Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 декабря 20:23:40
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Концепция устойчивой городской мобильности как новое направление развития города

В статье рассматривается новое направление развитие города – концепция устойчивой городской мобильности. На основании проведенного исследования были даны определения понятию «городская мобильность» и «концепция устойчивой городской мобильности». Проанализированы цели устойчивого развития города, а также выделена группа показателей, оценивающих уровень городской мобильности.

Ключевые слова: мобильность, устойчивая городская мобильность, городская логистика

         L.A. Hayeuskaya,

Scientific adviser - E.B. Maley

Polotsk State University,

Novopolotsk, Belarus

The concept of sustainable urban mobility as a new direction for the city    The article discusses new direction of development of the city it is the concept of sustainable urban mobility. Based on the study were given a definition of "urban mobility" and "the concept of sustainable urban mobility." We have analyzed the goals of sustainable development of the city, as well as isolated group of indicators that assess the level of urban mobility.

Keywords: mobility, sustainable urban mobility, urban logistics.

 

Огромное экономическое значение в жизни города имеет транспортное обеспечение. Взаимодействие промышленных предприятий, сфер обслуживания, торгово-потребительского рынка напрямую зависит от транспорта. Подобно кровеносным сосудам, транспортные артерии оплели города основными своими преимуществами: быстротой, доступностью и коммуникабельностью.

В городах существует два основных вида потоков — движение лиц и грузов, а также сопутствующей им информации. Этот трафик, необходимый для правильного функционирования и развития города, приводит к чрезмерной нагрузке на линейную транспортную сеть, что увеличивает конкуренцию потребителей названных потоков  за доступ к сети  в условиях ограниченной пропускной способности. В значительной мере это связано с тем, что такое перемещение не координировано, поэтому является причиной возникновения социальных конфликтов [5, с. 295]. Эти проблемы имеют наиболее острый характер в городах развивающихся стран. Именно на них в ближайшие десятилетия придется примерно 90 процентов глобального прироста населения. Эти города уже сейчас с трудом справляются с растущим спросом на инвестиции в транспортные системы. Они также сталкиваются с проблемой «транспортной нищеты». Из-за высокой стоимости поездок миллионы людей не могут пользоваться общественным или частным транспортом; инвалиды и престарелые люди зачастую не могут пользоваться транспортом, поскольку он не приспособлен для них; и небезопасность транспорта представляет собой серьезную проблему для многих женщин, молодых людей и меньшинств, которые находятся в уязвимом положении по причине своей религиозной или этнической принадлежности [2].

В течение последних двух десятилетий европейские города прилагают значительные усилия в стремлении улучшить условия для мобильности своих жителей. Свидетельством этого является принятие 17 декабря 2013 года нормативного пакета по городской мобильности Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссией. Нормативный пакет служит основой для оказания ЕС поддержки в сфере городской мобильности в течение отчетного периода 2014-2020 годов.

При этом следует отметить, что в экономической литературе существует очень малое количество публикации по данной тематике, в частности практически не встречается трактовок самого понятия «городская мобильность» (таблица1).

По нашему мнению, понятие городской мобильности наиболее полно отражено в определении А. Йонкис, т.к. оно включает в себе не только передвижение людей, а также перемещение груза и информации внутри логистической системы города.

Таблица 1

Трактовка понятия «городская мобильность» в литературных источниках

п/п

Источник

Дефиниции

1

2

3

1

Вардеванян П.Г.

«Городская мобильность – подвижность людей, измеряемая  количеством  перемещений  пешком  или  на транспорте,  преодолевая  городское  пространство  в  процессе своей жизнедеятельности» [2].

2

Йонкис А.

«Городская мобильность — это совокупность процессов управления перемещением лиц, груза и информации внутри логистической системы города в соответствии с потребностями и целями его развития, при соблюдении требований охраны окружающей среды, с учетом того, что город — это общественная организация, главная цель которой удовлетворить потребности своих пользователей» [5, с. 296].

3

Попов В.

«С научной точки зрения пресловутая городская мобильность определяется как подвижность и способность к быстрому передвижению, действию, то есть это то, чего на улицах больших городов нашей страны с каждым годом становится все меньше» [1].

Примечание: собственная разработка на основании изученной экономической литературы.

Таким образом, под городской мобильностью будем понимать совокупность процессов управления перемещением лиц, груза и информации внутри логистической системы города в соответствии с потребностями и целями его развития, при соблюдении требований охраны окружающей среды, с учетом того, что город — это общественная организация, главная цель которой удовлетворить потребности своих пользователей» [5, с. 296].

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Городская мобильность» 7 октября 2013 года: «Мобильность обеспечивается не только путем строительства более широких или более протяженных дорог; для мобильности нужны удобные и эффективные системы, обслуживающие большинство людей наилучшим и наиболее справедливым образом. Это предусматривает поощрение перехода от пользования частным транспортом к поездкам на поездах, автобусах и велосипедах и улучшение освещенности тротуаров, чтобы ими могло пользоваться больше пешеходов. Люди должны иметь возможность безопасно и быстро добираться до работы, учебных заведений, больниц и мест отдыха. Правильное повышение мобильности может оживить деятельность городских центров, улучшить производительность и повысить привлекательность городов для всех пользователей – от инвесторов до посетителей и жителей» [3].

Город – это общая территория, принадлежащая проживающему на ней сообществу, которое имеет право на гарантированное соблюдение политических, экологических, социальных и экономических аспектов жизнедеятельности.

В этой вязи внедрение концепция устойчивой городской мобильности как нового направления развития города является актуальным и практически значимым.

Совместное взвешенное планирование города и транспорта, направленное на устойчивое развитие позволит сократить транспортную составляющую до приемлемого уровня и в тоже время повысить мобильность и качество жизни в городе.

Цели долгосрочного устойчивого развития города и его транспорта заключаются в следующем [4, с. 10]:

    сохранение и улучшение качества жизни;

    уважение права на мобильность каждого в отдельности;

    снижение негативного влияния транспорта на здоровье людей;

    снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду;

    обеспечение и стимулирование экономического развития города.

Таким образом, суть концепции устойчивой мобильности подразумевает предложение экологически чистых видов транспорта, которые включают в себя коллективные транспортные средства (троллейбус, трамвай, автобус, метро), а также пешеходное и велосипедное движение. Если их доля в общей структуре движения будет высока, появится возможность для качественного развития города и повышения качества жизни его жителей.

В экономической литературе выделяют систему показателей городской мобильности, которая используются для оценки уровня удовлетворения потребности городского населения в услугах городского пассажирского транспорта и необходимы при формировании транспортной политики города.

Рассмотрим показатели оценки логистической системы городского пассажирского транспорта на рисунке 1.

Однако достижение устойчивой мобильности, в т.ч. и необходимого уровня сервисных показателей, напрямую зависит от финансирования. В этой связи необходимо уделить особое внимание финансовым показателям городской мобильности. Так, к финансовым показателям относятся: доля общественного транспорта в валовом региональном продукте, доля покрытия затрат на городские перевозки собственными доходами предприятия, процент субсидирования городских перевозок за счёт бюджета,  динамика обновления парка транспортных средств, расходы средств местного, областного и республиканского бюджетов на транспортную систему города.

Таким образом, мобильность относиться к одной из главных потребностей жителей города. Высокая мобильность даёт жителям и городу возможность развития и роста благосостояния. От того, как организовано движение, зависит ее влияние на экологию и здоровье человека. Мобильность – это движение. Мобильность и транспорт не являются тождественными понятиями. Определенный уровень мобильности может быть достигнут как большим так и малым транспортным движением. Мобильность на перспективу предполагает обязательное сохранение и увеличение возможностей делать то, что хочешь делать в непосредственной близости от места проживания.

de47425ff34f1178852fd42659a6e256.jpg
Рисунок 1 – Показатели оценки логистической системы городского транспорта.
Источник [4, с. 2]

Внедрение концепции устойчивой городской мобильности направлено на сохранение и улучшение качества жизни, уважение права на мобильность каждого в отдельности, снижение негативного влияния транспорта на здоровье людей и окружающую среду, обеспечение и стимулирование экономического развития города.

Можно выделить четыре группа показателей, количественно оценивающих уровень городской мобильности:  две из них характеризуют транспортную систему (социальные и качественные), третья – уровень логистического сервиса города, четвертая -  финансовые показатели  городской мобильности, такие как доля общественного транспорта в валовом региональном продукте, доля покрытия затрат на городские перевозки собственными доходами предприятия, процент субсидирования городских перевозок за счёт бюджета,  динамика обновления парка транспортных средств, расходы средств местного, областного и республиканского бюджетов на транспортную систему города.

Достижение оптимальных показателей уровня городской мобильности является одной из первостепенных задач развития городов в современных экономических, экологических и социальных условиях.

Библиографический список

1.    Курс микроэкономики, 2-е изд. / Р.Н. Нуреев. – Москва, 2002 г. – 572с.

2.    Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/ homep/ru/indicators/statistics_for_schoolers/06.pdf Дата доступа : 14.02.2015

3.    Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Микроэкономика. Мн: Акад. упр. при Президенте Республике Беларусь, 2006. 391 с. 

4.         Новополоцк. Концепция устойчивой мобильности. – РОО «Белорусский Союз Транспортников». – 2014. – 51 с.

5.         Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. М.: Издательский центр «Академия», 2004, 645 с.

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост: материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. -   582 с. - с. 408-413


Количество просмотров: 10927
теги:
24.06.2015 06:51 | Kaflogблог автора

Еще публикации: