Российская и зарубежная практика показывает высокую эффективность применения логистических концепций в бизнесе, однако на настоящий день лишь малая часть отечественных компаний использует их в своей деятельности, что вызвано слабой логистической грамотностью в стране. Разработка современных инструментов в области логистических стратегий, адаптированных под условия малого и среднего бизнеса, будут способствовать распространению логистического подхода к управлению организацией, а следственно и росту эффективности отечественного бизнеса.
Ключевые слова: логистическая стратегия, цепи поставок, методология логистики
V. E. Grirorieva,
master-student,
Siberian Federal University,
Krasnoyarsk, Russia
Methodological aspects of logistic strategy choice for small business organization
The Russian and foreign practice shows outstanding performance of application of logistic concepts in business, however for this day only the small part of the domestic companies uses them in the activities that is caused by weak logistic literacy in the country. Development of modern tools in the field of the logistic strategy adapted under conditions of small and medium business will promote distribution of logistic approach to management of the organization, and it is investigative also to growth of efficiency of domestic business.
Keywords: logistic strategy, supply chains, logistics methodology
В современном мире, в условиях высокой конкуренции, глобализации рынка, а так же непрерывного повышения запросов потребителей, компании ищут пути сохранения стабильности в динамичных условиях внешней среды. Организация, способная адекватно реагировать на внешние возмущения, имеет большое конкурентное преимущество, поэтому концепция логистического управления организацией является на настоящий день очень актуальной.
Принципы и подходы логистики в управлении предприятием существенно повышают эффективность его функционирования, помогают снижать издержки, ускорять производственный цикл, повышать скорость реагирования на изменяющиеся условия внешней среды, а так же оптимизировать бизнес-процессы.
По оценкам исследователей, на настоящий момент только 3% российских компаний имеют четко сформулированную логистическую стратегию, что является низким уровнем в сравнении с европейским рынком. Данная статистика объясняется множеством причин, среди которых наиболее фундаментальной является слабая разработанность методологической основы формирования корпоративной логистической стратегии. Несмотря на то, что в открытом доступе большой объем информации о видах и типах логистических стратегий, она не структурирована и не классифицирована, что для неподготовленного предпринимателя является серьезной преградой на пути к пониманию сущности процесса разработки и внедрения логистической стратегии. Поэтому процесс систематизации данных и создание простых в использовании алгоритмов, является очень актуальным, ведь это поможет предпринимателям понять логистические концепции, а значит и повысить степень их распространения в реальном бизнесе.
Учитывая концепцию интегрированной логистики, логистическую стратегию можно определить как "долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме; межфункциональная и межорганизационная координация и интеграция, сформулированная высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями". Среди наиболее распространенных стратегий, применяемых в современных компаниях, можно выделить ряд базовых, среди которых: стратегия минимизации общих логистических издержек; стратегия улучшения качества логистического сервиса; уменьшения инвестиций в логистическую инфраструктуру; логистического аутсорсинга; стратегические союзы в цепи поставок; стратегия на основе временных параметров и стратегия дифференциации. Стратегии построены на принципе выбора ключевого показателя и оптимизации его рядом инструментов. Каждая из них корреспондирует с определенной логистической философией, что оказывает влияние на принципы и предпосылки той или иной стратегии.
Стратегия минимизации издержек в практике получила название "тощая" или "стройная", она базируется на стремлении к сокращению затрат на всех этапах производства с сохранением определенного качества логистического сервиса.
«Тощая» стратегия «работает» лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Эта логистическая стратегия позволяет добиваться наибольшего успеха, если изменения в составе потребителей, продукции или логистики минимальны и когда из-за конкуренции важным фактором становится цена. Такое положение дел, как правило, характерно для товаров широкого спроса, в том числе продуктов питания, где важнейшим условием достижения успеха становятся самые низкие затраты.
Цель "динамичной" стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий.
Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е. стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей; создают удобный доступ потребителей к своей организации; гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы; проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей.
Данная логистическая стратегия функционирует лучше всего для организации, предлагающей широкий ассортимент продукции, а также в условиях, когда спрос резко меняется и спрогнозировать его сложно. Такой вариант стратегии позволяет добиваться наибольшего успеха тем организациям, которые не могут точно оценить спрос до тех пор, пока потребители не разместят у них заказы, а также выполняющие свои операции на заказ и занимающиеся массовым выполнением заказов.
Стратегия аутсорсинга базируется на принципе "Made or buy" и заключается в передаче обязанностей по управлению логистикой сторонним организациям на платной основе в случае, когда самостоятельное осуществление данной деятельности является менее эффективным. Данная стратегия подходит для компаний, которые имеют ключевые компетенции не в логистической сфере и в организации отсутствуют ресурсы для осуществления логистического управления (кадры, время, финансы).
Стратегия снижения затрат на логистическую инфраструктуру основана на активном использовании логистических посредников в процессе распределения товаров, перевод части процессов на аутсорсинг, оптимизация размещения складов, магазинов и производственных предприятий.
Основные направления реализации такой стратегии будут заключаться в использовании логистических посредников в дистрибьюции, создании сети региональных распределительных центров, децентрализованного управления логистикой в выделенных регионах сбыта и создании распределенной информационной системы, поддерживающей логистику.
Стратегия на основе временных затрат близка по сущности к "тощей" стратегии, но фокусируется на экономии временных ресурсов. Она ставит целью максимальное сокращение времени простоя товара на каждом этапе производственного процесса. Стратегия будет актуальна для компаний, которые вынуждены быстро реагировать за заказы потребителя, а так же для производителей специфичной продукции, имеющей короткий срок годности.
Стратегия дифференциации предполагает использование расширение видов деятельности в сфере логистики для достижения независимости предприятия от единственного направления. Дифференциация может быть горизонтальная - расширение номенклатуры и ассортимента товаров и вертикальная - расширение деятельности организации на предыдущие или последующие этапы технологического производства или распределения продукции. Стратегия подходит для компаний, которые испытывают давление со стороны поставщиков или потребителей. Путем горизонтальной дифференциации компания может получить конкурентное преимущество, стать более стабильным и менее подверженной колебаниям внешней среды.
Стратегические союзы с поставщиками и заказчиками представляет собою стратегию, основанную на концепции управления цепями поставок. Совместный вклад в общее дело, общий риск и выгода - принципы взаимодействия между партнерами. В рамках системного подхода выделяется первостепенность функции перед структурой логистической системы, другими словами, бизнес-процесс в цепи имеет образующий характер. Соответственно деятельность в рамках стратегии строится на координации бизнес-процессов внутри компании (межфункциональная координация) и между участниками логистической цепи поставок (межорганизационная).
Таким образом, применение той или иной стратегии зависит от специфики бизнеса, философии руководства высшего менеджмента, условий рынка, конкурентной позиции, ценностей организации и особенностей потребителя и выпускаемого товара.
Использование одной логистической стратегии не ограничивает использование другой, они могут дополнять друг друга объединяясь в комбинированные стратегии, созданные под уникальные условия конкретной фирмы. Выбор стратегии должен проводится специалистом так как необходимо четко представлять специфику бизнеса, логистические концепции и методику их выбора и реализации, однако современный бизнес (преимущественно малый) не всегда имеет возможность прибегнуть к услугам профессионалов и действует самостоятельно, в этом случае необходимо обеспечение их доступными методиками и инструментами, способными помочь при разработке и выборе логистической стратегии.
Для решения поставленной задачи предполагается разработка инструмента выбора логистической стратегии компании малого и среднего бизнеса, который позволит по заданным параметрам определить тип стратегии, подходящий конкретной компании с заданными условиями внешней и внутренней среды. В основе инструмента лежат концепции основных логистических стратегий, а так же условия их применения в реальном бизнесе. Инструмент выбора логистической стратегии имеет следующий вид:
Для удобства, обозначим стратегии номерами: (1) минимизации общих логистических издержек; (2) улучшения качества логистического сервиса; (3) уменьшения инвестиций в логистическую инфраструктуру; (4) логистического аутсорсинга; (5) стратегические союзы в цепи поставок; (6) на основе временных параметров и (7) стратегия дифференциации.
Таблица 1
Выбор логистической стратегии компании
№ |
Показатели внутренней и внешней среды организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Структура и объемы спроса стабильны |
Л |
|
|
|
|
Л |
Л |
2 |
Структура и объемы спроса НЕ стабильны |
|
Л |
|
Л |
|
|
|
3 |
Рынок стабилен |
Л |
|
|
|
|
|
Л |
4 |
Рынок динамичен |
|
Л |
Л |
|
Л |
Л |
|
5 |
Конкуренция на рынке высокая |
Л |
Л |
|
|
Л |
Л |
|
6 |
Конкуренция низкая |
|
Л |
|
|
|
|
|
7 |
Компания имеет долгосрочные отношения с поставщиками/посредниками |
Л |
|
Л |
|
|
|
|
8 |
Компания НЕ имеет долгосрочные отношения с поставщиками/посредниками |
|
|
|
Л |
Л |
|
Л |
9 |
На рынке высокая дифференциация товаров/услуг |
|
Л |
|
|
|
|
|
10 |
На рынке низкая дифференциация товаров/услуг |
Л |
|
|
|
|
|
|
11 |
В организации есть ресурсы для осуществления логистического управления (ЛУ) |
Л |
Л |
|
|
|
|
Л |
12 |
В организации нет ресурсов для осуществления ЛУ |
|
|
|
Л |
|
|
|
13 |
Производство связано с высокими издержками |
Л |
|
Л |
|
Л |
|
|
14 |
У товара высокая добавленная стоимость |
|
Л |
|
|
|
|
|
15 |
Компания стремится к лидерству по издержкам |
Л |
|
Л |
|
|
|
Л |
16 |
Компания имеет развитую сеть дистрибуции |
|
Л |
|
|
Л |
|
|
17 |
Компания работает с конечным потребителем |
|
Л |
Л |
|
|
Л |
|
18 |
Для компании важно сокращение времени производственного цикла |
|
|
|
|
|
Л |
|
19 |
Существуют проблемы с поставщиками по срокам поставок |
|
|
|
|
Л |
|
Л |
20 |
Производственный процесс имеет высокий уровень стандартизации |
Л |
|
Л |
|
|
Л |
|
21 |
Высокое давление поставщиков |
|
|
|
|
Л |
|
Л |
22 |
Компания работает с использованием концепции внутренних ЦП |
Л |
Л |
|
|
Л |
|
|
23 |
Компания является звеном ЦП |
Л |
|
Л |
|
|
|
|
24 |
Компания имеет ресурсы для расширения видов деятельности |
|
Л |
|
|
|
|
Л |
25 |
Компания не имеет ресурсов для формирования логистической инфраструктуры |
|
|
Л |
Л |
|
|
|
∑= |
|
|
|
|
|
|
|
Применение инструмента происходит следующим образом: предприниматель последовательно оценивает каждый из 25 параметров, представленных в таблице - если он соответствует его бизнесу (отражает реальные внутренние или внешние условия), то все типы стратегий, отмеченные напротив параметра, отмечаются. Параметр, не соответствующий реальности - пропускается. Затем количество отмеченных клеточек суммируется по столбцу и выписывается в последнюю строку. Далее суммы сравниваются и выбирается несколько (1-3) типов стратегий, которые лучше всего подходит для организации при учете конкретных условий внутренней и внешней среды.
Данный инструмент предназначен для предварительного отбора типов логистических стратегий, которые в последствии подвергаются более детальному анализу и утверждаются в соответствии с его результатами. Применение данного инструмента поможет сделать процесс выбора стратегии в области логистики более доступным для предпринимателей, имеющих низкий уровень логистической грамотности.
Библиографический список
1.Чернова Д.В. Методика разработки логистической стратегии.
Вестник СГЭУ. 2013. № 4 (102). С. 139-142.
2. Санков В.Г. Разработка логистических стратегий функционирования цепей поставок товарной продукции разных типов. Вестник СГЭУ. 2009. № 3 (53). С. 65-71
3. Охотников И.. Системный подход как методологическая основа управления
логистическими бизнес-процессами в цепях поставок/ Охотников И.,
Сибирко И. Логистика. 2014. № 1 (86). С. 25-27.
ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 427-432