Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 14:38:48
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Необходимость внедрения автоматизированной системы контроля проезда в общественном транспорте

В статье определены сущность и структура автоматизированной системы контроля проезда в общественном транспорте, ее структура и принципы работы каждой из подсистем. Выявлены основные возможности, а также недостатки системы. Представлены решения проблем общественного транспорта, которые позволят оптимизировать работу автотранспортного предприятия

Ключевые слова: автоматизированная система, контроль проезда, проездные документы, валидатор, турникет

N. S. Gudkova,

student,

Polotsk State University,

Novopolotsk, Belarus

Necessity of introduction of the automated monitoring system

of journey for a public transport

In article the essence and structure of the automated monitoring system of journey in a public transport, its structure and principles of work of each of subsystems are specified. The basic possibilities, and also system lacks are revealed. Problem resolutions of a public transport which will allow to optimize the work of the motor transportation enterprise are presented

Key words: automated system, journey control, travel papers, validator, turnstile

 

Автотранспортные предприятия занимают важное место в экономике государства. Их функционирование в настоящее время непрерывно совершенствуется благодаря внедрению информационных систем. Одним из примеров таких систем является автоматизированная система контроля проезда.

Целью внедрения автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) в пассажирском автотранспорте является повышение качества обслуживания пассажиров и сокращение нагрузки на местный бюджет без увеличения тарифа оплаты проезда.

Автоматизированная система контроля проезда представляет собой единый комплекс оборудования, программного обеспечения и административных мероприятий, который можно разделить на следующие подсистемы:

проездных документов;

продажи и распространения билетов;

контроля и погашения билетов;

сбора и обработки информации.

Общая схема АСКП приведена на рисунке 1.

a8e05489e1b00eaad35e7cf5b3b112cb.jpg

Рисунок 1 – Общая схема автоматизированной системы контроля проезда

Примечание - источник [1]

Рассмотрим каждую подсистему автоматизированной системы контроля проезда.

1.  Проездные документы

Подсистема проездных документов – это базовая подсистема, которая значительно влияет на эффективность общей системы. Подсистема проездных документов состоит из:

номенклатуры типов носителей билетов (магнитный билет, бесконтактная смарт-карта);

номенклатуры типов билетов (билеты на «количество поездок», сезонные, бесплатные);

механизмов защиты билетов от подделок.

В качестве основного носителя билетов для АСКП используется бумажная карта стандарта ISO с высококоэрцитивной магнитной полосой.

2.  Продажа и распространение билетов

Подсистема продажи и распространения билетов – это механизм оплаты за проезд. В АСКП билеты продаются:

в пунктах продажи билетов;

водителями в салонах транспортных средств;

через сеть агентов-распространителей.

Бесплатные посадочные талоны выдаются в специализированных пунктах выдачи льготных билетов.

3.  Контроль и погашение билетов

Максимальный эффект сбора оплаты проезда достигается при совмещении устройств контроля и погашения билетов – валидаторов (рисунок 2) с устройствами ограничения прохода в салон транспортного средства – турникетами. Валидатор является быстросъемным устройством, которое водитель получает в диспетчерской перед выходом на линию и сдает диспетчеру после окончания смены. В транспортном средстве валидатор устанавливается в монтажную корзину, которая крепится на технологической стойке. Для сохранности валидатор запирается в монтажной корзине ключом. Если транспортное средство эксплуатируется без валидатора, монтажная корзина закрывается заглушкой.

60ba63151fd5d736908d0d959b5f8134.jpg

Рисунок 2 – Внешний вид валидатора и монтажной корзины

Примечание - источник [1]

Турникет (рисунок 3) крепится на специально установленных поручнях и, в отличие от валидатора, находится в транспортном средстве постоянно. При отключении электропитания (также в случае аварийной ситуации) штанга турникета, преграждающая проход, опускается автоматически (обеспечивается свободный выход пассажиров из транспортного средства). После включения электропитания штанга поднимается рукой и фиксируется в горизонтальном положении автоматически.

d89a1c81bac2ffa2fa1e603507cd9e9f.jpg

Рисунок 3 – Внешний вид турникета

Примечание - источник [1]

Валидатор обрабатывает информацию, которая записана на магнитных билетах. Если билет проходит проверку, то валидатор зажигает зеленый разрешающий сигнал, издает мелодичный звук, ставит отметку на билете и выдает турникету разрешение на проход. Если билет не действителен, то валидатор оповещает об этом красным сигналом и резким звуком.

Печать на билете производится прожиганием нанесенного термослоя, что делает невозможным подчистку отметки.

4.  Сбор и обработка информации

Мониторинг оборота билетов, пассажиропотоков и работы устройств осуществляется из центра управления, без которого невозможно получить эффект от внедрения АСКП.

Ядро подсистемы – единый центр обработки, обслуживающий предприятие по сбору доходов и всех транспортных операторов.

В центре обработки осуществляется:

-  сбор данных о совершенных поездках, продажах билетов, выдаче бесплатных билетов;

-  ведение централизованных баз данных перевозки пассажиров, продажи билетов, держателей льготных билетов;

-  формирование статистики по перевозке пассажиров, продаже билетов и выдаче бесплатных билетов;

-  контроль обращения билетов с целью выявления «подозрительных»;

-  автоматическое формирование и рассылка транспортным операторам стоп-листа;

-  ведение и рассылка нормативно-справочной и управляющей информации.

Данные о совершенных поездках поступают из диспетчерской (от серверов управления) автопарка один раз в день по завершению операционного дня транспортного оператора. Эти данные включают информацию о годных билетах, билетах, аннулированных по стоп-листу, и билетах, погашенных валидатором.

Данные о продажах билетов в пунктах продажи билетов, через сеть агентов-распространителей и о выдаче бесплатных билетов поступают из диспетчерской предприятия по сбору доходов один раз в день по завершению операционного дня.

На основании данных о совершенных поездках выявляются «подозрительные» билеты, которые заносятся в стоп-лист.

Сформированный стоп-лист и обновленный справочник билетов один раз в день отсылаются на сервер управления парком для последующей загрузки в валидаторы. По данным о совершенных поездках, продаже билетов, выдаче бесплатных билетов формируются и распечатываются статистические и аналитические отчеты.

Автоматизированная система контроля проезда позволяет:

-  определить на каждом маршруте реальную почасовую потребность пассажиров в перевозках и изменить количество и расписание движения автобусов на каждом маршруте в соответствии с выявленной потребностью;

-  контролировать работу водителей на линии, включая выполнение рейсов и выполнение расписания;

-  стимулировать транспортные организации, повышать уровень предоставляемых услуг;

-  вывести пассажирский транспорт на современный технологический уровень [2].

Автоматизированная система контроля проезда имеет ряд недостатков. Основными из них являются следующие: обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов; сильное замедление посадки пассажиров. Последнее связано с ограничением входа только передней дверью, необходимостью проходить турникет и покупкой билетов у водителя. Малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Длинные очереди на посадку, особенно в плохую погоду и часы пик, доставляют неудобства пассажирам [3].

Несмотря на недостатки, существует необходимость внедрения автоматизированной системы контроля проезда, которая состоит в решении проблем общественного пассажирского автотранспорта:

1) ликвидация безбилетного проезда пассажиров;

2) оперативный учет выполненной транспортной работы;

3) определение потребности пассажиров в перевозках;

4) точный учет перевозки льготников по категориям и выставление обоснованных счетов на компенсацию «выпадающих» доходов;

5) контроль выполнения водителями рейсов.

Таким образом, внедрение автоматизированной системы контроля проезда позволит оптимизировать работу автотранспортного предприятия, тем самым повысить качество оказываемых услуг, автоматизировать учет данных и их обработку.

Библиографический список

1.  Центр электронного бизнеса TUT.BY [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tutby.com/ . – Дата доступа: 03.04.2015 г.

2.  Автоматизированная Система Контроля Проезда (АСКП) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turniketam.net/. – Дата доступа: 04.04.2015 г.

3.  АСКП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/. – Дата доступа: 04.04.2015 г.

 ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 434-439

 


Количество просмотров: 3426
теги:
24.06.2015 06:59 | Kaflogблог автора

Еще публикации: