход. Если билет не действителен, то валидатор оповещает об этом красным сигналом и резким звуком.
Печать на билете производится прожиганием нанесенного термослоя, что делает невозможным подчистку отметки.
4. Сбор и обработка информации
Мониторинг оборота билетов, пассажиропотоков и работы устройств осуществляется из центра управления, без которого невозможно получить эффект от внедрения АСКП.
Ядро подсистемы – единый центр обработки, обслуживающий предприятие по сбору доходов и всех транспортных операторов.
В центре обработки осуществляется:
- сбор данных о совершенных поездках, продажах билетов, выдаче бесплатных билетов;
- ведение централизованных баз данных перевозки пассажиров, продажи билетов, держателей льготных билетов;
- формирование статистики по перевозке пассажиров, продаже билетов и выдаче бесплатных билетов;
- контроль обращения билетов с целью выявления «подозрительных»;
- автоматическое формирование и рассылка транспортным операторам стоп-листа;
- ведение и рассылка нормативно-справочной и управляющей информации.
Данные о совершенных поездках поступают из диспетчерской (от серверов управления) автопарка один раз в день по завершению операционного дня транспортного оператора. Эти данные включают информацию о годных билетах, билетах, аннулированных по стоп-листу, и билетах, погашенных валидатором.
Данные о продажах билетов в пунктах продажи билетов, через сеть агентов-распространителей и о выдаче бесплатных билетов поступают из диспетчерской предприятия по сбору доходов один раз в день по завершению операционного дня.
На основании данных о совершенных поездках выявляются «подозрительные» билеты, которые заносятся в стоп-лист.
Сформированный стоп-лист и обновленный справочник билетов один раз в день отсылаются на сервер управления парком для последующей загрузки в валидаторы. По данным о совершенных поездках, продаже билетов, выдаче бесплатных билетов формируются и распечатываются статистические и аналитические отчеты.
Автоматизированная система контроля проезда позволяет:
- определить на каждом маршруте реальную почасовую потребность пассажиров в перевозках и изменить количество и расписание движения автобусов на каждом маршруте в соответствии с выявленной потребностью;
- контролировать работу водителей на линии, включая выполнение рейсов и выполнение расписания;
- стимулировать транспортные организации, повышать уровень предоставляемых услуг;
- вывести пассажирский транспорт на современный технологический уровень [2].
Автоматизированная система контроля проезда имеет ряд недостатков. Основными из них являются следующие: обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов; сильное замедление посадки пассажиров. Последнее связано с ограничением входа только передней дверью, необходимостью проходить турникет и покупкой билетов у водителя. Малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Длинные очереди на посадку, особенно в плохую погоду и часы пик, доставляют неудобства пассажирам [3].
Несмотря на недостатки, существует необходимость внедрения автоматизированной системы контроля проезда, которая состоит в решении проблем общественного пассажирского автотранспорта:
1) ликвидация безбилетного проезда пассажиров;
2) оперативный учет выполненной транспортной работы;
3) определение потребности пассажиров в перевозках;
4) точный учет перевозки льготников по категориям и выставление обоснованных счетов на компенсацию «выпадающих» доходов;
5) контроль выполнения водителями рейсов.
Таким образом, внедрение автоматизированной системы контроля проезда позволит оптимизировать работу автотранспортного предприятия, тем самым повысить качество оказываемых услуг, автоматизировать учет данных и их обработку.
Библиографический список
1. Центр электронного бизнеса TUT.BY [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tutby.com/ . – Дата доступа: 03.04.2015 г.
2. Автоматизированная Система Контроля Проезда (АСКП) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turniketam.net/. – Дата доступа: 04.04.2015 г.
3. АСКП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/. – Дата доступа: 04.04.2015 г.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 434-439